интегрированное занятие в подготовительной группе ОНР "Путешествие по осени".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кравченко Светлана Ивановна

Занятие в подготовительной группе ОНР где  дети закрепляют  пройденные лексические темы, развивают фонематический слух, совершенствуют грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx123.28 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие  для детей подготовительной группы ОНР  2 год обучения.

    Тема: « Путешествие по осени».

Цель: Закреплять  у детей  обобщающие понятия  «Осень», «Деревья», «Овощи», «Перелетные птицы», «Дикие животные». Создание  игровой  ситуации  в  развитии связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Уточнение  и расширение  предметного и глагольного словаря по теме;

- Развитие  фонематического слуха;

- Совершенствование  грамматического строя речи ( употребление в речи  уменьш.-ласкательных  суффиксов, образование  однокоренных слов, совершенствование  слоговой структуры слова, закрепление простых и сложных предлогов, употребление сложноподчиненных предложений, развитие связной речи).

Коррекционно-развивающие задачи:

-Развитие длительного  плавного  выдоха;

- Развитие зрительного внимания;

- Развитие координации речи с движениями;

- Развитие  артикуляционной моторики, тонкой и общей моторики;

- Развитие восприятия  и творческого воображения;

- Развитие эмпатии, рефлексия своей деятельности.

Воспитательные задачи: воспитание  навыков сотрудничества, самостоятельности, взаимопомощи.

Оборудование:  В.Косма  музыка из кинофильма «Игрушка», танцевальная мелодия Летка-Енка, музыка «Дождик», металафоны, крышки, ниткопись, картинки времен года,  разукраски с осенними пейзажами.

1.Дети читают стихи об осени. На экране картины разных периодов осени.

Владимир Степанов

 ПОТЕМНЕЛИ ВЕТВИ

 Потемнели ветви,

 От воды туман.

 Гонит тучи ветер

 Из холодных стран.

 Лето на излёте,

 Лес промок насквозь.

 Клюкву на болоте

 Ищет старый лось.

Иван Демьянов

 ОСЕНЬ

 На кусте-кусточке -

 Жёлтые листочки,

 Виснет тучка в просини, -

 Значит, дело к осени!

 В красных листьях бережок.

 Каждый листик – как флажок.

 Стал наш парк осенний строже.

 Бронзой весь покроется!

 Осень, кажется мне, тоже

 К октябрю готовится...

 В красных листьях бережок.

 Каждый листик - как флажок!

Владимир Степанов

 В ЛЕСУ ОСИНОВОМ

 В лесу осиновом

 Дрожат осинки.

 Срывает ветер

 С осин косынки.

 Он на тропинки

 Косынки сбросит -

 В лесу осиновом

 Наступит осень.

Владимир Орлов

В ЛЕСУ ТЕПЕРЬ СВЕТЛЕЙ И ТИШЕ

 В лесу теперь светлей и тише,

 Видна сквозь ветви вышина.

 Его вершина, словно крыша,

 Огнем осенним сожжена.

 Среди стволов туман пушистый,

 Как дым клубится на заре,

 Слетают листья, словно искры,

 И догорают на земле.

Маргарита Ивенсен

ОСЕНЬ

 Падают, падают листья.

 В нашем саду листопад...

 Желтые, красные листья

 По ветру вьются, летят.

 Птицы на юг улетают,

 Гуси, грачи, журавли.

 Вот уж последняя стая

 Крыльями машет вдали.

 В руки возьмем по корзинке,

 В лес за грибами пойдем,

 Пахнут пеньки и тропинки

 Вкусным осенним грибом.

Ирина Аржанникова

 ПРЕКРАСНАЯ ОСЕНЬ

 И вправду осень так прекрасна!

 И хризантемы в рост пошли...

 Сияют солнышком небесным

 Позолотевшие кусты.

 Поют и радуются птицы,

 Ловя последний теплый луч.

 И вот к ногам твоим ложится

 Кусочек радуги из туч...

Владимир Степанов

 ПТИЦЫ УЛЕТАЮТ

 Птиц провожают в дорогу леса:

 Долгое эхо летит в небеса.

