План работы логопеда и воспитателя по подготовке руки к письму
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) на тему

Литвинович Елена Львовна

 

В школе, на первом этапе обучения, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточно сформировавшимися навыками зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, речи, зрительной памяти.

Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса и вызывает необходимость разработки методики, цель которой – подготовка руки к письму.

Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику, но развивать руку и готовить ее к обучению письму в школе нужно обязательно.

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_podgotovke_ruki_k_pismu.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

План работы

учителя-логопеда Литвинович Е.Л. и воспитателей

по  развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму

в подготовительной логопедической  группе №6 «Семицветик»

2013 — 2014 уч. г.

Неделя

Цель:

Программное содержание

Сентябрь

1-я

1 .Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей:

- зрительно – моторные интеграции;

- умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.

2,Обследровать детей на выявление ведущей руки.

3.Проверить умение ориентироваться на листе бумаги.

4.Работать над развитием координации движений речи

1.Загадать загадку про дождик.

2.Упражнение «Дождик» /Нищева/

3.Пальчиковая игра «Собери в

корзинку только овощи».

4.3адание «Сложи горошины в кувшинчик»

5.Пальчиковая гимнастика «Хозяйка»

/Нищева/

6.Игра «Отвези урожай в овощехранилище» /Ориентировка на листе бумаги/

7.3адание «Соедини точки и раскрась

картинку».

2-я

1 .Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2.Работать над развитием психических процессов: памяти, внимания соображения.

3.Выявить уровень сформулированности сенсорных эталонов.

4.Работать над развитием координации речи с движением.

1 .Игра «Чудесный мешочек»/выбрать

только овощи/.

2.Работать с трафаретами: нарисуй и

раскрась овощи.

З.Игра «Будь внимателен»: хлопни в

ладоши, когда назовут овощ.

4.3адание «Дорожки».

5.Пальчиковая гимнастика «Капуста» /Нищева/

6. Лепка «Корзинка с овощами».

3-я

1. Продолжать работу над развитием мелкой моторики - учить выкладывать из палочек предметы по образцу.

2.Упражнять в ориентировки на листе бумаги - учить видеть клетки и рабочую строку.

3.Продолжать формировать

графические умения и навыки.

4.Работать над развитием психических процессов.

1.Игра «АУ» на развитие слуховой

памяти и внимания.

2.Игра «Рассыпались предметы» - выкладывание предметов из палочек по образцу.

3.Работа в тетради: знакомство с клеткой и рабочей строкой.

4.Пальчиковая гимнастика «Две руки».

5.Тактильное обследование предметов из наждачной бумаги.

6..Игра «Передай другому».

4-я

1 .Продолжать работать над развитием мелкой моторики - выкладывание предметов из тесьмы.

2.Работать над развитием графических умений и навыков.

3.Продолжать  учить ориентироваться на

на плоскости по словесным инструкциям.

4.Работать над развитием психических процессов и координацией движений с речью.

1 .Игра «Футбол».

2.Задание « Выложи предмет из тесьмы».

3.Задание «Преврати фигуру в любой

предмет»

4.Игровое упражнение «Садовник»/Нищева/

5.Задание в тетради «Закончи строчку».

6.Задание «Выбери предмет с нужным

звуком:/ А/,/У/, /И/

7.3адание в тетради «Нарисуй предмет»

Октябрь

1-я

1 .Продолжить работу над развитием общей и мелкой моторики.

2 .Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке.

3.Работать над развитием зрительно – пространственного восприятия, слуховой памяти, внимания, фонематического слуха.

4. Упражнять в ориентировании на  листе бумаги в клетку.

1 .Слуховой диктант: выложить ряд

геометрических фигур/

2.Игра «Узнай, какой предмет?»

3.Задание «Лабиринт», «Штриховка»

4.Пальчиковая гимнастика «Мы

делили апельсин».

5.Игра «Рассыпались предметы»./из

спичек /

6.Игра «Рыбка», определить место

звука в слове.

2-я

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в

координации движений с речью.

2.Совершенствовать графические умения через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва от бумаги.

3.Упражнять в ориентировке на листе в клетку.

4. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления.

1. Графический диктант /работа в тетрадях/.

2.Игра «Выложи узор по схеме»

3.Задание на штриховку и проведение

линий без отрыва руки от листа.

4.Пальчиковая гимнастика «Осень»

/Нищева/

5.Тактильное обследование предмета

из бархатной бумаги.

6.Игра «Доскажи словечко» - по заданному слогу.

7.Игровое упражнение «За грибами»/Нищева/

3-я

1. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, учить обследовать предметы и выкладывать их из шнурка.

2.Формировать графические умения и навыки.

