Конспект НОД "Путешествие в осенний лес"
план-конспект занятия по логопедии по теме

Скворцова Юлия Алексеевна

Игровые упражнения на развития: дыхания, словаря, общей и мелкой моторики, связной речи, грамматического строя речи, словообразования, зрительной памяти, мышления, внимания; игр. упр. по синтезу слов и звуков; образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_osenniy_les.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в осенний лес.

Программа содержания.

  1. Актуализировать знания детей по лексическим темам :«осень», «деревья», «грибы».
  2. Совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение пользоваться примерами словообразования и словоизменения.
  3. Закрепить программный материал по обучению детей грамоте.
  4. Развивать связную речь.
  5. Развивать речевое дыхание.
  6. Развивать фонематические процессы.
  7. Развивать память, внимание, мышление детей в игровой форме.
  8. Формировать мелкую и общую моторику, тренировать координацию движения и речи.
  9. Формировать навык учебной деятельности.
  10.  Формировать учебные навыки: слушать и слышать своих товарищей, взрослых, отвечать на вопросы по одному, поднимая руку.

Оборудование:

- игрушки для сюрпризных моментов: кукла, собака, волк, Лесовичок;

- бубен;

- экран;

- природный материал: листья, ветки, ягоды, шишки;

- пособие по словообразованию «подберезовик»;

- наглядный индивидуальный раздаточный материал: картинки с изображением грибов;

- корзинка, лукошко;

- картинка «замок»;

- пособие «осенние деревья»;

- доска, цифры, буквы разрезной азбуки.

Литература:

  1. 1000 загадок: Популярное издание для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997г;
  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991г;
  3. Материалы картотек.

Предварительная работа:

  1. Чтение, заучивание стихов;
  2. Рассматривание иллюстративного материала по темам: «осень», «деревья», «грибы»;
  3. Словарная работа по данным лексическим темам;
  4. Тренировка памяти, внимания, мышления;
  5. Выполнение игровых заданий, направленных на усвоение программного материала подготовительной логопедической группы.

Ход НОД.

Мотивационно-побудительный этап.

Приветствие. Показ куклы.

- К нам сегодня пришла девочка Маша.

Организационно-поисковый этап.

- Когда кто-то приходит в гости, мы от радости хлопаем в ладоши.

Игра «Хлопни, как я».

Игра «Сыграй в бубен, как я».

- Маша собралась в лес. С собой она пригласит тех детей, кто правильно назовет первый звук в словах:

Тропинка                                         лес                                                    поляна

Клюква                                             лужайка                                           кусты

Мухомор                                          дорога                                             корзина

Брусника                                           волк                                                 сосна

- В лес Маша возьмет верную собаку. Собака не простая, Маша учит ее говорить.  Что она пытается вам сказать (передавать игрушку).

Игровое упражнение по синтезу слов и звуков:

     Грибы                                                     лес                                                   пень

Яма                                                         кочка                                               ветер

Туча                                                        дождь                                              ветка

Куст                                                        ручей                                               речка

- Маша назвала песика Дружок. Какой первый звук вы слышите в его кличке?

Игровое упражнение «Хлопни, если услышишь звук Д».

  • Звуки
  • Слоги
  • Слова                                    

 (губы логопеда закрыты экраном).

Образование слов с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

 - Я разрешу пойти в лес с Машей тому ребенку, кто сумеет к Машиному слову подобрать ласковое:

Дуб                                                   рябина                                            береза

Елка                                                 осина                                               лес

Еж                                                     заяц                                                 волк

Формирование обобщений.

- Как назовем одним словом дуб, рябину, березу, осину. Что это? ( деревья)

- Как назовем ежа, зайца, волка, лису, белку? Кто это? (дикие животные)

Развитие общей моторики. Речь с движением:

Мы идем тропинками,

Мы идем дорожками,

Мы идем с корзинками,

Мы идем с лукошками.

Ручеек по жердочке перейдем

И полянку светлую мы найдем.

Развитие дыхания.

- Как хорошо в лесу! А какой воздух! Подышали им:

Носом – вдох

А выдох – ртом

Дышим глубже, а потом

Марш на месте, не спеша

Как погода хороша!

Развитие словаря.

- Сейчас вы глубоко вдыхали воздух в лесу. Какой он? (свежий, чистый, прохладный, грибной, лесной, осенний)

Развитие общей моторики.

- Ребята! За нами наблюдают чьи–то внимательные глаза.

Руки подняли и покачали ( это деревья в лесу),

Руки нагнули, кисти встряхнули (ветер сбивает росу).

Развитие словаря.

- Чтобы вы знали, в какое дерево превратились, я выдам каждому из вас ветку, лист или шишку с дерева.

- Ты кто? (сосна, елка, рябина, дуб, клен, береза, каштан).

Сюрпризный момент.

- Ребята, вы стали очень похожи на деревья и тот, кто наблюдал за вами издалека, решил выйти. А был это Лесовичок (игрушка).

Развитие связной речи.

Лесовичок задает вопросы каждому ребенку.

- Дубок, чем ты покрыт?

- Рябина, зачем тебе корни?

- Клен, какого цвета у тебя листочки летом?

- Береза, какого цвета у тебя листочки осенью?

- Каштан, какого цвета листочки зимой?

- Рябина, что появляется на твоих ветках весной?

- Как называется явление, когда листики с деревьев опадают?

- В какое время года то бывает?

- Про какие деревья говорят: «Зимой и летом одним цветом?»

- Что осенью может вырасти под деревом?

- Что выше дерево или куст?

- Что ниже дерево или трава?

Развитие грамматического строя речи.

- «Ох, ну и похожи же эти молодые деревья на детей». - подумал Лесовичок - «Проверю я их еще раз».

- Лист с дуба, какой?

- Шишка с сосны какая?

Развитие мелкой моторики.

- Ребята, вы правильно ответили, что когда листья осенью опадают, то это называется листопад. Расскажем про него:

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой,

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку.

Развитие словообразования.

- Ребята, я подумала, неужели такие хорошие дети не понравятся Лесовичку? Я решила признаться, что вы не березки и не елочки».

«Хорошо, - ответил Лесовичок, - я разрешу вам погулять по моему лесу, если вы отгадаете загадку».

Показ картинок.

- Как называется дерево? (береза)

- Что это? (гриб)

- Как называется гриб, который растет под березой?

- Как называется гриб, который растет под осиной?

Развитие связной речи.

- Лесовичок услышал правильные ответы и разрешил нам пособирать грибы в его лесу. Что ты нашел?

Детям раздаются картинку с изображением грибов.

Речевая игра.

- Расскажите стихотворение и покажите свой грибок.

Тип-топ, пять шагов,

В туесочке пять грибов,

Мухомор красный – гриб опасный,

А второй – лисичка – рыжая косичка,

Третий гриб волнушка – розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок – бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

Развитие зрительной памяти.

Игра «Спрячь грибок»

Дети переворачивают изображения грибов, чтобы их не было видно.

- Вспомните, кто нашел (название гриба)?

Развитие словаря.

Логопед ставит корзину и предлагает детям положить в нее те грибы, которые съедобны.

- Почему не положили мухоморы? Какие это грибы?

Развитие мышления.

- Ребята, пока мы собирали грибы, кто-то подобрался к нам совсем близко.

На овчарку он похож

Что ни зуб, то острый нож.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (волк)

Развитие словаря.

- Этот волк самый злой и вредный зверь в лесу. Он всегда делает и говорит все наоборот.

Большой – маленький

Новый – старый

Горячий – холодный

Чистый – грязный

Тяжелый – легкий

Веселый – грустный

Физкультминутка.

 Развитие зрительного внимания.

Игра «Запретное движение»

- Не хотелось бы нам стать обедом для волка. Попытаемся спрятаться от него за деревьями. У деревьев стволы толстые, ветки широко раскинуты, нас и не будет заметно. Волк увидит нас, если только вы поднимите руки в стороны, вот так. Это будет запретное движение. Выполняйте все как я, но не забывайте про запретное движение, опускайте руки вниз, если я покажу его.

- Молодцы, волк никого не заметил и ушел искать добычу в другую сторону.

Развитие мышления.

Загадка.

- А вы, пока стояли за деревьями, ничего не почувствовали?

Поглядите, поглядите,

Потянулись с неба нити.

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить.

Ждем, когда же ты пройдешь

Ну а ты все льешь и льешь! (дождь)

Физкультминутка.

Дождик, дождик, кап-кап-кап,

Мокрые дорожки

Нельзя по лесу гулять,

Мы промочим ножки.

Развитие мелкой моторики.

- Лесовичок предложил укрыться от дождя у него в избушке. На двери избушки висит волшебный замок, попробуем его открыть.

Картинка «Замок».

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог?

Протянули, прокрутили,

Постучали и открыли.

Обучение грамоте.

- Да, дождь был очень сильный и ветер – настоящая буря. От такой непогоды поломались деревья. Из окон избушки виден бурелом.

Детям предъявляется пособие.

- Приглядитесь внимательно к бурелому, вы ничего не замечаете? Что запуталось в ветках?

Дети называют цифры и буквы, обводят их указкой. Про У рассказывают стихотворение.

У – сучок, в любом лесу

Ты увидишь букву У.

Упражнение «Уберите цифры, оставьте буквы».

Игры с буквами: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Что добавилось?

На доске остаются две буквы А У.

- Прочитайте.

Развитие слухового внимания.

- АУ! – это кто-то заблудился. Наверное, кто-то из наших детей, ведь я даже не проверила все ли дошли до избушки Лесовичка. Попробуем отгадать, кто это кричит.

        Дети несколько раз играют в игру «АУ». Последний раз аукает взрослый.

- Да это же Машу мама ищет, ведь мы так долго были в лесу. Да и нам пора возвращаться в детский сад.

Развитие грамматического строя речи.

- Лесовичок пообещал, что поможет нам сразу очутиться на месте, если мы научим говорить правильно.

Исправить ошибку:

  • Наступить поздняя осень
  • Часто идти дождь
  • Дуть холодный ветер
  • Листья падать с деревьев
  • Птицы улетать в дальние края
  • Люди ходить в лес
  • Мама собирать грбы
  • Дети собирать клюква.

Рефлексивно-коррегирующий этап.

- Вот мы и оказались опять в детском саду.

Оценка работы детей. Прощание.