Оптимизация модели коррекционного процесса в ДОУ через использование интерактивных методов и электронных образовательных ресурсов.
консультация по логопедии по теме

Белова Людмила Евгеньевна

В докладе рассматривается возможность использования в работе учителя - логопеда электронных  ресурсов и интерактивных методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon eor.zip1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Оптимизация модели

коррекционного процесса в ДОУ

через использование интерактивных методов

и электронных образовательных ресурсов »

Учитель –логопед
Белова Людмила Евгеньевна
МБДОУ «Центр  развития ребенка– детский сад

№ 8 «Огонек» 

   В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением ФГОСов. В связи с этим одной из актуальных проблем в работе учителя-логопеда становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.  

   Одной  из  основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение – диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие с кем – либо (человеком) или чем – либо (например, компьютером).

   Компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.


  Для оптимизации коррекционной работы, формирования индивидуализации обучения, повышения заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.


  Новые информационные технологии представляют для специалиста дополнительные возможности коррекции отклонений в речевом развитии дошкольников.


  Формирование у ребенка осознанного отношения к своему речевому дефекту, а, следовательно, и желание его исправить, т.е. мотивации — одна из основных задач в коррекционной работе. Только владения методикой коррекции речи и желания специалиста не достаточно для успешного педагогического воздействия. Часто ребенок не хочет заниматься, ему надоедает ежедневное проговаривание речевого материала. В таких случаях одним из средств повышения мотивации к логопедическим занятиям могут служить компьютерные технологии.

В своей работе   учитель – логопед может применять электронные образовательные ресурсы в  различных  направлениях:

Методическая работа  

  1. Повышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы, участие в конкурсах, вебинарах, в заочных образовательных проектах, создание электронной библиотеки  по логопедии и т.д.).
  2. Ведения электронного портфолио, создание своего блога, интернет - сайта.
  3. Ведения документации (перспективное планирование, список группы с  расписанием занятий, анкеты, речевые карты, конспекты занятий, карточки с заданиями, информационные листы в уголки для родителей и т.д.).

Использование ЭОР в работе с детьми.

Диагностика:

·        создание базы данных по итогам диагностики;

·        проведение мониторинга работы;

·        отслеживание динамики работы;

·        составление графиков и диаграмм.

Профилактика и коррекция:

  • использование специализированных или адаптированных  

  компьютерных программ: развивающих, обучающих, диагностических

  ("Игры для Тигры", "Мир за твоим окном", «Развитие речи. Учимся говорить

  правильно», «Баба  Яга учится читать», «Детская энциклопедия Кирилла и

  Мефодия» и т.д. ,  электронных книг (детские, энциклопедии, справочники

  и др.), DVD, CD  диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки   тетушки  Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);

  •  использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

   игры, презентации на сайтах;

  •  создание собственных презентаций, фотоальбомов, видеороликов;
  •  подбор и систематизация  материала  для коррекции звукопроизношения,  

   пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим

  темам, для развития  общей и мелкой моторики;

  •  видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

·        повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

         расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

·        повышение эффективности усвоения материала детьми;

·        повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

·        активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

·        формирование мышления, повышение их интеллектуально-творческого развития;

·        создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

·        реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

·        возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

·        совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

Работа с коллегами:  

  1. Сетевое общение
  2. Использование информационных интернет -ресурсов:

    - обмен с коллегами информацией с помощью  электронной почты;

      - участие в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций

Работа с педагогами и родителями: 

  1. Электронные консультации, мастер-классы на интернет – сайте учреждения.
  2. Изготовление буклетов, памяток и прочих документов, содержащих материалы по проблемам развития для индивидуальных консультаций и для информационного логопедического стенда.
  3. Использование мультимедийных презентаций,  фотогалерей при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.

     Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье.

     Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.