Конспект НОД с использованием ИКТ для детей с ОНР (старшая группа) "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Кравцова Ирина Сергеевна

конспект занятия с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_zanyatie_zim.ptitsy.docx22.67 КБ
Office presentation icon zimuyushchie_ptitsy_original_ne_redaktirovat.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Логопед: Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) А назовите мне признаки зимы.

Стук в дверь. Логопед показывает детям электронное письмо.

Логопед: Дорогие дети к нам в группу пришло электронное письмо из далекой Африки.

(Читает письмо)

на экране презентация.дети из африки.

  • «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц. Никогда мы не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Расскажите нам, пожалуйста, как зимуют птицы? Нам очень интересно.

Заранее огромное спасибо!

 До свидания!»

Логопед:  Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка находиться очень далеко.

(дети строят предложения: отправим сообщение по электронной почте, позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т.д.)

Останавливаемся на варианте – общение через интернет.

Логопед:Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают.

Логопед:  Как такие птицы называются?

(ответы детей)

Логопед:  Дети назовите зимующих птиц.

(Ответы детей)

Логопед:   Почему они остались?

(Ответы детей)

Логопед: А чтобы увидеть зимующих птиц,я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.На чем мы можем туда отправиться? (на лыжах, санках, пешком)

Упражнение "Метель".

Дети выполняют движения соответственно тексту:

Логопед: 

Ух, ты, зимушка-зима, закружила, замела (дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, затем опускаются)

Все дорожки, все пути - ни проехать, ни пройти (дети идут, высоко поднимая колени).

Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали (дети идут быстрым шагом друг за другом) .

Логопед: Вот мы и прибежали в лес. А в лесу холодно. Давайте с вами погреемся.

А в лесу мороз и ветер,   (Пощипывание щек)

А в лесу гуляют дети.   (Постукивающие движения пальцами )

Ручки, ручки согревают,   (Потереть ладошки друг о друга )

Ручки, ручки потирают.

Нам мороз не страшен, (Указательными пальцами массировать крылья носа).

Вот как мы попляшем. (Зигзагообразные движения от середины лба к вискам)

Логопед:ребята,с лесу нас ждут птицы,а какие мы сможем узнать если соберем картинки

Д/и "Сложи птичку". (Работа с разрезной картинкой)

(Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)

Логопед: - Кто получился у вас на картинках? (воробей, синица, сорока, ворона, голубь, дятел)

-Ребята, одним словом, кто получился? (птицы)

-Какие это птицы? (зимующие)

-Почему мы их называем зимующими птицами? (Птицы, которые остаются зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими).

Д/и "Один - много".

Была одна синичка, а стало много синичек.

Один воробей - много воробьёв

Одна ворона - много ворон

Одна сорока - много сорок

Одна синица - много синиц

Один снегирь - много снегирей

Один воробышек - много воробышков

Один голубь - много голубей

Логопед: - Ребята, посмотрите. К нам прилетели зимующие птицы. Давайте с ними поиграем.

Зрительная гимнастика "Птички"

Птички вправо полетели, (дети вправо посмотрели)

Птички влево полетели    (дети влево посмотрели)

Птички вверх полетели и на веточку сели. (Дети смотрят вверх)

Птички посидели и вниз полетели., (Дети смотрят вниз)

Логопед: - Ребята, а сейчас подул сильный ветер и наши птички улетели.

Упражнение на дыхание "Ветерок" (дети дуют на птичек)

Вдох через нос,выдох через рот.3-5 раз.

Логопед:Чтобы рассказать детям из Африки о зимующих птицах мы должны с вами узнать как они выглядят и чем питаются.

Презентация зимующие птицы.показ слайдов.

Воспитатель:

  • Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.
  • Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.
  • Это дятел. Зимой дятлы питаются  семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.
  • Это воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.
  • Это голубь.  Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.
  • Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца,  черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
  • Это сорока. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Воспитатель:   Ребята, посмотрите гнездо. А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем.

(в гнезде находятся загадки)

Отгадывание загадок

1) я по дереву стучу,

червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой

Все равно он будет мой.

(дятел)

2)Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут.

(снегирь)

3)Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем чик-чирик.

(воробей)

4) всё хлопочет и вертится

Всё свистит и суетится,

Ей на месте не сидится

Называется…….синица.

5)Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит ……сорока.

Воспитатель: Ребята, а хотите я вас сейчас превращу в зимующих птиц? Для этого нужно произнести волшебные слова:

Раз, два, три - повернись и в зимующих птиц превратись!

Сказка "Самый красивый наряд". Инсценировка сказки детьми.

Маски-шапочки.

Воспитатель: - Давным - давно жил на свете Ворон и были у него перья белые-белые.

Ворон: (смотрится в зеркало). Скучный у меня наряд, да к тому же быстро пачкается. То ли дело другие птицы: у снегиря грудка красная, у павлина хвост красивый, а попугай так и вовсе весь цветной ходит. Полечу - ка я к сове, пусть она что-нибудь придумает.

Воспитатель: - В те времена сова красила перья всем птицам в цвета, какие они только пожелают.

Сова: - Нитки да краски - вот мои друзья.

Прилетайте птицы

Всех раскрашу я.

Прилетает синичка. Синичка: - Здравствуйте, уважаемая сова!

Сова: - Здравствуйте, синичка!

Синичка: - Мне зимой так холодно было, так хотелось скорее увидеть солнышко. Сделай так, чтобы мой наряд всегда напоминал мне о нем!

Сова: - Где моя желтая краска? Ну-ка давай свою грудку. Сейчас я выкрашу её в желтый цвет, и она всегда будет напоминать тебе о солнышке!

Синичка: - Спасибо, уважаемая сова. До свидания!

Прилетел воробей. Воробей: - Здравствуйте, уважаемая сова.

Сова: - Здравствуйте, воробей.

Воробей: - Сегодня будет большой концерт, и я буду выступать в хоре: - Чик-чирик!

Прошу Вас очень мне помочь, костюм особый мне нужен. Но только несильно яркий и пестрый.

Сова: - Я думаю, вам подойдет коричневый костюм.

Воробей: - Я за работу вас хвалю

И от души благодарю!

Прилетел дятел. Дятел: - Добрый день вам говорю!

Сова: - Проходите, друг, прошу!

Дятел: - Я дятел много лет живу,

Везде стучу и лес лечу!

Чтоб санитара знали все -

Прошу вас, помогите мне!

Сова: - Яркая краска у меня есть для тебя,

Красная шапочка будет твоя!

Дятел: - За старанье и за добро

Новое сделаю я вам дупло!

Воспитатель: - А вот и наш знакомый Ворон прилетел. Интересно, какой же ему наряд придумает сова?

Ворон: - Здравствуйте, госпожа сова!

Сова: - Здравствуй, ворон!

Ворон: - Выкрасите мной наряд в самый красивый цвет. Хочу всех поразить своей красотой!

Сова: - Хорошо!

Хочешь голубое платье, как у цапли? - Нет!

Хочешь красную шапочку, как у дятла?

- Нет! Выбери для меня цвет совсем невиданный, какого ни у одной птицы не было.

Воспитатель: - Оставил ворон сове свое белое оперенье, а сам улетел. Долго выбирала сова невиданный цвет и, в конце - концов, выкрасила перья ворона в черный - пречерный цвет, чернее тучи. Прилетел ворон, надел новое платье, посмотрел в зеркало, да и ахнул.

Ворон: - Ах, какой красивый цвет! Мне очень нравиться! Спасибо тебе, сова! Теперь у меня самый красивый наряд.

Воспитатель: - Поблагодарил ворон сову и улетел.

Воспитатель: Ребята, а как человек зимой помогает птицам? (строит кормушки, подкармливает птиц)          

Кормушка для птиц.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей (Сжимать и разжимать кулачки 

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,   (Загибать по одному пальчику )

Шесть клестов и голубей

Дятел в пестрых перышках -

Всем хватило зернышек.  (Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Воспитатель: Ребята, а теперь расскажите, в каких зимующих птиц вы превратились, и какую еду вы себе выбрали.

- Я, воробей: Я люблю есть зерна.

- Я, сорока: Я люблю есть крошки хлеба.

- Я, голубь: Я люблю есть семечки.

Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы. Всех накормили зимующих птиц. Мы эту кормушку повесим на дерево, и к нам прилетят настоящие зимующие птицы.

Воспитатель: Как вы думаете, удалось нам рассказать Африканским ребятам о зимующих птицах? Кто и что нам в этом помогло?  Что нового вы узнали? Молодцы!

Воспитатель: Ребята, зима продолжается. На улице холодно. И мы с вами не должны забывать о зимующих птицах: строить кормушки, подкармливать птиц. Ну вот, и все. Наше путешествие в зимний лес закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Повторяйте за мной волшебные слова: - Раз, два, три повернись и в детский сад возвратись!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Зима. Зимующие птицы».

Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание п...

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зима не лето – в шубу одета».

Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Зима не лето – в шубу одета»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе «Зима не даром злится, прошла ее пора»

Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности в старшей группе  «Зима не даром злится, прошла ее пора»Познавательно-речевое направление.Образовательна...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы «Зима. Зимующие птицы».

1.Цель: Углублять и конкретизировать представление об условиях жизни зимующих птиц.2.Задачи: -Формировать навыки связной речи , формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых в...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в старшей группе  «Зимующие птицы»...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы»

Тема: «Зимующие птицы».Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах.Задачи:  * Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о зимующих птицах....

Конспект занятия образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Зима»

Белый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.И под утро снегомПоле забелело,Точно пеленоюВсё его одело....