Использование игр с прищепками в преодолении речевых нарушений у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии на тему

Дроган Ирина Викторовна
«До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор тех-нологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предме-тов. В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сен-сорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использо-вать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igr_s_prishchepkami.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр с прищепками

в преодолении речевых нарушений

 у  детей с ОНР

 

Подготовила: учитель-логопед Дроган И. В.

-2014г.-

  «До пяти лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было»,- отмечала автор технологии саморазвития М. Монтессори. Она предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов.

  В работе с детьми по развитию мелкой моторики рук, обучению диалогической речи, сенсорному воспитанию и формированию пространственных представлений можно использовать такие предметы-заместители, как пластмассовые бельевые прищепки и скрепки разных цветов и размеров. На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, помогая педагогам развивать мелкую моторику рук, развивая сенсорные и пространственные представления, коммуникацию, речь, воображение.

  Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и, по мнению М.М.Кольцовой, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

  Игры с разноцветными прищепками очень интересны и разнообразны. Они   развивают мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, формируют представления о цвете, форме, величине, способствуют развитию ощущений собственных движений, стимулируют  речевую  активность  детей.

   Воспитанники проявляют особый интерес к играм с разноцветными                 прищепками. Развитие личности ребенка происходит через игру, близкую и  понятную ему. Прищепки лежат в разноцветных коробочках и контейнерах в удобном месте для детей, привлекают их внимание яркостью, необычностью, оригинальностью. Если прицепить прищепки к разноцветным кружкам, то получим самые разные цветы: ромашки, васильки, подсолнухи и т.д. Прикрепив к зеленому треугольнику зеленые прищепки, получим елочку. А можно получить красивых бабочек и стрекоз прикрепив прищепки к разноцветным овалам. Фантазировать можно бесконечно. Играя с ребенком, не забывайте сопровождать все свои  действия речью.

Игры с прищепками являются обучающими и познавательными. Разноцветные прищепки помогают дольше сохранять работоспособность ребенка. Играя с разноцветными прищепками, дети советуются, обсуждают, радуются, если у них получается задуманное. Игры с разноцветными прищепками доставляют радость и веселье всем. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки), переходить от прос-того к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.

  При выполнении игровых упражнений с прищепками решается несколько задач:

-  развитие мелкой моторики рук,

- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);

- развитие  чувства ритма;

-  развитие  конструктивного мышления;

- формирование положительного настроя на совместную с  взрослым работу;

  Опыт работы  показал, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта.

Игра «Сказочный домик».

Возьмите обычную коробочку. На каждую сторону наклейте разную цветную бумагу. Расскажите ребенку о том, что это не коробочка – а сказочный домик, где каждая комната окрашена в свой цвет. А прищепки – это наши человечки, которые живут в домике. Они вышли погулять на улицу и забыли, где живут. Помогите им найти свои комнаты. Можно нарисовать цифры на каждой стороне коробочки, и попросить ребенка прикрепить такое количество прищепок, которое соответствует нарисованной вами цифре. А когда ребенок устанет играть, пусть побросает прищепки внутрь коробки-домика. Человечки пошли спать. Закройте его и потрясите. Послушайте, как гремят прищепки.

Игра «Состав числа».

Возьмите несколько листов плотного картона, фломастер и прищепки. На           каждой картонной карточке напишите число от 0 до 10. Сначала покажите: ноль – это ни одной прищепки. Один – одна прищепка, два – две прищепки, три – три прищепки и т.д. Когда с этим разобрались можно переходить и к изучению состава числа. Три (3) – можно представить как 1 и 2, как 2 и 1, как 1, 1 и 1. И т.п. С прищепками можно играть и в другие игры. Например:

прицепите прищепки к одежде ребенка, попросите его снять их; прищепки можно цеплять к подходящим пластиковым мискам, банкам, стаканам, металлическим банкам от кофе и т.п.;

натяните веревку, повесьте кукольную одежду, платочки, закрепите их прищепками – поиграть.

