"Использование фольклора в ДОУ"
консультация по логопедии на тему

Литвинова Анастасия Владимировна

Консультация для воспитателей. Доклад для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_folklora_v_dou.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                «Использование фольклора в ДОУ»

     Фольклор (устное народное творчество) существовал ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

     Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

     Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, которому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, и легче всего это делать в игре». Фольклор, а особенно его малые формы (пестушки, потешки, попевки, скороговорки и т.д) очень помогают педагогам и родителям в игровой форме заинтересовывать детей с самого раннего возраста к образовательно-познавательной деятельности.

     Детский фольклор используют в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственной образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях;

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в музыкальной деятельности;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

           В работе с детьми используют следующие виды фольклора:

    Пестушки – песенки-стишки, которыми сопровождается уход за ребенком.

    Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни.

           Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

              Когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

      Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками), элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.

«Сорока»

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,

Кашу варила.

Деток кормила…
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Зачем дров не пилил?
— Зачем воду не носил?

«Сорока» (вариант, из мультфильма      «Песенка мышонка»):

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.

«Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!
А что ели? Кашку!
А что пили? Бражку!
Кашка масленька!
Бражка сладенька!
(Бабушка добренька!)
Попили, поели, ш-у-у-у…
Шуууу!!! (Домой) Полетели!
На головку сели! («Ладушки» запели)
Сели посидели,
Дальше (Домой) полетели!!!

     Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям), один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

     Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным. Дети пользуются приговорками, чтобы животные ил растения выполнили определенную просьбу.

Улитка, улитка,               Божья коровка,                      

Высунь рожки!                Что завтра будет?

Дадим лепешки,               Дождь или погодка?

Свиньи ножки,                 Если дождь – то лети,

Каши горшок,                   Если солнце – то сиди!

Хлеба кусок!

     Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх, элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Черепаха хвост поджала                    Ехал мужик по дороге, 
И за зайцем побежала                         Сломал колесо на пороге. 
Оказалась впереди,                              Сколько надо гвоздей?
Кто не верит- выходи!                       Не задумывайся, говори поскорей!(число)

     Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека — цап!

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

     Дразнилки –  веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Мадам Фу-фу залезла в трубу,                     Моряк - с печки бряк,

Труба трещит, мадам пищит!                    Растянулся, как червяк!

     Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

          Язык болтает – рукам мешает.                 У ленивой пряхи нет про себя рубахи.

      Прибаутки, шутки, перевертыши –  забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Андрей-воробей,                                Ай, дуду-дуду-дуду,
Не гоняй голубей.                              Сидит ворон на дубу.
Голуби бояться,                                 Он играет во трубу,
На землю не садятся.                        Во серебряную.

                                                              Труба точеная,

И-та-та, и-та-та,                                Позолоченная,
Вышла кошка за кота,                           Песня ладная,
За кота котовича,                                 Сказка складная
За Иван Петровича.

    А лис он умен, крыса сыр к нему носила.(палиондром – можно прочитать и слева и справа одинаково)

      Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

***

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

     Попевки – песенки для развития слухового анализа (часто бывают с наипростейшей мелодией, для развития координации высотного слуха и ритмического рисунка)

Мыли мылом ручки, мыли мылом ножки. (гладят ручки и ножки)
Вот какие ладушки, ладушки ладошки!        (хлопают в ладошки)
Наварили каши, помешали ложкой.            (имитация "помешивания")
Вот какие ладушки, ладушки ладошки!
Курочке-Пеструшке, покрошили крошки.   (имитация "солим, крошим")
Вот какие ладушки, ладушки ладошки!
Строили ладошки, домик для матрешки.    (ладошки над головой "домиком")
Вот какие ладушки, ладушки ладошки!
Погрозили пальчиком, поругали кошку.     (грозят пальчиком)
Вот какие ладушки, ладушки ладошки!
Пожалели птичку, погладили немножко.   (гладят себя по головке)
Вот какие ладушки, ладушки ладошки!
Прилегли ладошки, отдохнуть немножко.  (ладошки под щечку складывают)
Вот какие ладушки, ладушки ладошки!

     Колыбельные песни – один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.

— А. С. Королёв

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа —

 Дрёмы или Сна.

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,
Взгляни Дрема на народ
Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

     Загадки - как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.

        Роль загадок и прибауток играли и небылицы-перевертыши, которые для взрослых предстают как нелепицы, для детей же — смешные истории о том, чего не бывает, например:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Он на сивой на телеге,

На скрипучем на коне,

Топорищем подпоясан,

Ремень за пояс заткнут,

Сапоги нараспашку,

На босу ногу зипун.

     «Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С самого раннего детского возраста и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка. Детский музыкальный фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

     Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Используя в детском саду народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, мы тем самым развиваем чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Всё это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

     Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

В работе использованы публикации сайтов:

http://nsportal.ru/

http://ru.wikipedia.org/

http://doshvozrast.ru/

http://festival.1september.ru/

Консультация для воспитателей:

«Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

                                 

 Подготовила музыкальный руководитель

ГБОУ Детский сад №2573

Литвинова А.В.

Февраль 2014 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование фольклора в ознакомлении детей с окружающей действительностью по средствам разных видов физкультурной работы».

Народное творчество создает  реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития ребёнка....

Интегрированное занятие в средней группе с использованием фольклора, театра и нетрадиционных методов ИЗО.

Данное занятие закрепляет умения детей эмоционально изображать взятую на себя роль, развивает творческие способности, умение отгадывать загадки, позволяет снять психоэмоциональное напряжение, воспитыв...

Использование фольклора в развитии речи младшего дошкольника

Это материал о использовании  фольклора в развитии речи дошкольника. Может использоваться в работе с родителями, как папка - передвижка....

Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"

Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...

Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведение ряда праздников и досугов с использованием фольклором. Таким образом были проведены " Праздник каши "для старших и "Праздник молока" для младших дошкольников.

Занятие фольклором в детском саду натолкнуло меня на проведения ряда утренников с использованием фольклора. Таким образом были проведены праздники  "Молока" для старших и праздник "...