Учимся говорить правильно
материал по логопедии на тему

Полякова Сусанна Сергеевна

 

Учимся говорить правильно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_govorit_pravilno.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся говорить правильно

Причиной того, что ваш ребёнок неправильно произносит некоторые звуки может быть недостаточное развитие у него так называемого фонематического слуха, то есть способности воспринимать на слух очень тонкие различия между звуками русского языка, например, между [с] и [ц], [р] и [л]. Как проверить состояние фонематического слуха у ребёнка? Поиграйте с ним в игру, которая называется «Эхо».

—  Помнишь, мы с тобой были в лесу и слышали эхо? Давай поиграем в «Эхо». Я буду что-нибудь говорить, а ты за мной повторяй всё в точности, как эхо. Готов? Повторяй за мной!

— Па-пя-па.

— Ди-ди-ды и т.п.

—  Мама мыла Милу мылом. (Проверяется способность различать твёрдые и мягкие согласные.)

— Бо-по-бо.

— Ту-ду-ду.

— Почка-бочка.

— Год-кот.

— Дочка-точка-дочка. (Проверяется способность различать звонкие и глухие согласные.)

— Со-шо-со.

— Ща-ча-ща.

— Мишка-миска.

— Крыса-крыша-крыса. (Проверяется способность различать свистящие и шипящие согласные.)

— Ра-ла.

— Лу-ру-лу.

— Рожки-ложки.

—  Лак-рак-лак. (Проверяется способность различать звуки [р] и [л].)

Если ребёнок не может повторить правильно из-за того, что не выговаривает какой-то звук, воспользуйтесь таким приёмом: подберите соответствующие картинки, игрушки или предметы и попросите малыша показать вам, где Мила, а где мыло, где лак, а где рак.

Итак, вы протестировали малыша и определили причины нарушения звуков. Возможно даже, у него оказался своеобразный «букет» из всех трёх. Что делать дальше? Если вашему ребёнку уже исполнилось пять лет, запишитесь на занятия к логопеду. Если ему нет ещё четырёх — не торопитесь, скорее всего, с возрастом всё придёт в норму. А если вашему чаду от четырёх до пяти, ему помогут справиться с «неправильными» звуками специальные упражнения.

Предлагаю вам делать с малышом упражнения, которые описаны в сказке.

Сказка о Весёлом Язычке

Жил да был Весёлый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Весёлого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Весёлого Язычка. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь вы должны улыбнуться так, чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Весёлому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребёнок может удерживать такое положение 5—6 секунд без подёргиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3—4 раза. В норме движение выполняется с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Весёлого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице.

В домике у Весёлого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение ребёнок удерживает 5—6 секунд без толчков и подёргиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую. Наш Язычок очень весёлый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достаёт до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подёргиваний язык удерживается наверху в течение 5—6 секунд).  Потом,  Весёлый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул... (Упражнение повторяется несколько раз. Ребёнок сразу находит правильное положение языка, движения  выполняет легко, быстро, с полной амплитудой).

Напрыгался язычок, утомился и пошёл спать. Пусть немножко отдохнёт. На следующий день Язычок решил ещё раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (Ребёнок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объёме), почувствовал, что стало холоднее, и ушёл в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Весёлого Язычка.

Делать упражнения нужно по 5 минут, а когда язычок разогреется, на выдохе, на сильной струе постарайтесь перейти из д-д-д-д-д на р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся говорить правильно в 6-7 лет

В данном пособии сделана попытка обобщения моего опыта работы  в специализированной группе для детей с речевыми патологиями.Разработанные конспекты представляют собой систему специальных логопеди...

Учимся говорить правильно.

Обучающий материал, который помогает повысить интерес детей к логопедическим занятиям. Представлены разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения....

Учимся говорить правильно

Игры, дидактические упрожнения на формирование грамматически правильной речи у детей старшего возраста....

Проект "Учись говорить правильно"

Цель проекта: стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе  становления речи в условиях дошко...

Компьютерная игра для развития речи "Учимся говорить правильно "

Методические рекомендациипо использованию пособия «Учимся правильно говорить» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Пособие «Учимся  правильно  говорить»  предназначено  для  коррек...

"Учись говорить правильно" проект

Характерной особенностью речевого дизонтогенеза у детей с общим недоразвитием речи является факт длительного сосуществования предложений грамматически правильно и неправильно оформленных. Эти дети нуж...

Семейный праздник "Учимся говорить правильно"

Данное мероприятие способствует повышению интереса родителей воспитанников к логопедической работе дошкольного учреждения....