3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости, упражнять в понимании зеркального

пространства.

4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления,

внимания, зрительно - пространственного восприятия.

1.Задание на развитие логического

мышления и внимания.

2.Рассматривание зашумлённых картинок и нахождение изученных предметов.

З.Игра «Найди ошибки» (В зеркальном отражении).

4.Игра «Зеркало» - в парах.

5.Тактильное обследование предмета.

Выкладывание предмета из шнурка.

6.Рисование геометрических фигур в

тетради в клетку.

7.Пальчиковая гимнастика «Грибы»

/Нищева/

8.3адание «Дорожки».

4-я

1 .Работа над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить рисовать пунктирные и волнистые линии, упражнять в

штриховке в горизонтальном

направлении.

3. Учить сравнивать силуэтные

изображения с реальными предметами.

4.Работать над развитием

психических процессов: логического мышления, внимания, памяти. 5.Работать над развитием фонематического слуха.

1 .Игра «Пианино» - развитие мелкой

моторики и логического мышления.

2.3аданние «Раскрась бусы в

соотнесении с цифрами»

З.Игра «Найди предмет такой же

формы»,/на ощупь/

4.3адиние «Заштриховать только

птиц»

5.Пальчиковая гимнастика

«Птички»/Нищева/

6.Тактильное обследование предмета

из бархатной бумаги.

7. Печатание фигур.

8.Игра «Рыбка» - определение места

звука в слове.

Ноябрь

1-я

1. Продолжать работать над

развитием мелкой моторики и

координацией движений руки и

глаз; упражнять в вырезывании

овала их прямоугольника.

2. Совершенствовать графические навыки, упражнять в штриховке и обведении по точкам, учить рисовать по клеточкам фигурки по образцу.

3.Упражнять в составлении

целого из частей.

4.Работать над развитием психических процессов

1 .Задание «Выложи рисунок по образцу»

2.Игра «Найди предмет такой же

формы» /овал/

3.Работа с ножницами - превращение

прямоугольника в овал.

4.Тактильное обследование предмета

их бархатной бумаги.

5.Пальчиковая гимнастика «В гости к

пальчику большому»

6.Задания «Заштриховать все

прямоугольники», «Соедини точки».

7.Игра «Рыбка» - определение места

звука в слове.

2-я

1. Упражнять в умении строить

свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги.

2.Про должать работу над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в

координации движений рук.

3.Совершенствовать навыки

обведения рисунка по точкам

без отрыва от бумаги.

4.Продолжать работать над развитием психических процессов; мышления, слухового внимания.

1. Графический диктант.

2.3адание «Выложи из палочек узор»

3.Задание «Нарисуй лес, не обрывая

руки от листа» /соединение точек/

4.Пальчиковая гимнастика «Как у нас

семья большая» /Нищева/

5. Изготовление зашумлённых

картинок - работа с трафаретами.

6.Тактильное обследование предметов

из гречки и рисование.

7.Игра со шнуровкой «Снеговичок»

8.Игра «Поймай звук».

3-я

1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики и зрительно —

моторных функций.

2.Упражнять в обведении рисунка по точкам и симметричном дорисовывания

второй половины. Совершенствовать навык вертикальной штриховки.

3.Упражнять в координации движений пальцев с речью /в разном темпе/ 4.Продолжать работать над развитием слухового внимания, памяти, и логического мышления.

1 .Слуховой диктант, /какой предмет

лишний/

2.3адание «Лабиринт».

З.Игра «Рассыпались предметы»

/выкладывание из спичек/

4.3адание «Обведи и раскрась»

5.Пальчиковые игры.

6.Игра «Кто быстрее смотает клубок»

7.Игра «Нарисуй вторую половинку предмета»

8.Лепка из пластилина

4-я

1 .Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в

штриховке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.

2 .Совершенствовать графические умения и навыки.

3.Упражнять в ориентировке в клетках, учить делить клетку по диагонали.

4.Развитием психическ  процессов.

1 .Слуховой диктант /найди лишнее слово/

2.Работа со шнуровкой.

3.Задание «Нарисуй вокруг фигуры,

постепенно увеличивая их».

4.Пальчиковая гимнастика «Наша

квартира» /Нищева/

5.Тактильное обследование предмета

из бархатной бумаги.

б. Выкладывание предмета из палочек.

7.Игра «Хлопни на нужный звук».

Декабрь

1-я

1 .Продолжать работать над развитием зрительно - моторных функций, учить

срисовывать выложенный из палочек узор в тетрадь.

2.Продолжать учить раскрашивать картинку, используя схему.

3.Упражнять в ориентировке на микроплоскости, учить действовать по словесной инструкции.

