«Профессии на транспорте» (формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Давыдова Елена Юрьевна

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Расширение и закрепление представлений о профессиях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

2. Совершенствование грамматического строя речи: употребление однокоренных существительных, существительных в В. п., Т. п. (Игра «Кого я вижу? », «Кто чем управляет? ») .

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать связную речь: учить составлению предложений о профессиях.

2. Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, уважительное отношение к товарищам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professii_na_transporte_.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Профессии на транспорте»

(формирование лексико-грамматических категорий с использованием здоровьесберегающих технологий)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Расширение и закрепление представлений о профессиях. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме.

2. Совершенствование грамматического строя речи: употребление однокоренных существительных, существительных в В.п., Т.п. (Игра «Кого я вижу?», «Кто чем управляет?»).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать связную речь: учить составлению предложений о профессиях.
  2. Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям, уважительное отношение к товарищам.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Транспорт, Профессии на транспорте», силуэтные картинки «Транспорт», игра «Кто чем управляет» (на листочках, по кол-ву детей), аудио запись звуков: машины, поезда, самолета, теплохода, песни «Поезд», машинки, контейнер с крупой, мяч, самолетики на поддувание, самолет для зрительной гимнастики, су-джок (по кол-ву детей), разрезные картинки по теме «Профессии», поезд с вагончиками-заданиями.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться – доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

Логопед предлагает поздороваться с гостями, пожелать им доброго утра и улыбнуться друг другу.

- Сегодня мы с вами будем вновь говорить о транспорте и о людях, которые на нем работают. А теперь каждый из вас сейчас пройдет к столу, найдет силуэтную картинку. Сейчас сядут те, у кого водный транспорт, а теперь те, у кого – наземный,  воздушный. А еще какой бывает транспорт? (грузовой, легковой). (Дети выполняю задание, садятся на свои места).

  1. Введение в тему, отгадывание загадок.

- Домашнее задание у вас было выучить загадки, сейчас мы их послушаем внимательно и отгадаем.

Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто ...(Лётчик.)

Он – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречает он нас на перроне

И с нами поедет в вагоне.(Проводник.)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку.(Шофёр.)

Поезд длинный голосист,

Дал сигнал нам ... (Машинист.)

- А теперь послушайте мои загадки:

Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу!(Таксист.)

Нет тельняшки без полос,

Кто в тельняшке, тот ... (Матрос.)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной ... (Стюардесса.)

Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это?(Космонавт.)

По вагону он пройдёт –

Безбилетников найдёт.

В цехе друг его сидит –

Он за качеством следит.(Контролёр.)

- А кто управляет трамваем? (водитель трамвая)

- А троллейбусом? (водитель троллейбуса)

Картинки-отгадки  на доске

- А как называется человек, который управляет велосипедом?

- Мотоциклом?

- Трактором?

- А сейчас мы поиграем в игру «Кто чем управляет?».

  1. Игра «Кто чем управляет?» (на листочках)[Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в форме  творительного падежа).]

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки на столах.

-  Кого вы видите на картинках? Дети. Летчика, машиниста, капитана, шофера, стюардессу, таксиста. Выберите профессию, которая вам нравится. Проведите карандашом линию от человека до машины, которой он управляет, и скажите, кто чем управляет.

(  Летчик управляет самолетом. Капитан управляет  кораблем. Машинист управляет поездом. Шофер управляет машиной).

  1. Игра «Путешествие».

- Сегодня я предлагаю вам совершить прогулку на разных видах транспорта. Отгадайте на чем мы сейчас отправимся?

Слышится звук машины (на сд-диске)

- Правильно, на машине. Сейчас мы пройдем на коврик,  и каждый найдет себе машинку в контейнере с крупой. Дети берут машинку и выполняют пальчиковую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика «Гонки». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением,  тактильной  чувствительности.]

Раз,  два,  три,  четыре,  пять        

Можно гонки начинать.

По кругу, по кругу.

Вперед   и  назад,  

Но  пальцы  машинку мою тормозят.    

Закрылись.

Машинка стоит  в  гараже,

И  фары  погасли  не  светят уже.      

 Возят машинку по каждому пальчику   вперед  и  назад, начиная с большого пальца.

Теперь   то же самое, но  начиная с  безымянного.

Теперь - по кругу  в   одну и другую  сторону.

Вновь катают машинку   по пальчикам, которые слегка согнуты.

Сжимают кулак.

Заглядывают  в  маленькую  щелочку  в  кулаке

- На чем мы сейчас ездили? (на машине)

  1. Игра  «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов].]

Логопед  берет в рука мячик.

-  Давайте поиграем в мяч и соберем семейку слов  к слову машина. Как можно назвать  маленькую машину?

( Машинка).

-   А очень большую машину? (Машинища).

-  А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист).

-  А как называется масло  для  двигателя машины? (Машинное масло).

-  Правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина.

- Вспомним, кто управляет машиной? (шофер). Расскажем про него стихотворение.


  1. Динамическая пауза «Шофер».

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу  пропеллер.

 В небеса, мотор,  веди.

Чтобы  птицы  пели.

 

  1. Упражнение «Самолеты полетели»

[Развитие дыхания, формирование направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей к модулю, на котором закреплены висящие на шелковых нитях бумажные самолетики. Дети встают вокруг модуля так, чтобы самолетики оказались на   уровне  их   губ.

- А сейчас вы станете летчиками и отправитесь в полет на самолетиках. Встаньте напротив самолетика. Через нос сделайте  глубокий вдох, не поднимая плечи. Сильно и плавно подуйте на самолетик, вытянув губы трубочкой, не надувая  щек.

Упражнение проводится 4-5раз. Логопед следит за тем, чтобы дети правильно выполняли его.

  1. Упражнение «Быстрый самолетик» [Развитие зрительной координации.]

-   Ребята, а этот  самолет очень быстрый и летает везде, давайте проследим за ним только глазами.

Звук парохода

- Попрошу занять места,  мы отправляемся на следующем транспорте.

- Что это за транспорт? (корабль, теплоход)

- Кто им управляет? (капитан)

- А кто ему помогают? (матросы)

  1. Упражнение   «Теплоход» с элементами «су-джок» - терапии.  [Массаж кистей рук.]

От  зеленого причала

Оттолкнулся  теплоход.

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед.        

И поплыл, поплыл по речке,

Набирая  полный ход.        

Звук поезда

- Что за транспорт ждет нас дальше? (поезд)

- Кто им управляет? (машинист)

- А кто ему помогают? (проводники, железнодорожники)

  1. П/И – логоритмика «Поезд».

  1. Игра «Собери картинку» [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.]

- Представьте, что мы с вами машинисты и управляем тепловозом. А что тепловоз тянет за собой? (вагоны).

- Правильно, я предлагаю вам каждому сейчас выбрать себе по одному вагону.

Дети выходят к доске и выбирают конверты-вагоны с разрезными картинками.

- Эти вагоны с сюрпризом, в нутрии каждого картинка с профессией, но чтобы узнать с какой профессией, нужно ее сначала собрать.

Дети собирают разрезные картинки.

  1. Игра «2, 5» [Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два, пять).]

- Назовите профессию на своей картинке. (Дети называют).

-  А теперь представьте, что их  по два, по пять. Образуйте новые словосочетания.

1-й ребенок.  Два водителя. Пять водителей.

2-й ребенок.  Два капитана. Пять капитанов.

3-й ребенок.  Два кондуктора. Пять кондукторов.

4-й ребенок.  Два машиниста. Пять машинистов.

  1. Игра с мячом  «Кто  что делает?»  [Расширение словаря глаголов  по теме «Профессии на транспорте».  Развитие ловкости.]

  Логопед берет в  руки мяч.  

- А сейчас поиграем в мяч. Вам придется вспомнить, что делают люди, работающие на транспорте. Я бросаю мяч одному из вас и называю профессию. Вы ловите мяч, говорите, что делает этот человек, и возвращаете мяч мне. Старайтесь сказать как можно больше слов о каждом человеке.

Шофер.

1-й ребенок.  Крутит руль, меняет колесо, нажимает на сигнал, жмет на тормоз.

Капитан.

2-й ребенок. Смотрит в бинокль, держит штурвал, отдает команды, смотрит на карту.

Машинист.

3-й ребенок.  Дает сигнал, останавливает состав, тормозит, ведет поезд.

Водитель трамвая.

4-й ребенок. Объявляет остановки, открывает двери, поворачивает ручку, сигналит, Логопед. Молодцы! Это было очень трудная игра. Я горжусь вами.

  1. Итог занятия.

- Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии?

- Сейчас я предлагаю вам взять картинки с профессиями и разным транспортом домой, еще раз их дома повторить с мамой или папой и раскрасить. Спасибо за занятие, а сейчас  можете идти отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию   представлена  коррекционно-образовательная деятельность  по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)Опубликовано 11.08.2014 - 2...

Конспект открытого занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ.

Конспект открытого занятия  в старшей группе по формированию   лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ. Тема: "Цветик - семицветик"...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Как мы помогали лесным жителям».

Прогулка в зимний лес, првила поведения в лесу, увлекательная игра и воспитание бережного отношения к природе и животным....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе « Путешествуем на поезде»

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием  здоровьесберегающих технологий...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи, через использование сказки "Маша и медведь"

Данный конспект поможет:- развить нравственно-этический словарь детей;-активизировать словарь по темам: «Посуда», «Ягоды»;- отработать грамматические категории (уменьшительно-л...