Конспект по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада "Какие они, овощи?"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Панина Марина Александровна


В конспекте представлены игры, упражнения, которые помогут логопедам, дефектологам и воспитателям в интересной форме скорректировать и развить речь у детей 4 - 5 лет.Подробно описаны цели, материалы, содержание организованной  образовательной деятельности детей в соответствии с положениями ФГОС ДО; показана интеграция образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Какие они, овощи?20.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Какие они, овощи?»

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, двигательная.

Цели: Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных; существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами). Составление простого рассказа – описания. Развитие диалогической речи,  тонкой, общей и артикуляционной моторики, слухового, зрительного внимания.

Оборудование: две корзины (большая и маленькая), натуральные овощи (большого и маленького размера); набор карточек для лото;  предметные картинки с изображением овощей; карточки со схемами описания различных овощей; игрушка клоун; настенное зеркало.

Содержание организованной образовательной деятельности:

1.На столе стоит корзина с овощами. Дети по очереди подходят к ней, выбирают какой-нибудь овощ. Логопед сопровождает действия детей загадками.

Логопед:

- Сто одежек -                                                         Прежде, чем мы его съели,
Все без застежек. (Капуста
)                           Все наплакаться успели. (Лук)

Красна девица                                                           На грядке длинный и зелёный,      
Сидит в темнице,                                                     А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
А коса на улице.  (Морковь)

Кругла, а не месяц,                                      На жарком солнышке подсох
Желта, а не масло,                                       И рвётся из стручков… (Горох)
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репа)                    В жёлтых пирамидках
                                                                     Много зёрен аппетитных. (Кукуруза)

 Был зелёным и маленьким,

 Стал большим и красненьким. (Помидор)

После того как все овощи названы, предлагается назвать всё, что было в корзине,           одним словом.

2.   Рассматривание овощей. Беседа об овощах с опорой на натуральные предметы .

Логопед:

- Это помидор. Какой он?  (Он круглый, красный, мягкий)

- Где он растет?                 (На грядке. В теплице)

При назывании качеств помидора детям предлагается попробовать его на вкус, на ощупь, показывается соответствующая схема. Аналогично рассматриваются все овощи.

3. Лото «Один — много».

Каждый ребенок получает карточку, разделенную на 4 части. В двух частях, расположенных слева, нарисовано по одному кружку. В двух частях, расположенных справа, нарисовано по несколько кружков.

Логопед:

- На те части карты, где нарисован один кружок, вы должны положить картинку с изображением одного овоща. На ту часть карты, где нарисовано много кружков, вы должны положить картинку, где много овощей. Овощи нужно подобрать парами. Например, помидор — помидоры. Выполняйте.

Дети показывают свои карточки и называют сначала один овощ, а затем много овощей.

Логопед:

 Ребята, а сейчас мы встанем и немножко поиграем.

4. Физминутка «В огороде».

В огороде

Руками перед собой сделать дорожку,

за забором

руки поднять вверх ладонями от себя,

подрастают

хаотичные движения пальцев снизу вверх,

помидоры,

пальцы обеих рук соединить в шар,

держатся

сжать кулачки,

за колышки,

поставить кулачок на кулачок,

греются

поднять лицо вверх, закрыть глаза, улыбнуться,

на солнышке.

поднять руки вверх к «солнышку».

5. Знакомство с органами артикуляции.

Логопед:

 - Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок. Он расскажет нам  с помощью чего мы можем говорить.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

-А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

-А без язычка? (тоже нет).

-Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет.

-Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова.

Логопед и дети садятся перед зеркалом и рассматривают речевой аппарат.

- Ребята, клоун Язычок не только сказки умеет рассказывать, но показывать фокусы.

-Посмотрите, была большая корзина с овощами, а теперь (логопед убирает платок) – маленькая. Что же в корзинке?

6. Овощи  - малютки.

 Логопед берёт овощи из большой корзинки, а детям предлагает взять – из маленькой.

 - У меня помидор, а у Тани... (помидорчик), потому что он... (маленький, малютка).

 - У меня огурец, а у Маши... (огурчик), потому что он... (маленький, малютка).

У меня морковка, а у Коли... (морковочка), потому что она... (маленькая, малютка).

Логопед:

Молодцы, ребята. А теперь мы поиграем ещё в одну игру вместе с клоуном.

 7. Составление описательных рассказов.

 Детям раздаются карточки со схемами описания различных овощей. Их предложенных натуральных овощей каждый ребёнок должен выбрать овощ, соответствующей своей схеме, и описать его. Например: «Это помидор. Помидор круглый, красный, мягкий».

8. Разрезные картинки.

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает каждому ребёнку по 2 конверта.

Логопед:

Молодцы, ребята. А теперь мы поиграем ещё в одну игру вместе с клоуном.

 7. Составление описательных рассказов.

 Детям раздаются карточки со схемами описания различных овощей. Их предложенных натуральных овощей каждый ребёнок должен выбрать овощ, соответствующей своей схеме, и описать его. Например: «Это помидор. Помидор круглый, красный, мягкий».

8. Разрезные картинки.

Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает каждому ребёнку по 2 конверта.

Логопед:

 -  Садитесь за стол. Достаньте из конвертов целые картинки. Посмотрите, какие красивые овощи на картинках. Назовите их.

Дети достают целые  картинки из своих конвертов, рассматривают, что на них изображено, и называют эти овощи. Затем логопед просит достать из другого конверта разрезные картинки, собрать их и назвать фрукт.

9. «Слушай и запоминай».

Логопед называет пять овощей и просит детей повторить. Выигрывает тот, кто в правильном порядке назвал все овощи.

10. Итог.

Клоун прощается с детьми.

Логопед:

Ребята, клоун уходит, но оставляет нам в подарок  волшебную книгу. В книге много интересных упражнений для ваших язычков.  Мы обязательно научимся их выполнять.

  Логопед просит детей вспомнить, о чем они говорили на занятии, что им было интересно делать, после этого оценивает деятельность каждого ребенка.