4.Работать над развитием слухо вого и зрительного внимания, логического мышления, воображения.

1 .Графический диктант/работа в тетрадях/

2.Игра «На что похоже?»

3.Задание «Выложи узор и зарисуй

его в тетрадь» /из палочек/

4.Пальчиковая гимнастика «Пирог» /Нищева/

5.Тактильное обследование предмета

из наждачной бумаги.

б.Выкладывание предмета из шнура.

7.Рисование предмета в воздухе

вытянутой рукой.

2-я

1 .Продолжать работать над развитием зрительно-моторных интеграции; упражнять в координации движения с речью.

2.Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги; закреплять навыки штриховки разными способами.

3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.

4.Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание.

1 .Игра «Что изменилось?»

2.Задание «Выполни штриховку», «Клубки ниток разного цвета» /соединение точек/

З.Игра «Выбери нужную карточку».

4.Работа с зашумлёнными

картинками.

5.Тактильное обследование предмета

из бархата.

б.Выкладывание предмета из шнура.

7.Упражннения «Маляры»,

«Кровельщик». /Нищева/

3-я

1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.

2.Тренировка в раскрашивании картинок по образцу.

3.Развивать зрительно- пространственные ориентировки на микроплоскости.

4.Развивать логическое мышление и воображение

1.Игра «Разрезные картинки»- собрать картинку и словесно обозначить,

что где находится.

2.Работа с трафаретами и шаблонами

в тетради.

З.Игра «Угадай, какой предмет?»

рисование вытянутой рукой в воздухе.

4.3адание  в тетради «Закрась по образцу»

5.Пальчиковая гимнастика «Пирог".

4-я

1 .Продолжать развивать зрительно- моторные функции.

2.Совершенствовать графические умения и навыки, учить срисовывать узор, точно

повторяя его элементы.

3.Упражнять в ориентировке на мокроплоскости, учить сопровождать свои действия словами: вверх, вниз, влево, вправо т.д.

4.Учить группировать предметы по одному из признаков /форме, цвету и т.п.

1 .Игра «Наведём порядок» /группировка предметов по заданному признаку/

2.3аданиея «Лабиринт»

3.Тактильное обследование предмета

из гречки.

4.Выкладывание предметов из спичек.

5.Пальчиковая игра « Подарок»

/Нищева/

6.Задание «Раскрась рукавичку/носочек/

Маши также как у Даши» /

ЯНВАРЬ

2-я

1 .Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить узнавать

предмет на ощупь.

2.Развивать зрительно- пространственное восприятие.

3 .Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить

рисунок по точкам без отрыва

руки от листа.

4.Развивать зрительное внимание, тактильную память и логическое мышление.

1 .Игра «Чудесный мешочек»

2.Работа с зашумленными картинками.

3.Задание «Соедини точки».

4.3адание «Выложи узор по образцу»

/из геометрических фигур/

5.Тактильное обследование предметов

из наждачной бумаги.

6. Рисование на манке.

7.Папльчиковая игра «Где обедал

воробей?» /Нищева/

3-я

1 .Работать над развитием

зрительно-моторных функций,

закреплять умение находить

выход из лабиринтов.

2.Упражнять в штриховке

фигур разными способами.

3.Развивать зрительно -

пространственное восприятие,

упражнять в ориентировке в

клетках.

4.Развивать психические

процессы.

1 .Слуховой диктант «Хлопни на

нужное слово».

2.3адание «Выполни штриховку».

3.Пальчиковая гимнастика «Кря-кря-

кря»

4.0бследование предметов из гречки:

5.Игра «Рыбка» - определение места

звуков в слове.

6. Задание «Закончи строчку»,

«Лабиринт».

7.Упражнение «Домашние птицы»

/Нищева/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда с воспитателями

В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартриче...

План работы логопеда с воспитателями

В нашем дошкольном учреждении осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими заключениями – общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, осложнённое дизартриче...

Кружковая работа в ДОУ как условие подготовки руки к письму

Школа предъявляет высокие требования к детям, в том числе и к навыкам письма. Кружковая работа является вариативной формой взаимодействия с  детьми в старшей и подготовительной группах, кот...

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ РУКИ К ПИСЬМУ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Василенко Оксана МуратовнаДля того чтобы устранить речевые нарушения детей и сформировать мелкую моторику у дошкольников, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, г...

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ...

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ НА ТЕМУ «ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР» СТАРШАЯ ГРУППА

Ознакомление родителей с играми и упражнениями, способствующими подготовке руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму....

Нетрадиционные способы работы с пластилином, как средство подготовки руки к письму детей старшего дошкольного возраста

Всем известно высказывание В. Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....