«Путешествие в страну звука [ Р ]»
план-конспект занятия по логопедии по теме

Брагина Екатерина Николаевна

Конспект занятия для логопедической группы детского сада на тему «Путешествие в страну звука [ Р ]»

Цель занятия:  Уточнить и систематизировать знания детей о звуке и букве «Р».

Задачи:

1) Коррекционно-образовательные:

- учить давать характеристику звуку; подбирать картинки на заданный звук.

2) Коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное произношение звука [ Р ] в слогах, словах, предложениях;

- закреплять понятия «слог», «согласный звук», «буква», «звук»;

- развивать фонематические процессы;

- развивать мелкую и общую моторику, координацию движений;

- развивать память, внимание.

3) Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;

- прививать дружеские отношения.

Оборудование педагогического процесса:

Кроссворд; маркер; картины с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго), Красной Шапочки, Чебурашки, Буратино, Крокодила Гены; лабиринт; цветные карандаши; звуковые домики; картинки на звук [ Р ]; смайлики, ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_goda.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для логопедической группы детского сада

Провела: логопед

МБДОУ №7 г. Меленки

Брагина Е.Н.

2014г

Тема занятия:  «Путешествие в страну звука [ Р ]».

Цель занятия:  Уточнить и систематизировать знания детей о звуке и букве «Р».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить давать характеристику звуку; подбирать картинки на заданный звук.

Коррекционно-развивающие:

- закреплять правильное произношение звука [ Р ] в слогах, словах, предложениях;

- закреплять понятия «слог», «согласный звук», «буква», «звук»;

- развивать фонематические процессы;

- развивать мелкую и общую моторику, координацию движений;

- развивать память, внимание.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;

- прививать дружеские отношения.

Оборудование педагогического процесса:

Кроссворд; маркер; картины с изображением Карабаса Барабаса (злого и доброго), Красной Шапочки, Чебурашки, Буратино, Крокодила Гены; лабиринт; цветные карандаши; звуковые домики; картинки на звук [ Р ]; смайлики, ИКТ.

Ход занятия

1. Организационный момент.

         (дети встают в круг)

Логопед:

- Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте, слово такое прекрасное,

Доброе, красивое, чуточку нежное.

Здравствуйте, скажем, мы всем и всему,

Здравствуйте, скажем, мы новому дню.

- Ребята, вы меня узнали, кто я?

Дети:  Мальвина.

Логопед:

- Из какой сказки?

Дети:  Приключения Буратино.

Логопед:

- Вы любите путешествовать?  (Да) Сегодня, я предлагаю отправиться в путешествие, в страну, где живёт звук, а какой вы догадайтесь сами.

- Послушайте стихи – загадки:

1. Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё, а ну, подскажи ей имя её?        (Красная Шапочка)

2. Носик круглый, пятачок, им в земле удобно рыться. Хвостик маленький крючком, вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же, братья дружные похоже. Отгадайте без подсказок, кто герои этой сказки?           (Три поросёнка)

3. У отца был мальчик странный, необычный – деревянный, что за странный, человек деревянный. На земле и под водой ищет ключик золотой? Всюду нос суёт свой длинный, кто же это?              (Буратино) 

- Молодцы! Да, это Кр-р-расная Шапочка, три пор-р-росёнка, Бур-р-ратино.

- Теперь, скажите, какой звук встречается во всех этих словах?

Дети: Встречается звук [ Р ].

2. Сообщение темы.

Логопед:

- В страну какого звука мы отправимся?

Дети:  В страну звука [ Р ].

Логопед:

- Путешествие будет не простое, нам будут встречаться разные препятствия.

- Чтобы отправится, нам нужно вспомнить наше главное правило:

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко, говорим,

Никогда мы не спешим.

Дети садятся за столы.

3. Характеристика звука.

Логопед:

- Ребята, давайте произнесём звук [ Р ] громко…….. Теперь – тихо.

- Расскажите мне о звуке [ Р ]. Какой он?

Дети: Звук [ Р ] согласный, произносится отрывисто, он твёрдый и звонкий.

