Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Тема: «Книга – твой друг, с ней познай мир вокруг»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бородулина Елена Викторовна

Цель: формирование у детей интереса к книге и потребность в чтении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kniga.docx29.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

детский сад № 48 «Золотой петушок»

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с нарушениями речи

Тема: «Книга – твой друг, с ней познай мир вокруг»

Цель: формирование у детей интереса к книге и потребность в чтении. 

Задачи: 

- продолжать обогащать представления детей о мире предметов;

- познакомить детей с историей создания книг, их  эволюцию  в  разные  времена и материалах, используемых  человеком   для  записи своих  мыслей, историй, действий;

- учить рассказывать о знакомом герое из сказки, рассказа;

- учить работать в парах;

- развивать умение поддерживать беседу;

- развивать память, внимание;

- воспитывать интерес  к  истории  человечества   на  примере  письменности  и появления  книг;

- воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;

- развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.

 Предварительная работа: просмотр презентации «Кто работает в библиотеке»; чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»; чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;

Оборудование: мультимедийная  установка  с  видеоматериалом  по  теме; герои сказок; листы бумаги; карандаши.

Ход:

№ п/п

Название этапа

Содержание

Организация и ответы детей

Вводная часть

- Ребята, посмотрите, какое множество предметов.  

Скажите, для чего эти предметы, из чего они сделаны?

(Дети рассматривают предметы на столе: чашка, молоток, ботинок, шапка, овощ, мяч, зеркало, машинка)

- Чашка – это посуда, она сделана из фарфора, из нее люди пьют чай или сок.

- Мяч – это игрушка, сделан из резины, он резиновый, им можно играть. И т.д.

Постановка цели

- Да, ребята. Но откуда вы столько знаете?

Так много источников информации вы назвали. Все они для того, чтобы узнать как можно больше о предметах, животных, явлениях природы. Но ведь телевизор, компьютер и книги тоже кто-то придумал и сделал.

- Нам рассказывают родители.

- Мы узнаем на занятиях.

- Из книг.

- Из передач по телевизору.

- Из компьютера.

- Кто придумал первую книжку?

- Давайте узнаем, откуда взялись книжки!

 Основная часть

- Я согласна.

А вы, ребята, любите книжки? Какие книги вы любите?

Ребята, вы назвали очень хорошие сказки. Сегодня  нашим  помощником будет героиня сказки – Маша.

(Дети садятся за столы)

- Да.

- Петя и Потап.

- Про Лунтика.

- Про Дедморозовку.

- Сказки.

- Изумрудный город.

Маша: Здравствуйте, ребятки. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое и вместе разберемся в истории возникновения книги.

Беседа по презентации:

2 слайд Давным-давно с незапамятных времен люди  рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем,  что сами знали, а вот записать свои  мысли  не умели - потому что не знали,  на  чём  это  можно  делать.

Вот однажды  маленький мальчик сидел на большом камне, а другим камнем стучал по  нему. Вдруг у него получился  значок, похожий на человечка  и он  решил, что  так  запечатлел  себя, а  потом  он  рядом  изобразил деревце  и сказал, что  он  сидит  под  деревцем.

Так люди стали выбивать из камня разные силуэты людей, животных и растений. Тем  самым  рассказывая  друг другу  о  своих  историях. Так  появилась  первая  каменная  книга.

3 слайд      На  создание  такой  книги  у  людей  уходило  много  времени. Работа  была  очень  кропотливая  и  трудоёмкая. Как вы думаете  почему?

4 слайд    Прошло 100 лет и люди придумали писать силуэты на глине. Глина  более  мягкий   материал и  он  оказался  удобнее для  письма. Глина  раскатывалась  в  и  пока  она  не  высохла  на  неё  наносили иероглифы  и  рисунки.  После  этого  глиняные дощечки   клали    на солнце  сушить.  Когда глиняные страницы  книги подсыхали,  их переносили  в  помещение, собирали  вместе  и   хранили. Как  вы  думаете  глиняные  книги  были  прочными? Они  долго  служили  людям?

5 слайд    На этом слайде   мы  видим  ещё один  материал,  который  люди  использовали  для  письма – это  папирус.  Папирус  -   это  растение,  родом  из  далёкого  Египта.  Писали  на  папирусе  с  помощью  чернил, которые изготавливали  с  помощью  разведённой  в  воде  сажи  и  смолы. На  папирусе  в  древние  времена  не  только  писали, но  и  изображали  образы  людей  и  животных, которые  совершали  разные действия.

Как вы думаете, сохранились письмена на папирусе до наших дней?

6 слайд , 7 слайд   Времена  менялись  и  люди  продолжали   экспериментировать  с  различными  материалами    для   письма  и  создания  книг.

Как  вы  думаете  какие  ещё  материалы  могли  использовать люди? Почему  именно  эти?

   Люди   для  письма  использовали  ткань  и  кожу  животных. Эти  материалы  считались  самыми  дорогими  по  обработке  и  поэтому, их  использовали  только  самые  богатые  люди. Они  также  были  не  очень  удобными  и  практичными.

8 слайд   А эта книга сделана из воска. Люди  натирали  воском  поверхность дерева, и  затем  тонкой  палочкой  процарапывали  буквы. Ещё  Как  вы  думаете,  удобны  ли  в  изготовлении были  восковые  книги?

9 слайд       На  этом  слайде  мы  видим,  как  люди  спустя  много  лет  после  освоения  письменности  на  глиняных дощечках, решили  попробовать  использовать  и  другой  материал – бересту.

 Вы  знаете,  что  такое  береста?

   Берестяные  книги  хранились  недолго, так как  в  них  заводился жучок - короед, и они покрывались плесенью. Это уничтожало  книги.

 10 слайд   Поиски   удобного  и  практичного  материала  продолжались, пока  не  была  изобретена  бумага. Только  тогда  люди  начали  писать  на  бумаге, которую  используем  и  мы  с  вами.

11 слайд      Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих профессий.
Лесорубы пилят в тайге деревья, очищают стволы от веток, сплавляют по реке. Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают, размачивают и варят в огромных котлах, пока не получится  жидкая волокнистая масса. В нее добавляют мел, чтобы бумага была белая, и пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на вращательном барабане сматывается в рулон.

Как вы думаете, почему надо беречь книги?

12 слайд    рукописные книги

13 слайд    первый печатный станок

14 слайд     печатные книги

15 слайд    старые типографии

16 слайд  Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.

17 слайд    Библиотека – то место, где хранятся книги, где читатели могут читать книги.  Они очень изменились за последние годы. В чем вы видите изменения библиотек?

18 слайд     Книга будущего – электронная книга; книги, которые закачивают в компьютер; целые библиотеки книг, которые находятся в сети Интернет.

19 слайд     Как вы думаете, для чего нужны книги?

- Камни очень тяжелые и твердые.

- Глиняные книги были непрочные, могли рассыпаться.

- Да, сохранились в музеях.

- Не знаем.

- Были тяжелые эти книги.

- Кора с дерева.

- Чтобы больше сберечь  деревьев.

- Люди сидят за компьютерами.

- Чтобы много знать.

- Чтобы люди учились.

Физ.пауза

Песенка из мультфильма «Маша и медведь»

Дети выполняют движения по тексту.

Самостоятельная деятельность детей

Маша: Мы с вами, ребята, вместе разбирались откуда взялись книги, кто их придумал и делал.

- А мы сможем сами сделать книги?

- Мы превращаемся в работников типографии. У нас есть бумага, карандаши. Но вы еще не умеете писать буквами. Как мы сможем написать книгу?

Правильно. Но сначала нужно придумать содержание книги.

Маша: Ребята, придумайте новую сказку про меня.

- Мы можем нарисовать картинки.

- Ребята, с помощью картинок нарисуйте на своих листах предложения. Поставьте номер страницы в углу листа.

А мы с Машей нарисуем обложку нашей книжки по названию сказки.

Теперь скрепим страницы и получится настоящая книга.

Теперь вы знаете, как сделать книжки самим. Вы сможете сами придумывать сказки и зарисовывать их, а потом  еще и раскрашивать цветными карандашами или красками.

Дети придумывают сюжет сказки про Машу (примерно, из 7-10 предложений). Дают ей название. Попарно зарисовывают на отдельных листах бумаги схематично свое предложение.

Маша: Ребята, вы придумали замечательную сказку и сделали красивую книжку. Можно я подарю вашу книгу Мишке?

Мишка: Здравствуйте, ребята. Спасибо вам за книгу. У меня тоже есть для вас подарок – это книга со сказками. Приятного вам чтения, ребята и новых знаний.

- Конечно.

Подведение итогов

Рефлексия

            Ребята, скажите,  пожалуйста, что  нового  вы  узнали из  нашего  путешествия  в  далёкие  времена?

           Как  вы  думаете,   почему  люди  пробовали  разные  материалы  для  изготовления  книг  и  рукописей?

          Какой  материал  сейчас  используют  люди  для  письма  и  издания  книг?

           Как  вы  думаете,  какой  из  материалов  самый  практичный?  Какой  самый  удобный? Почему?

Вам понравилось быть печатниками и делать самим настоящую книгу?

Спасибо  вам  за  внимание  и  работу  на  занятии!

- Мы узнали, как появились книги.

- Разные материалы люди пробовали, чтобы найти самый удобный.

- Люди используют бумагу.

- Компьютер.

- Нам понравилось сочинять сказки и делать книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) "Перелётные птицы".

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия....

Конспект развивающей прогулки для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Снег, снег, кружится…»

Дать детям представление о снеге как одном из состояний воды. Расширение и углубление знаний и представлений воспитанников об окружающем мире: познакомить с круговоротом воды в природе, формирова...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Мебель" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Мебель". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Посуда" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Посуда". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических ка...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Весна. Приметы весны. Перелетные птицы". Для совместной работы детей и родителей. Длительность проекта две недели. Первая неделя: &q...

Игры и упражнения для закрепления лексической темы: "Лето. Насекомые" для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Представленный материал для закрепления лексической темы "Насекомые". Для совместной работы детей и родителей. Представлены задания на обогащение лексического словаря, лексико-грамматических...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности детей с нарушением речи.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания о почве....