Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Касаткина Оксана

Представленный конспект логопедической НОД в старшей группе по совершенствованию лексико-грамматического строя речи .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СТАРШЕЙ (5-6 лет) ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ( ДЕТИ С ОНР 2- 3 УР.) ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА

« ПРИКЛЮЧЕНИЯ В АФРИКЕ»

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД КАСАТКИНА О. И.

Тема: животные жарких стран.

Возраст: старшая группа (5 – 6 лет)

Форма проведения: подгрупповая

Цель: расширение и активизация словарного запаса по теме животные жарких стран и их детёныши.

Задачи:

Коррекционно-образовательная: активизация и актуализация словаря по лексической теме, совершенствование грамматического строя речи (образование и согласование в роде и числе с существительными притяжательных прилагательных; составление сложных предложений с союзом «потому что», «а», частицей «не», уточнение с детьми названий животных жарких стран (самок) и их детенышей в ед. и мн. числе);

Коррекционно- развивающая: развитие связной речи, речевого слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, опираясь на слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательная: продолжать формировать культуру поведения у воспитанников, навыки сотрудничества, умение поднимать руку, слушать других детей не перебивая, бережное отношение к природе.

Дидактические материалы: письмо, кактус, индивидуальные зеркала, простые карандаши, «пиктограммы»- «пунктирные» изображения игры «4-й лишний», плакат с изображением «Нелепицы», бананы, изображения животных жарких стран в группе.

Технические средства: фонограмма «У жирафа пятна» музыка и слова Железновых, презентация Power Point.

Словарь: существительные: лев, слон, жираф, крокодил, бегемот, верблюд, зебра, черепаха, обезьяна, носорог, кенгуру, джунгли, пустыня, саванна, Африка; глаголы: охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, защищаться, нападать, подкрадываться; глаголы: прилагательные: полосатый, пятнистый, быстроногий, сумчатый, медлительный, выносливый.

Предварительная работа: беседы, разучивание стихотворений, чтение сказки К. И. Чуковского «Бармалей», формирование словаря, совершенствование грамматического строя речи по лексической теме, контроль  произношения детьми звуков, уточнение звуконаполняемости слов, в соответствии с реализацией индивидуальных образовательных маршрутов.

Методические рекомендации: данный конспект может быть так же использован в качестве итогового ННОД по лексической теме «Животные жарких стран» для детей подготовительных массовых групп; частично для воспитанников групп ЗПР 6-7 лет. Актуален так же вопрос контроля звукопроизношения воспитанников (в зависимости от индивидуальной динамики каждого воспитанника), контроль правильности формирования предложений разных типов.

План:

Организационный момент, 1 мин.

Вступительная часть-3-5 мин.

Основная часть- 18-20 мин.

Заключительная часть- 3-5 мин.

Вопросы и задания: сюрпризный момент, беседа, элементы психогимнастики, дыхательной и артикуляционной гимнастик, лексико-грамматические упражнения, вопросы к детям, динамическая пауза, «нелепицы», «пиктограммы», чтение стихотворений.

Ход:

Ребята, сегодня я получила послание, письмо, а к нему был прикреплён вот этот кактус. Как вы думаете, что может значить этот кактус, откуда это письмо? (Он из жарких стран.) А теперь давайте прочтём письмо: «Дорогие дети! Я недавно приходил к вам на праздник здоровья, рассказывал о пользе мыла, зубной пасты. А потом отправился в Африку, к моим друзьям, животным. А тут- ой-ой-ой!- жестокий Бармалей всех животных спрятал, заколдовал. Помогите! Спасите моих зверей! Ваш Айболит».

Предлагаю помочь Айболиту, выручить животных из беды. Закройте, пожалуйста, глаза, представьте, как вам становится тепло, даже жарко, шуршат листьями пальмы, пахнет необыкновенными цветами, солнце совсем слепит глаза. Откроем их, осмотримся.

Мы в Африке. А вот и первая трудность, посмотрите, все животные заперты за тяжёлыми дверями, за замками. Мы можем только в замочную скважину заглянуть, попробовать угадать, чьи мы видим части тела. (Задание с целью образования притяжательных прилагательных и их согласованию в роде, числе выполняется с помощью презентации РР):

Ответы детей:

Львиная пасть

Обезьяний хвост

Зебриные полоски

Львиные лапы

Крокодилья пасть

Черепаший панцирь

Тигриный хвост

Верблюжьи горбы

Носорожьи ноги

Жирафья шея

Обезьянья мордочка

Кенгуриный хвост

Слоновьи уши

Освободили животных- теперь давайте вместе с ними покажем то, что они умеют. Сядем к зеркалам и выполним гимнастику.

«Крокодилы улыбаются»- «трубочка у слонов» (2-3 смены),

«массаж языка»- беззвучно шлёпаем и кусаем язык (по 10-15 раз),

упр. «Качели»-жираф тянется то за листьями на деревьях, то пьёт воду из озера,

Животные показали нам то, что они умеют, а в это время все мамы-животные пошли к своим детёнышам, а кто к кому пошёл- мы сейчас и узнаем. (Задание с целью уточнения названий самок животных и их детёнышей и изменения их по числам выполняется с помощью презентации РР):

Ответы детей:

Черепаха ползёт к черепашатам;

Львица подошла к львятам;

Верблюдица подошла к верблюжатам;

Кенгуру скачет к кенгурятам.

В следующем задании Бармалей постарался запутать вас, предлагает найти лишние изображения  и рассказать, объяснить, почему это лишнее. (Каждый ребёнок на своём листе обводит пунктирные линии, называет, что лишнее, и объясняет, почему, полным ответом.)

Морковь, носорог, слон, обезьяна;

Гусеница, зебра, верблюд, черепаха;

Лев, бегемот, кенгуру, шорты;

Чашка, леопард, жираф, слон;

Тигр, слон, стол, черепаха;

Жираф, паук, слон, верблюд.

Динамическая пауза (музыка и слова Железновых, «У жирафа пятна»- выполняем движения под музыку).

Бармалей предлагает вам последнее задание- действительно ли вы всё хорошо знаете о животных жарких стран. Посмотрите, всё ли верно на этой картине, расскажите, что неправильно нарисовано (Дети с помощью картины «Нелепицы» выполняют задание по образованию сложных предложений с частицей «не», союзом «а»):

Примерные ответы детей:

У верблюда не бывает рогов.

Кенгуру вынашивает в сумке кенгурят, а не слон слонят.

Жираф не ползает по пальмам, а ходит по земле.

Носорог бывает серым, а не полосатым.

Арбузы растут не на пальмах, а на грядках, на бахче.

Крокодил ест мясо, а не бананы.

Думаю, все животные рады, им приятно, что вы так много знаете о них. Давайте ещё их порадуем. Почитаем стихи о детёнышах животных. (Дети читают стихи, предложенные в домашнем задании).

У слонёнка длинный нос,
Может он достать кокос,
Закусить десятком груш
И сам себе устроить душ.

Даже в сильную жару
Резво скачет
кенгуру,
Вместе с ней, участник гонок,
В сумке скачет кенгурёнок.

Утром юный носорог
Моет уши, чистит рог.
Так велела строго
Мама носорога.

Сосчитай, тигренок, мне
Все полоски на спине.
А на хвостике твоем,
Ох, давай считать вдвоем.

У горбатых у верблюдов

Есть сынишка- просто чудо!

И мечтают все в пустыне

О таком чудесном сыне.

До чего-же мама львица

Львёнком маленьким гордится:

«Будешь ты царём зверей,

Только подрастай быстрей»

Мыла сына мать-слониха,

Приговаривала тихо:

«Мой-ка ушки, хобот мой-

Будешь чист, слонёнок мой»

У тигрёнка-малыша

Очень добрая душа.

Просто он пока не знает,

Что свирепым тигр бывает.

Вопросы для анализа

Молодцы, все старались, на все вопросы отвечали правильно, старались произносить все звуки, стихи читали выразительно. И теперь, когда все животные свободны, скажите:

1. Что было самым сложным?

2. Что больше всего понравилось?

3. С каким животным хотелось бы встретиться по-настоящему?

В благодарность за вашу помощь животные хотят угостить вас лакомством- бананами. (Дети угощаются бананами, благодарят).

Методическая литература:

  1.  Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. С-Пб, Литера, 2001.
  2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Часть 1. Старшая группа (1-й год обучения)-2010.
  3. Фотоизображения животных из материалов ресурса Яндекс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект  развлечения в старшей группе компенсирующей направленности. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Автор:Кошкина Светлана Валентиновна, воспитатель высшей квалификационн...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»

Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи"....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...

План-конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности. Тема: «Растительный и животный мир родного края»

Задачи:-Познакомить детей с растительным и животным миром родного края-Учить детей составлять небольшие рассказы о животных родного края-Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе, желание...