4. Произнесение звука в слогах.

               Развитие фонематического слуха

Логопед:

- Хорошо. Сейчас, я вам предлагаю поиграть. Первая игра называется

        «Придумайте слово по первому слогу».

- Но, сначала: ко мне скажет, что такое слог?

Дети: Слог – это два или три звука.

Логопед:

- Молодцы!

Ра – ра – ра – начинается игра.

- Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова. (работа, ракета, радуга, растение…..)

- Продолжаем мы игру – где слова со слогом РУ   (рука, ручей рубашка, ручка…..)

- Отгадайте ребус  (РЫБАК), какой первый слог?   (РЫ) Придумайте слова на слог РЫ  (рыба, рысь, рыбак….)

- Последнее, придумайте слова со слогом РО    (робот, рот, роза, Рома……)

- Молодцы! Как много слов вы знаете.

- Следующая игра называется

           «Рассыпанные слоги».

- Я буду произносить отдельные слоги, а вы должны составить слова.

Например: РА  НО  (слова – рано, нора).

Слоги:  РО   ЗА,  РЫ   БА,  АР   БУЗ, ГО   РА,  ДО  ГА   РО.

(роза, рыба, арбуз, гора, дорога)

Логопед:

- Хорошо! По этой дороге мы пойдём дальше и на пути, «встречается кроссворд».

5. Отгадывание кроссворда.

Логопед:

- Прежде, чем отгадать кроссворд, давайте вспомним.

- Чем звуки отличаются от букв?

Дети: Звуки мы слышим и произносим.

          Буквы мы видим, пишем и читаем.

Логопед:

- Молодцы! Здесь у меня написаны? ……БУКВЫ

- В серединке спрятана картинка. Какая, вы должны отгадать.

- Посмотрите, в квадрате, со звездочкой, какая буква написана?

Дети: Буква Р.

Логопед:

- Первое задание. Кто пойдёт?

- Напиши внизу, в первом квадрате букву Р. Теперь, посчитай три клеточки вверх. Какая буква?  (О) Напиши.

- Две клетки вправо. Какая буква?    (М)  Напиши.

- Две клеточки вверх. Какая буква?    (А)  Напиши.

- Три клетки вправо. Какая буква?     (Ш)  Напиши.

- Вниз, шесть клеточек. Какая буква?   (К)  Напиши.

- Последнюю букву осталось отгадать. От буквы К – влево четыре клеточки. Какая буква?   (А) Напиши.

                            Получилось слово – РОМАШКА.

- Давайте проверим, откроем картинку.

- Молодцы! С этим задание вы тоже справились. Теперь, давайте немножко отдохнём. Пойдёмте, встанем вкруг.

6. Физкультминутка.

             (Дети садятся за столы)

7. Противоположные слова.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, к кому мы попали?

              (Выставляется злой Карабас Барабас)

Дети: К Карабасу Барабасу.

Логопед:

- Какой Карабас Барабас? Как вы считаете? Поднимите тот смайлик, который больше всего похож на него.     (Злой, сердитый)

- Конечно. Карабас Барабас – злой, сердитый.

Включается запись с рыданием

      Логопед:

- Ребята, вы слышите, кто-то плачет. Они плачут, потому что злой Карабас Барабас забрал у них один звук.

- Я сейчас, назову их без этого звука, а вы угадайте, кто это?

- Там плачут:

Бу…атино, К…окодил Гена, К…асная Шапочка, Чебу…ашка.

(Выставляются картинки героев)

- Кто они? Как их можно назвать?

Дети: Герои.

Логопед:

- Если они из сказки, то какие они будут  героями.

Дети: Сказочные герои.

Логопед:

- Правильно, сказочные герои.

- Какой звук забрал у них Карабас Барабас?

Дети: Звук [ Р ].

Логопед:

- Ребята, вы знаете, зачем он это сделал?

Дети: Чтобы стать ещё злее, сердитым.

Логопед:

- Чтобы он вернул звук и пропустил нас дальше, Карабас Барабас предлагает поиграть в игру, которая называется

Игра «Противоположные слова».

- Я вам буду называть слово, а вы мне противоположное слово. До кого дотронется Карабас Барабас, то и будет говорить:

Злой – добрый

Плохой – хороший

Большой – маленький

День – ночь

Легкий – тяжёлый

Чистый – грязный

Черный – белый

Грустный – веселый

Страшный – красивый

Длинный – короткий

- Молодцы!

(Выставляется добрый Карабас Барабас)

- Посмотрите, каким стал Карабас Барабас? Поднимите смайлик, который больше подойдет уже к этому Карабасу Барабасу?

Дети: Добрым, веселым.

Логопед:

- Карабас Барабас стал веселым, добрым, а значит вернул нашим героям звук [ Р ]. Давайте произнесем их имена правильно.

Чебурашка, Крокодил Гена, Красная Шапочка, Буратино.

8. Лабиринт.

Логопед:

- Сейчас трудное задание. Посмотрите, у вас на столах у каждого листочек с лабиринтом. Вам нужно будет отыскать букву «Р» и аккуратно закрасить её.

- Ещё у вас на столе лежит карандаш только синего цвета, как вы думаете почему?

Дети: Буква Р – согласная, обозначается синим цветом.

                    (выполняется задание)

Логопед:

- Теперь, давайте поменяемся друг с другом листочками и проверим, все ли справились с заданием.

- Молодцы!

9. Определение место звука в слове.

Логопед:

- Ну, теперь последнее задание. Это определить место звука в слове.

- Скажите, где звук может прятаться в слове?

Дети: В начале, в середине и в конце.

Логопед:

- Правильно. В словах тигр и шар – звук [ Р ] где стоит?

Дети: В конце.

Логопед:

- Прежде, чем приступить к заданию, я вам предлагаю отдохнуть. Давайте глазками посмотрим на шар и тигра.

Электронная физкультминутка для глаз.

Логопед:

- Отдохнули глазки. Молодцы. Ребята, вот мы и подошли к домику, где живет буква «Р». Теперь, давайте посмотрим вот на эти домики. Они одинаковые?   (НЕТ) Чем они отличаются друг от друга?

Дети: Домик с красной крышей, домик с синей крышей.

Логопед:

- В каком домике будет жить буква «Р»

Дети: В домике с синей крышей.

Логопед:

- Почему?   (Буква «Р» согласная)

- Здесь три окошка. Первое – это звук спрятался в начале слова; второе – в середине слова; третье – в конце слова.

- У меня  есть картинки, вам нужно будет каждую отправить в своё окошко.

- Кто пойдёт?

                                     Выполняется задание

10. Итог занятия.

      - Молодцы! Со всеми заданиями вы справились. Давайте пойдём и сделаем кружочек.

- В страну, какого звука вы путешествовали? Вам понравилось? Поднимите смайлик.  Я очень рада, что вы такие умные, много всего  знаете, были активными, внимательными. И за это я вам дарю от себя «Мальвины»- вот такие медальки. Чтобы в дальнейшем, вы также хорошо знали и другие звуки и буквы. И мне пора уходить к другим ребятам, проверить их знания и умения.

                                     До свидания, ребята!

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия на этапе автоматизации звука «Путешествие по стране звука «С»

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это прои...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука"Р"."Путешествие по стране звуков"

В увлекательной игровой форме проходит процесс автоматизации звука....

Индивидуальное занятие "Автоматизация звука "Л" в словах и предложениях. Путешествие в страну звука "Л".

Занятие по автоматизации звука [Л] проходит в занимательной форме -  путешествия. Ребёнок путешествует по стране звука "Л" вместе с пчёлкой Стеллой. Для Стеллы  ребёнок на протяжении в...

«Звук И. Путешествие в страну звуков с Винни Пухом и Осликом Иа»

«Звук  И. Путешествие в страну звуковс Винни Пухом и Осликом Иа»...

Конспект 1 часть по развитию речи в старшей группе на тему "Путешествие в страну звуков. Звуки Ч и Ц"

Тема «Путешествие в страну звуков. Звук Ч и Ц» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстети...