Сценарий логопедического досуга "Путешествие в зоосад"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Потапова Наталья Владимировна

Логопедический досуг как форма закрепления речевых навыков

 

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, осуществляется в дошкольных учреждениях в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Существуют различные методики преодоления речевого дефекта детей дошкольного возраста. Это строго регламентированная поэтапная работа (Н. С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева), организуемая в соответствии с программой обучения детей с ОНР, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, комплексно-тематические методики (В. В. Коновален-ко, С.В.Коноваленко, Т. А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др.) и развлекательно-игровые с использованием сказочных и приключенческих сюжетов.

imageПолностью разделяя общепризнанные методические направления формирования речи при ее недоразвитии (Р. Е.Левина, Н. А. Никашина, Г.А. Каше), авторы настоящего пособия тем не менее подчеркивают, что поиски новых приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

 

Логопеды могут пользоваться различными авторскими методиками, примеряя к конкретным случаям их значимость и актуальность, а могут апробировать собственные, совершенствуя их год от года.

Обычно бывают успешными различные варианты организации занятий с использованием:

 

-  описанных в литературе, известных или придуманных (иногда с помощью детей) игр;

-литературных или придуманных персонажей;

-сказочных сюжетов;

-   воображаемых путешествий, поездок, приключений;

-   настольно-печатных игр;

-   рисунков и других работ детей;

-   игр-драматизаций.

-    

Темы и сюжеты таких занятий могут планироваться с учетом пожеланий детей или развиваться сию минуту в форме совместного творчества логопеда и детей при ведущей и руководящей роли логопеда.

 

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели нас к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме того, дети таким образом получают возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду, что обычно их пугает и иногда становится причиной речевого негативизма.

 

Необычная форма занятий вызывает интерес у детей, помогает обобщать и закреплять полученные знания. Подбирая материал для занятия, логопед учитывает речевые возможности детей. Текст проговаривается на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и родителями.

Подбор хореографических элементов, разучивание движений, а также песенок, музыкальных шуток осуществляются музыкальным руководителем на индивидуальных занятиях.

 

К участию в таких занятиях можно приглашать родителей или детей из других групп.

 

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logodosug.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический досуг как форма закрепления коммуникативных навыков

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, осуществляется в дошкольных учреждениях в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Существуют различные методики преодоления речевого дефекта детей дошкольного возраста. Это строго регламентированная поэтапная работа (Н. С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева), организуемая в соответствии с программой обучения детей с ОНР, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, комплексно-тематические методики (В. В. Коновален-ко, С.В.Коноваленко, Т. А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др.) и развлекательно-игровые с использованием сказочных и приключенческих сюжетов.

Полностью разделяя общепризнанные методические направления формирования речи при ее недоразвитии (Р. Е.Левина, Н. А. Никашина, Г.А. Каше), авторы настоящего пособия тем не менее подчеркивают, что поиски новых приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Логопеды могут пользоваться различными авторскими методиками, примеряя к конкретным случаям их значимость и актуальность, а могут апробировать собственные, совершенствуя их год от года.

Обычно бывают успешными различные варианты организации занятий с использованием:

-        описанных в литературе, известных или придуманных (иногда с помощью детей) игр;

-литературных или придуманных персонажей;

-сказочных сюжетов;

  • воображаемых путешествий, поездок, приключений;
  • настольно-печатных игр;
  • рисунков и других работ детей;
  • игр-драматизаций.

Темы и сюжеты таких занятий могут планироваться с учетом пожеланий детей или развиваться сию минуту в форме совместного творчества логопеда и детей при ведущей и руководящей роли логопеда.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели нас к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме того, дети таким образом получают возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду, что обычно их пугает и иногда становится причиной речевого негативизма.

Необычная форма занятий вызывает интерес у детей, помогает обобщать и закреплять полученные знания. Подбирая материал для занятия, логопед учитывает речевые возможности детей. Текст проговаривается на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и родителями.

Подбор хореографических элементов, разучивание движений, а также песенок, музыкальных шуток осуществляются музыкальным руководителем на индивидуальных занятиях.

К участию в таких занятиях можно приглашать родителей или детей из других групп.

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.

Логопедический досуг «Прогулка в Зоосад»

Цель:

 Закрепление коммуникативных навыков детей.

 

Задачи:

  1. Закрепление навыка слогового чтения
  2. Закрепление навыков фонематического анализа и синтеза
  3. Упражнять в составлении слов из предложенных букв
  4. Активизация словаря по теме «Животные»
  5. Развитие связной речи
  6. Предупреждение дислексии

Оборудование: пазлы с буквами, дома с надписями, шары с буквами, картинки на различные звуки, картинки с изображением зверят, шапочки животных,мягкие игрушки заяц и медведь,фонограммы.

Входят дети в музыкальный зал.

(звучит фонограмма-диск «Карнавал сказок №1» композиция 19).

Логопед:  Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда мы отправимся, узнаем после того как соберем пазлы. ( дети собирают буквы на ковре, звучит фонограмма-диск «Карнавал сказок №2» композиция 1 )

Логопед: Давайте прочитаем, что у нас получилось.

Дети: Город друзей.

Логопед: Мы побываем в замечательном городе, где все дружат и никто никого не обижает. А живут здесь дикие и домашние животные,животные севера и животные африки. Скажите мне, пожалуйста, как называется место, где живут все эти животные ?

Дети:Зоопарк.(Зоосад)

Логопед: Совершенно верно, и я предлагаю вам отправиться на прогулку в зоопарк.

(дети начинают движение, исполняя песню «Прогулка в зоосад» Колокольчик №9  1998 стр.14)

А вот и первый дом в этом городе. Давайте узнаем, кто в нём живет. Для этого нам необходимо разгадать ребус. Если мы определим первые звуки в названии картинок и заменим их на буквы, то узнаем, кто живет в первом доме.

Дети:Улитка – у, туфли – т, кубик – к, аист – а    =    утка 

Логопед убирает полоску, которая закрывала надпись на доме.

Посмотрите,кто в домике?

Открываем дом. Выходит девочка-«уточка».

Утка: Здравствуйте, дети!Я утка КРЯ КРЯ.Я водоплавающая птица, люблю в воде повеселиться. А ещё люблю стихи писать, но говорят, я ошибок много делаю. Послушайте мои стихи и если что не так, исправьте.

В день весенний у ворот                               Тает снег. Течёт ручей

Начал дружно таять мёд (лёд)                      На ветвях полно врачей (грачей).

                                               

Сшил себе котёнок тапки,                     На болоте нет дорог

Чтоб весной не мёрзли шапки .          Я по кошкам (кочкам) прыг да скок.                    (лапки)

Спасибо, дети дорогие, за вашу помощь. Всего вам доброго.

(дети начинают движение, исполняя песню «Прогулка в зоосад» Колокольчик №9  1998 стр.14)                                                                                        

Логопед: Жильца второго дома можно узнать, если сложить последние звуки и заменить их на буквы.

Дети: Мел – л, гуси – и, автобус – с, труба – а    =    лиса

Открываем дом.Выходит девочка «лиса».

Лиса :Здравствуйте,дети.Я лиса,всего леса краса.Отгадаете загадки о моих соседях,лесных жителях:

Кто с высоких тёмных сосен                      Хозяин лесной

В ребятишек шишку бросил?                     Просыпается весной

И в кусты через пенек                                 А зимой,под вьюжный вой,

Промелькнул,как огонёк?                           Спит в избушке снеговой.

Угадайте,что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору.

Лиса :Молодцы! Все загадки отгадали. Отправляйтесь дальше в путь, а я прилягу отдохнуть.

Логопед :  А третьего жильца узнаем, разгадав шифр.

Дети:Это кот.

Открываем дом. Выходит кот-мальчик.

Кот:  Здравствуйте дети. Я не просто кот. Я кот учёный. Я умею читать. А вы умеете?(дети отвечают).

Я предлагаю вам прочитать слова, начинающиеся с моей любимой буквы К.

Кот показывает слова, а дети их читают. (ко, кот, крот, кобра, кролик, капуста).

Логопед: А вот и ещё один дом. Но ветер испортил вывеску, и теперь трудно узнать. Давайте попробуем ее восстановить (на таблице нижняя часть букв слова школа).

Дети:Это слово – школа.

Логопед: В этом городе, как и во всех, есть школа. Рассмотрите, кто в ней учится.(Внутри мольберт,на котором картинка с изображением животных).

Дети:Зайчонок, лисенок, медвежонок, тигренок.

Логопед: Да в этой школе учатся звери. Посмотрите, что у зверей рядом с партами.

Дети: Ранец.

Логопед: Да, правильно. А вы знаете, что должно быть в школьном ранце?    

(варианты детей)

Логопед: Вот у нас есть Мишутка и Зайчишка. Они тоже собираются в школу, но не знают, что им понадобится. Давайте поможем им собрать ранец.

(проводится игра «Соберемся в школу») 

Логопед:Молодцы!Вы помогли Зайчишке и Мишутке собрать ранцы.Теперь они могут смело отправляться в школу.А вы знаете, кто учит зверят в этой школе? Смотрите на таблицу и идите строго по стрелкам и мы узнаем кто у них учитель..

Дети:Сова.(Логопед выставляет картинку «совы»)

Логопед : Посмотрите на картинку, одно место за партой свободно. Кто-то опоздал на урок, потому что играл с шариками. Давайте и мы поиграем в шарики. Найдите среди шаров пары, но не по цвету, а с одинаковыми буквами. А из оставшихся шаров, сложите слово и вы узнаете, кто опоздал на урок.

Дети:Волк.

Логопед: Правильно. За опоздание сова дала ему задание, рассмотреть фигуру и найти все буквы, которые в ней спрятались.

Дети:Ш, Л, И, Т, П, С, Е, Г

Логопед: Молодцы. Помогли волку.(звонит колокольчик).В школе начинается урок и мы с вами ,чтобы не мешать зверятам отправимся дальше.

Логопед: Жители этого города часто собираются вместе, отмечают различные праздники, дни рождения. (раздается гул голосов, шум) 

         Это было в воскресенье на медвежий день рожденья,

         Гости пели, веселились, в хороводе так крутились,

         Так крутились, так вертелись, что на части разлетелись.

Логопед раскладывает части слов на ковре.

Логопед первые слоги раздаёт детям.

Логопед: Давайте их соберем.

Дети собирают по слогам названия животных(у каждого ребёнка название животного).

Логопед: На дне рожденья каждый получил свое угощенье. Поможем накрыть на стол.

Дети читают слова на карточках и расставляют согласно картинкам.

Логопед: День рождения окончился,все гости довольны.Но что я слышу?

 «Без друзей не прожить»

Дерево с дуплом, из него выглядывает Филин. Рядом на пеньке сидит Белка, вытирает слёзы. Идёт Барсук.

Ворона           Кар! Кар! В лесу стряслась беда:

                        Белка плачет у дупла!

Барсук            Доброе утро, Белка-соседка.

                        Дел сейчас много видимся редко.

                        Ты не резвишься, по веткам не скачешь.

                        Что-то случилось, вижу – ты плачешь?

Белка             Утро недоброе,

                        Не до веселья.

                        Филин справляет в дупле новоселье.

                        Выгнал меня и занял дупло.

                        В нём и уютно и очень тепло.

                        Есть там запасы орехов, грибов.

                        Вкусные жёлуди с разных дубов.

Барсук берёт большой сучок и стучит по дереву.

Барсук             Филин, прошу, оставь Белочкин дом!

                          Он ей достался великим трудом.

Из дупла высовывается Филин.

Филин          Нет, не уйду,

                      Мне уютно, тепло.

                     Пусть Белка поищет другое  дупло.

Барсук        Ты, Филин, неправ,

                     Поступаешь нечестно.

                     Здесь Белочкин дом –

                     Всему лесу известно.

Филин         Мне нравится здесь,

                     Я хочу в нём остаться,

                     Ко мне не советую

                     Белке соваться.

Барсук         Ну что ж, я сейчас отправляюсь в дорогу.

                      Пойду позову всех друзей на подмогу.

Барсук уходит. Белка скачет около дерева.

Белка             У меня был тёплый дом.

                        Для бельчат построен он.

                         Всё я сделала сама.

                         Знаю, близится зима.

Входят Ёж и Барсук.

Барсук            Мы придумали, как быть,

                         Как его перехитрить.

Ёж подзывает Белку, шепчет ей на ухо. Белочка подбегает ближе к дуплу.

Барсук и Ёж выпускают маленькую мышку. Она на верёвочке, которую дёргают в разные стороны то Ёж, то Барсук. Мышка пищит. Из дупла выглядывает Филин.

Филин       Мышка, шлю тебе привет!

                   Славный сделаю обед.

                    Мышек очень я люблю,

                    Вмиг тебя я изловлю.

Вылетает из дупла и начинает ловить мышку. В это время Белка залезает в дупло. Филин бегает за мышкой, запутывается в верёвке и падает в изнеможении. Выходят Барсук и Ёж.

Ёж             Что мы видим!

                    Грозный Филин

                    Мышку-крошку не осилил.

Барсук       Он помял большие крылья

                    И свалился от бессилья.

Филин (дрожащим голосом) Да, со мной стряслась беда:

                                                  Ни туда я, ни сюда.

                                                  Ведь для вас секрета нет,

                                                  Что друзей у меня нет.

                                                   Кто поможет снять верёвку?      

Ёж            Белка сделает всё ловко.

Филин      Я перед нею виноват.

Барсук      Попроси тогда мышат.

Филин      Мышку тоже я обидел.

Ёж и Барсук     Филин, Филин,

                            Все мы видим

                            И даём тебе совет:

                            Заводи друзей, сосед!

Белка, Ёж и Барсук распутывают Филина.

Логопед :     Вы задумайтесь о том:

                    Что рассказано? О чём?

                    И к чему всё привело?

(ответы детей)

Логопед:Вот видите и у Филина появились друзья.Мы с вами увидели много жителей в этом прекрасном городе. Понравилось вам в городе друзей?

Дети: Да.

Логопед: Жители города очень дружные, такие же как и мы с Вами.Нам пора заканчивать нашу прогулку и я предлагаю вам спеть песню о дружбе.

Дети исполняют песню «Настоящий друг»(муз. Савельева,сл. М. Пляцковского )

Логопедический досуг как форма закрепления коммуникативных навыков

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, осуществляется в дошкольных учреждениях в форме индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Существуют различные методики преодоления речевого дефекта детей дошкольного возраста. Это строго регламентированная поэтапная работа (Н. С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева), организуемая в соответствии с программой обучения детей с ОНР, утвержденной Министерством образования Российской Федерации, комплексно-тематические методики (В. В. Коновален-ко, С.В.Коноваленко, Т. А. Ткаченко, Е.А. Пожиленко и др.) и развлекательно-игровые с использованием сказочных и приключенческих сюжетов.

Полностью разделяя общепризнанные методические направления формирования речи при ее недоразвитии (Р. Е.Левина, Н. А. Никашина, Г.А. Каше), авторы настоящего пособия тем не менее подчеркивают, что поиски новых приемов и методик в логопедической психолого-педагогической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.

Логопеды могут пользоваться различными авторскими методиками, примеряя к конкретным случаям их значимость и актуальность, а могут апробировать собственные, совершенствуя их год от года.

Обычно бывают успешными различные варианты организации занятий с использованием:

-        описанных в литературе, известных или придуманных (иногда с помощью детей) игр;

-литературных или придуманных персонажей;

-сказочных сюжетов;

  • воображаемых путешествий, поездок, приключений;
  • настольно-печатных игр;
  • рисунков и других работ детей;
  • игр-драматизаций.

Темы и сюжеты таких занятий могут планироваться с учетом пожеланий детей или развиваться сию минуту в форме совместного творчества логопеда и детей при ведущей и руководящей роли логопеда.

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевую патологию, привели нас к идее проведения логопедических досугов как итоговых занятий после изучения определенных тем. Кроме того, дети таким образом получают возможность психологически подготовиться к публичным выступлениям на праздниках в детском саду, что обычно их пугает и иногда становится причиной речевого негативизма.

Необычная форма занятий вызывает интерес у детей, помогает обобщать и закреплять полученные знания. Подбирая материал для занятия, логопед учитывает речевые возможности детей. Текст проговаривается на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и родителями.

Подбор хореографических элементов, разучивание движений, а также песенок, музыкальных шуток осуществляются музыкальным руководителем на индивидуальных занятиях.

К участию в таких занятиях можно приглашать родителей или детей из других групп.

Участие детей с речевой патологией в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепляются полученные знания, умения и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий логопедического утренника "ПРОГУЛКА ПО ВЕСЕННЕМУ ЛЕСУ"

Сценарий итогового логопедического занятия для детей с ЗПР (смешанная группа) в форме логопедического утренника....

Сценарий логопедического праздника Как Цыплёнок кукарекать учился

Занятие  проводила в конце учебного года, и праздник прошёл очень успешно и зрелищно!!!. Родители и дети были под огромным впечатлением! Идея сценария полностью моя, нигде не "слизанна...

Сценарий логопедической выписки "Путешествие в страну Хохотанию"

Сценарий логопедической выписки "Путешествие в страну Хохотанию"...

Сценарий логопедической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну»

Логопедическая викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий логопедического досуга "Зимняя сказка"

В сценарии, на мой взгляд, довольно органично сочетаются игровые моменты и ситуации, так любимые детьми, и обучающие и развивающие задания, способные как проверить уровень усвоения детьми ранее изучен...

Сценарий логопедического досуга "В гостях у Корнея Чуковского".

Предлагаю вашему вниманию сценарий логопедического досуга в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи....

Сценарий логопедического досуга "Игротека скороговорок" для детей подготовительной группы, обучающихся на логопедическом пункте.

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи.Скороговорки...