Игра «Рыбалка».

Сделайте удочку – к палочке привяжите шнурок с магнитом на конце, или купите игрушечную удочку. Налейте в тазик воду, бросьте в нее прищепки и ловите их магнитом. Можно игру усложнить, прикрепив к прищепкам картинки. Например: шапка, машина, носок, шуба, мышь. Попросите ребенка «поймать» картинки, в названиях которых спрятался автоматизируемый звук [ш]. Спросите, какая  картинка лишняя и почему и т.д.

Игра «Звуковые домики».

Возьмите три листа плотного картона (красный, синий, зеленый). Вырежьте из них домики. В Красном домике будут жить прищепки красного цвета, в Синем домике – прищепки синего цвета, а в Зеленом домике – прищепки зеленого цвета.Предложите ребенку с помощью разноцветных прищепок изобразить звуковые схемы слогов, слов, комментируя свои действия. Например: в слове кот три звука; первый звук [к] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой; второй звук [о] – гласный, я отмечу его красной прищепкой; третий звук [т] – согласный твердый, глухой, я отмечу его синей прищепкой.

Игра Повтори скороговорку «Пчела». 

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги скороговорки:

Ла-ла-ла – ко мне летит пчела,

Лы-лы-лы – жало у пчелы.

Игра «Цвет».

Такая игра подойдет для самых маленьких. Предложите ребенку соотнести цвет прищепки с картинкой. Например, к красной машинке прикрепить красную прищепку, к желтому цыпленку – желтую.

Игра «Живая – неживая природа».

Предложите ребенку красными прищепками отметить картинки с живой природой, а синими – с неживой. Усложняя, выбираем картинки, сделанные руками человека.

Игра «Птицы».

Подобным образом отмечаем одним цветом зимующих птиц, другим – перелетных. Или птиц, которые умеют летать – желтыми прищепками прикрепляем, а нелетающих – зелеными.

Игра «Загадки».

Подберите заранее загадки о тех предметах, которые находятся на вашем дидактическом круге. Загадывайте ребенку загадку. Прищепкой малыш должен прицепить правильный ответ.

Игра «Развиваем фонематический слух» (после 3 лет).

Предложите малышу прикрепить прищепки красного цвета к тем словам, которые начинаются на букву «М», например. Или найти картинки, в которых заданная буква находится в середине или конце слова.

Игра «Буквы и слоги».

Отмечаем слова, состоящие из 1 слога красными прищепками, из 2 слогов – синими. Можно на карточке написать различные слоги и составлять из них слова, отмечая их прищепками.

Игра «Овечки».

Ах, лето жаркое, с овечкой на лугу

Тучка по небу несется,

Жаркий выдался денёк.

На лугу овца пасётся.

Не присесть ли на пенёк?

На овечку погляжу,

Тучку взглядом провожу.

А овца глядит на тучку,

Полная сомнения, -

Не её ли это там,

В небе отражение?

- “Поменяться-б с ней местами,

полетать бы над лесами”.

- Так мечтательны овечки,

Вы понаблюдайте сами!

Игра «Ёжик».

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Игра «Солнышко».

Солнышко утром рано встаёт.

Лучики тянет –тепло нам даёт.

Игра «Самолёт».

Самолёт, самолёт

Отправляется в поход.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

Игра «Дом».

Дом сломался – вот беда.

Где крылечко? Где труба?

Мы умеем мастерить,

Можем домик починить.

 

Игра «Жучок».

Очень наш жучок устал-

Бегал по дорожке.

Ночью спал, а утром встал,

Показал нам ножки.

 

Игра «Цветок».

Лепесточки и листок –

Распустился наш цветок.

 

Игра «Рыбка».

Рыбка, рыбка, что грустишь?

Не видать улыбки?

Без хвоста и плавников не бывает рыбки.

 

Игра «Овощи» (морковь, свекла, репа).

