ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики.
статья по логопедии по теме

Давыдова Светлана Владимировна

Аннотация: в статье описан    немедикаментозный метод  динамической электронейростимуляции с исполь­зованием аппарата ДЭНС, который  интегрирован  в систему практической логопедии в условиях образовательных учреждений и получил название ДЭНС-терапия.

Ключевые слова: ДЭНС-терапия, метод  динамической электронейростимуляции, аппарат  серии ДиаДЭНС-ПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dens-terapiya.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

     Аннотация: в статье описан    немедикаментозный метод динамической электронейростимуляции с использованием аппарата ДЭНС, который интегрирован в систему практической логопедии в условиях образовательных учреждений и получил название ДЭНС-терапия.

Ключевые слова: ДЭНС-терапия, метод динамической электронейростимуляции, аппарат серии ДиаДЭНС-ПК.

Тема: «ДЭНС - терапия как дополнительное средство

в системе логопедической практики».

           В последние годы отмечается   увеличение количества детей с речевыми нарушениями.  Причем детей с нарушениями только произносительной стороны речи (ФНР) - гораздо меньше, чем детей с органическим поражением центральной нервной системы.

  В зависимости от локализации и времени поражения центральной нервной системы у дошкольников   чаще всего распространены   следующие речевые расстройства.

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности.

Общее недоразвитие речи – патология формирования лексики, смысловой, фонетически-фонематической стороны речи.

Алалия – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде.

Дефекты строения артикуляционного аппарата, механическая дислалия и ринолалия.

Задержка речевого развития различного происхождения при тяжёлых заболеваниях внутренних органов.

Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы.

 Один из таких методов – это ДЭНС-терапия (динамическая электронейростимуляция).  Метод динамической электронейростимуляции одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005 г.). [4].  ДЭНС-терапия разрешена к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений. 

          В основе ДЭНС-терапии лежит воздействие, осуществляемое через кожные покровы   микротоковыми импульсами как высокой (50-200гц), так и низкой частоты (1-10гц), которые имеет физиологическую основу и по своим характеристикам сходны с нервными импульсами человека.  Импульс от прибора проходит патогенный очаг и активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего сам организм включается в процесс оздоровления и с патологией начинает бороться самостоятельно. Аппарат ДЭНС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работу мышц языка, губ, шеи, а также улучшает зрительно-моторную координацию. [1]

         Факт полной безопасности, безвредности и благоприятного воздействия  ДЕНС-терапии на организм ребенка доказан многолетними объективными исследованиями проводимыми в Федеральном Научно клинико-экспериментальном Центре традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ (г.Москва), под руководством доктора медицинских наук Е.Е.Мейзерова (2001г),  на кафедре физиотерапии и курортолигии с курсом реабилитации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, под руководством кандидата медицинских наук, доцента А.Г.Шимана (2003г.).[2]


        ДЭНС-терапия проводится с помощью аппаратов серии ДиаДЭНС-ПК.
Основные преимущества метода:
-отсутствует привыкание: можно эффективно применять несколько раз в сутки (воздействующий импульс различен для одного и того же человека в разные моменты времени);
-импульс не повреждает органы и ткани организма-это подтверждено научными исследованиями;[4]
-отсутствуют возрастные ограничения: дети хорошо переносят воздействие;
-минимум противопоказаний: индивидуальная непереносимость электрического тока, наличие имплантированного кардиостимулятора, эпилептический статус, новообразования любой этиологии и локализации.

С 2012 года в МБОУ «Школа развития № 24» в систему коррекционно-развивающей работы внедрена ДЭНС-терапия как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с различными речевыми расстройствами.

Разработан алгоритм действия при использовании ДЭНС-терапии:

1.логопедическое обследование ребенка.

2.консультация невропатолога, психиатра (по направлению учителя-логопеда).  ДЭНС-терапия проводится только после согласия родителей (законных представителей) и если не имеются противопоказания.  

3.зачисление на коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда с применением ДЭНС-терапии.

4.общее время сеанса с применением ДЭНС-терапии – 20-25 минут.

5.курсовое воздействие аппарата серии ДиаДЭНС-ПК - 7-8 минут.

6.традиционная артикуляционная гимнастика для исправления речевого нарушения – 3-5 минут.

         В течение учебного года проводится три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10-14 дней. На сеансе обрабатываются зоны общего воздействия в режиме «ТЕСТ», а также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук в режиме «Терапия». Общее время воздействия составляет в среднем 5-10 минут в зависимости от возраста ребенка. [3]. 

Занятия с использованием ДЭНС-терапии включает в себя:

-1-2 универсальных зоны- три дорожки в шейно-воротниковой зоне или шесть точек –они осуществляют общую связь с центральной нервной системой.

-1 специальную зону- речевую, т.е. воздействие на периферию.

-1 иммунную зону.   Речевые дети, как правило соматически ослабленные.

          При коррекции звукопроизношения обрабатываются следующие речевые точки:

1.зона срединного меридиана в режиме «Тест»;

2.зона «точек согласия» в режиме «Тест» с обработкой латентных триггерных зон на частоте 77 Гц по 30 секунд;

3.методика «Крест» -зона проекции речевых мышц вокруг рта- на частоте 60Гц по 1 минуте на каждой точке;

4.язык – ЭД – 1, на частоте 77 Гц по 30 секунд;

5. «Су-Джок» – зоны соответствия на правую и левую кисть через день ЭД – 2-на частоте 60 ГЦ по 2 минуты.

6.подчелюстная зона -на частоте 60 Гц по 1 минуте.

7.зона «Хэ-Гу», 7 шейного позвонка -в режиме МЭД.

          Все результаты фиксируются во время и после занятия в индивидуальном маршруте для каждого ребенка, получающего помощь аппаратом серии ДиаДЭНС-ПК. 

           В своей работе мы ориентируемся на то, что ДЭНС-терапия влияет на скорость формирования навыков правильного звукопроизношения, также на нормализацию мышечного тонуса артикуляционного аппарата, повышении качества просодических компонентов речи, увеличение объема и качества выполнения артикуляционных движений, активизация мимической, мелкой моторики.

          Уже после первого курса ДЭНС-терапии были получены положительные результаты.  У детей в речевом статусе наблюдались:

  1. улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции- на 20%;
  2. повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры-15%;
  3. увеличение объема артикуляционных движений-на 20%;
  4. расширение объема речевого дыхания- на 15%;
  5. улучшение качества голосообразования – на 25%.

Так, из пяти воспитанников с общим недоразвитием речи (3 уровня) у трёх воспитанников с нарушением произношения свистящих звуков появилось правильное изолированное произношение звука [С].  Несколько менее значимая динамика наблюдается в становлении соноров, однако и они появились у детей намного раньше, чем обычно.  

Этот метод прост и эффективен. Он даёт возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.

Таким образом, проведенная работа четко показывает, что при использовании аппарата ДЭНС   становление большинства звуков происходит в более короткие сроки, что облегчает постановку и автоматизацию звуков.

На основании опыта использования метода ДЭНС-терапии   можно   говорить о реальном эффекте и о целесообразности его применения как дополнительного средства в системе коррекционно-развивающей работы. Это способствует получению   каждым воспитанником   базисного дошкольного образования во всех вариативных формах и моделях с целью обеспечения равных стартовых возможностей при переходе на другой уровень образования в соответствии с ФГОС ДО.  

Список литературы

  1. Н.А.Коршунова, Л.В.Порицкая. Применение динамической электростимуляции в логопедической практике / Логопед. 2007. №4. С.27-31.
  2. А.В.Перцев, В.В. Малахов. ДЭНАС и новая философия медицины // Журнал «Академический вестник». Международная академия фундаментального образования. – СПб-Екатеринбург: «МАФО-ДЭНАС МС», 2004. – С. 30-32.
  3. Смирнова А.А., Горнова А.Н., Кобяльковская Е.А. К вопросу возможности эффективного применения метода динамической электронейростимуляции в формировании и исправлении произносительной стороны речи у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Рефлексотерапия. 2007. №1. С.48-51.
  4. Черемхин К.Ю., Власов А.А., Нехорошева Т.В., Леер Р.С. Метод динамической электронейростимуляции в комплексной реабилитации   детей с нарушениями речи. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

Презентация "Флексагоны как средство развития речи в логопедической практике ДОО"

В процессе логопедической практики с дошкольниками мы заметили, что на фоне современных компьютерных игр  классические  методы и приемы по коррекции речи не всегда эффективны, а иногда уже и...

Мультфильм, как средство успешного речевого развития детей с ОВЗ в логопедической практике.

Мультфильм – это не только продукт медиасреды, но и вид искусства. Для детей же искусство – одна из форм познания мира....

Мастер-класс Флексагоны как средство развития речи детей в логопедической практике ДОО

Используя флексагон как дидактическую игру, я решаю следующие цели и задачи: Цель - Развитие речи,  мышления и воображения воспитанников  с помощью флексагона.  Задачи - развивать функц...

Игровая деятельность как средство коррекции речи в логопедической практике

Дошкольный возраст – это возраст игры.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной, трудов...