 Птиц провожают в дорогу луга:

 Выросли травы в большие стога.

 Даже вослед им, как будто крылом,

 Пугало машет пустым рукавом.

Тимофей Белозеров

 СЕНТЯБРЬ

По алым перьям снегиря

Течёт прохлада сентября.

В сухом бору дремота сосен,

Покоем веет от полей...

На юг уходит наша осень,

Держась за нитку

Журавлей.

Алексей Плещеев

 СКУЧНАЯ КАРТИНА!

 Скучная картина!

 Тучи без конца,

 Дождик так и льется,

 Лужи у крыльца...

 Чахлая рябина

 Мокнет под окном,

Смотрит деревушка

 Сереньким пятном.

 Что ты рано в гости,

 Осень, к нам пришла?

 Еще просит сердце

 Света и тепла!....

Георгий Ладонщиков

В ОКТЯБРЕ

 Серый день короче ночи,

 Холодна в реке вода,

 Частый дождик землю мочит,

 Свищет ветер в проводах.

 Опадают листья в лужи,

 Хлеб убрали в закрома,

 До прихода зимней стужи

 Утепляются дома.

М. Лесовая

 ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

 Листья солнцем наливались.

 Листья солнцем пропитались.

 Налились, отяжелели,

 Потекли и полетели,

 Зашуршали по кустам,

 Поскакали по сучкам.

 Ветер золото кружит,

 Золотым дождём шумит!

Владимир Орлов

КОВРОВЫЕ ДОРОЖКИ

 За осенними тучами где-то

 Журавлиный затих разговор.

 На дорожки, где бегало лето,

 Разноцветный улёгся ковёр.

 Воробей загрустил за окошком,

 Непривычно притихли дома.

 По осенним ковровым дорожкам

 Незаметно приходит зима.

З. Федоровская

ОСЕНЬ

 Осень на опушке краски разводила,

 По листве тихонько кистью проводила:

 Пожелтел орешник и зарделись клёны,

 В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

 Утешает осень:

 -Не жалейте лето!

 Посмотрите – роща золотом одета!

Галина Новицкая

ОКТЯБРЬ

 Листва всю землю устилает,

 Рыжеют чёрные поля.

 И в серых тучах день скучает,

 И ветру сдались тополя.

 И вдруг, неведомо откуда,

 Среди осенней кутерьмы

 Зайчишка белоснежным чудом

 Несёт в поля клочок зимы.

2 . Д/у «Лесное эхо»

Давайте расскажем об осени лесным эхом.

Эхо лесное спросить хочу.

Ау, ау, ау.

Куда это листья пропали?

Опали , опали ,опали.

Птички - певички давно ли галдели?

Летели , летели, на юг улетели.

Белки и зайцы про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем.

Так что же твориться в лесу, спросим?

Осень, осень, осень.

Работа с планшетом. Из разнообразия картинок  всех времен года дети выбирают  только осенние пейзажи. И рассказывают  об осени. Какая она бывает?

Если осенью идет дождь ,то она – дождливая.

Если дует ветер – ветреная.

Если осенью тепло – теплая.  Если сентябрь – ранняя .

Если сыро – сырая. Если ноябрь – поздняя .

Если пасмурно – пасмурная.
Педагог: Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок ,летят на мерзлую землю серебряные  звездочки – снежинки, звенят по ветру обледенелые ветки деревьев. Серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

3. Развитие плавного длительного выдоха.

Логопед: — Сегодня я к вам пришла с осенними листочками. (К верёвочкам прикреплены из цветной бумаги листочки)

- Наденьте их на пальчик и поймайте на ладошку листочек. Поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Подуйте на листочек, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох носом, выдох ртом, вытянув губы вперёд трубочкой. Подуйте на листок.

-Подул лёгкий ветерок (поддувание длинной, лёгкой воздушной струёй);

- Подул сильный ветерок (поддувание длинной, более сильной воздушной струёй);

–Молодцы.

4.Упражнение «Разноцветные листочки»

Логопед: — Какого цвета становятся листья на деревьях осенью?

-Как можно, одним словом сказать про цвет листьев? Какие они?

Дети: красивые, разные. Разноцветные.

Логопед: Давайте хором повторим РАЗНОЦВЕТНЫЕ.

- Почему меняется цвет листьев осенью?

- Посмотрите на полотно. Что вы здесь видите? (осенний лес)

(На наборном полотне изображение деревьев. Кружки для нужного листочка, а на столе листочки с данных деревьев. Картинки снабжены «липучками», так же и кружки, нарисованные около деревьев)

 Детям о осени средняя группа

Логопед: — Вы узнали деревья, которые растут в нашем лесу? Подойдите и назовите.

(Дети по очереди выходят, показывают и называют деревья)

Логопед: — Осенний ветер принёс нам листья с деревьев. Отгадайте, с какого дерева упал каждый листочек. Закрепите его рядом с этим деревом в кружке и назовите, какой это листок.

 Нод развитие речи в старшей группе

Ребёнок: — этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.

Ребёнок: — этот листочек упал с ели. Это еловые иголки.

Ребёнок: — этот листочек упал с сосны. Это сосновые иголки.

Логопед: — С какого же дерева упал последний листок? (с каштана)

-Мы назовём его лист каштана. Каштановый лист не принято говорить.

Игра «Запомни и повтори цепочки слогов»  (Цепочки произносятся с ударением на разный слог) Запомните и произнесите песенку листьев: 

ша-шо-шу;  ши-шу-ша;  ши-ша-шу .

Я вам прочитаю стихотворение, вы запомните и назовите слова со звуком «Ш».                   В тишине лесной глуши

Шепот к Шороху спешит.

Шепот к шороху спешит,

Шепот по лесу шуршит. (А.Суслов)

Игра «Где звук?» Работа на определение места звука «Ш» в этих словах. (Детям с низким уровнем развития - по звуковым полоскам, с высоким уровнем – без зрительной опоры)

Игра «Узнай по контуру» Мы будем смотреть на тучки и угадывать, на что они похожи. (о с е н ь ) Что такое буква, а что такое звук? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

Назовите звуки, которые они обозначают.

5. Физкультминутка «Осенние листья»

Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)

Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)

Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)

 Эксперимент.

Проблемный вопрос:

-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит)

- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой и микроскопом.(рассматривание на проекторе)

Опыт : Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим  сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой

Проблемный вопрос:

«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

1. Опыт «Почему лист зеленый?»

- Что нам понадобиться для этого эксперимента -Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым.

А почему листья желтеют и опадают?

        (Потому  что стало холодно. Потому что деревьям не хватает питания).

А как они питаются:  кушают кашу, суп ?

          (Корнями всасывают (пьют, достают) воду: вода по стволу, веткам, идет к листьям).

            Зачем им питание?

           (Потому что деревья – это живая природа: они питаются и растут).

            Зачем вы питаетесь, пьете?

           (Чтобы расти, жить, быть здоровыми).

           Я предлагаю вам попить сок этими трубочками.

Что вы делали, чтобы сок попал вам в рот? (сосали, втягивали, всасывали, тянули).

           И деревья так же своими корнями всасывают воду из земли.

           Что это? (Макет дерева).

            Какого дерева? Осеннего дерева (редкие желтые листья).

 Давайте представим, что мы попали вовнутрь дерева (ствола).

Что вы видите? (трубочки) А  в дереве есть невидимые жилки, по которым и поступает вода по стволу к веточкам, по веточкам к листьям. А с наступлением холодной погоды движение водички (сокодвижение) замедляется, прекращается. Питания листьям не хватает и они желтеют, погибают.  Веточкам тяжело их держать, вот дерево и сбрасывает листья.

         А как называется явление природы, когда листья с дерева опадают?

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).        

6.Педагог: Ребята, осень богата не только яркими красками листьев, осенью собирают урожай овощей и фруктов.

Сценка «ОГОРОД»

Осень:

Прогуляюсь в огород,

Посмотрю, что там растет.

Все ли овощи дозрели.

Все ли овощи поспели?

Под веселую музыку выбегают, дети в костюмах овощей, и садятся спиной к зрителям.

Сценка «Огород».

Осень

В огороде у меня урожай не плох.

Посадила я морковку, и капусту, и горох.

Помидоры поспевают, огурцы растут,

И картошка подрастает, зеленеет лук.

Солнышко греет, дождик поливает,

Овощи на грядках быстро поспевают!

Осень берет лейку, поливает овощи. Овощи вырастают (дети поворачиваются лицом к зрителям) .

Морковь:

Я морковка всем на диво:

И румяна и красива.

Я – морковка гладкая,

Рыженькая, сладкая.

Капуста:

А я, сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

Ах, какие вкусные

Щи мои капустные!

Горошек :

Я зелененький мальчишка!

Я веселый хвастунишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу.

Помидор:

Очень важный я синьор,

Спелый, сладкий помидор.

Красный, сочный я и гладкий.

Угощаю всех, ребятки,

Кто мой сок томатный пьет,

Не болеет целый год.

Огурец:

Свеженький я и хрустящий.

Я – огурчик настоящий.

Был на грядке я зеленым,

Стану в банке я соленым.

Картошка:

Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Лук.

Я – лучок от всех болезней.

Я, ребята, всех полезней.

Хоть я горький, не беда.

Нужно есть меня всегда.

Овощи.

Все мы с огородной грядки,

Нас запомните, ребятки.

Витаминами богаты.

И нужны мы вам ребята.

Педагог: Вот какой огород. Все, что хочешь, в нем растет! 

Игра «Волшебные шнурочки»

Педагог  открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.

Педагог: Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.

7.Игра  «Узор дождя»

Педагог (муз. руководитель): Кто всю ночь по крыше

Бьет да постукивает,

И бормочет, и  поет, убаюкивает?

Крупно, дробно зачастило,

И всю землю намочило.

(Ответы детей: дождь)

Педагог : Правильно ребята. Это дождик. Дождик нарисовал на окне узор. Давайте его оживим и озвучим.

Дети изображают ритмический рисунок.

Педагог (музык. руководитель): У вас получился настоящий осенний дождь.

Шляпка большая

На ноге сидит,

В дождик вырастает,

Хоть совсем не гриб.

Я его беру  с собой,

Не нужна мне шляпа,

Разверну над головой,

Если дождь закапал.   (Зонтик)

Слышен шум дождя.    Дети разбирают зонтики.

9.  Танец с зонтиками.

10. Педагог-психолог: Сказка «Помоги дождику узнать-хороший он или плохой?»

11. Логопед:  Скоро белые метели

                           Снег поднимут от земли

                           Улетают, улетели

                            Улетели журавли...

Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу... Пусть каждый из вас скажет свое название. Ответы детей.

12.Пальчиковая гимнастика «Птички»

Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному

Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель.

Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)

13.Педагог. Ударят скоро  морозы и теплые дома покинуть не захочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные подготовились к зиме? Есть ли у них теплый, уютный дом?

Дети

1-ый ребенок Настя Д.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надежный дом.

2-ой ребенок Кирилл.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

3-ий ребенок Ваня.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

4-ый ребенок Тима.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

5-ый ребенок  Леша.

Спит в берлоге косолапый

До весны сосет там лапу.

6-ой ребенок Лиза.

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем.

14. Логические задачи.

1. Раз к зайчонку на обед                2.Три зайчонка, пять ежат

Прискакал дружок сосед.                Ходят вместе в детский сад.

На пенек зайчата сели ,                      Посчитать мы вас попросим

И по пять морковок съели.               Сколько малышей в саду.

Кто считать умеет ловко?

Сколько съедено морковок?

3.Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один из них устал.

А теперь ответ найди - сколько мишек впереди?

15.  Педагог-психолог: Релаксация.

В благодарность за работу  осень дарит  вам раскраски, которые дома вы можете оживить с помощью цветных карандашей вместе с родителями.