Урожай мы убирали

И ботву всю оборвали.

Мы листочки прикрепляем –

овощи узнаем.

 

Игра «На лесной полянке».

Приготовьте коробку с разноцветными прищепками, вырезанные  из цветного картона заготовки солнышка, ежика, стрекозы,  кружок, прямоугольник и          треугольник.

В гости к детям приходит Девочка-прищепочка с воздушными шарами. В              воздушных шарах спрятаны загадки. Девочка-прищепочка просит детей          отгадать загадки и предлагает поиграть с  разноцветными прищепками.

Логопед. Отгадайте загадку.

Светит, сверкает, всех  согревает.

Что  это?                        

Ответы детей.

Логопед. Правильно, это солнце. Как   ласково  называем  его? (Солнышко.)

- Чего нет у нашего солнышка? (Лучиков.) 

- Какого цвета лучики у солнца? (Желтого.)

- Давайте подарим солнышку волшебные, добрые лучики, чтобы светило и  грело еще сильнее.

Дети выбирают из коробки желтые прищепки и «возвращают» солнцу лучи.

Логопед. Слушайте следующую загадку.

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Коровам без нее беда,

Она их главная еда.

Ответы детей.

Логопед. Правильно, это трава. Какого цвета трава? (Зеленого.)

Логопед раздает детям вырезанные из зеленого картона прямоугольники.         Дети выбирают из коробки зеленые прищепки и прикрепляют их к                       прямоугольникам.

Логопед. Отгадайте, кто это такой:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Ответы детей.

Логопед. Правильно, это ежик. Помогите нашему ежику найти иголочки.

Логопед дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку ежика, на которой нарисованы, уши, нос, но нет иголок. Дети прикрепляют к спинке ежика прищепки.

Логопед. А вот новая загадка:

Зимой и летом одним цветом.

Ответы детей.

Логопед. Да, это елка. Помогите елочке найти все свои иголочки.

Логопед раздает детям вырезанные из зеленого картона треугольники. Дети выбирают зеленые прищепки и «возвращают» елке ее иголочки.

Логопед. Отгадайте, кто это:

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто же это?

Ответы детей.

Логопед. Правильно, это стрекоза. Давайте поможем нашей стрекозе найти крылышки.

Логопед дает каждому ребенку вырезанную из цветного картона заготовку стрекозы. Дети прикрепляют к стрекозе  прищепки – крылышки.

Логопед. Молодцы! Как красиво на ваших лесных полянках!

Игра «Мамины помощники».

  Натяните веревку. Возьмите несколько разноцветных платочков (можно носочков, что угодно). Скажите ребенку, что они выпачкались. Поиграйте сначала в стирку. Потом развесьте белье на веревку, закрепляя его прищепками (веревку надо натянуть на уровне, удобном для ребенка). Можно подбирать по цветам: синий платочек закрепляем синей прищепкой, красный – красной и т.д.

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки прицеплю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованных игр в преодолении речевых нарушений у детей

                  Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др., рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отк...

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников

Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...

Использование игр на развитие логико-математических способностей в работе по преодолению речевых нарушений у дошкольников старшего возраста

Данная методическая разработка освещает теоретический и практический аспекты использования различных приемов и методов развития логико-математических способностей детей и их влияние на развитие речи и...

Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики и логоритмики в системе работы с детьми с ОВЗ как эффективный метод преодоления речевых нарушений»

Ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации  воспитательно-образовательного процесса....

Использование камешков Марблс в преодолении речевых нарушений.

В материале представлены игры для развития мелкой моторики, игры для звукобуквенного анализа слов, игры по коррекции дисграфии, для развития пространственных представлений, игры-лабиринты, массаж каме...

«Использование игр с прищепками в преодолении речевых нарушений у детей с ОНР», выступление

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 26.10.2022г....

«Использования метода сенсорной интеграции для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

В статье описано практическое прииенение метода сенсорной интеграции для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста....