Миодыхательная гимнастика
консультация по логопедии на тему

Баженова Евгения Валентиновна

В коррекционно-развивающей работе с детьми с аномалиями зубочелюстной системы и ротовой полости используются упражнения, которые основываются на одновременном координированном выполнении движений мышцами артикуляционных органов, шеи и верхнего плечевого пояса и ритмичном дыхании. Миодыхательная гимнастика способствует развитию подвижности мышц челюстно-лицевой области, физиологического дыхания, координации артикуляции и дыхания, профилактике нарушений осанки и параллельно оказывает положительное терапевтическое воздействие при ортодонтическом лечении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon miodykhatelnaya_gimnastika.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Миодыхательная гимнастика

В коррекционно-развивающей работе с детьми с аномалиями зубочелюстной системы и ротовой полости используются упражнения, которые основываются на одновременном координированном выполнении движений мышцами артикуляционных органов, шеи и верхнего плечевого пояса и ритмичном дыхании. Миодыхательная гимнастика способствует развитию подвижности мышц челюстно-лицевой области, физиологического дыхания, координации артикуляции и дыхания, профилактике нарушений осанки и параллельно оказывает положительное терапевтическое воздействие при ортодонтическом лечении.

Комплекс упражнений состоял из нескольких частей.

  1. Упражнения, направленные на укрепление мышц шеи и подчелюстной области. (Эти упражнения дети выполняли стоя или сидя на стульях. Все движения совершались плавно, в медленном темпе).
  • Ребенок сидел на стуле, опираясь на его спинку. При нейтральном положении головы ребенок делал глубокий вдох через нос, затем медленно наклонял голову вперед, стараясь при этом дотронуться подбородком до груди. При наклоне максимально вперед выдвигалась нижняя челюсть и производился плавный медленный выдох через рот. Затем ребенок снова занимал исходное положение.
  • Исходное положение было то же. При нейтральном положении головы ребенок делал глубокий вдох через нос, затем медленно запрокидывал голову назад, производя плавный выдох через рот (который был приот-крыт) и стараясь как можно дальше отодвинуть нижнюю челюсть назад.
  • Чередование наклонов головы вперед и назад, с одновременным выдвиже-нием нижней челюсти вперед или продвижением ее назад, сопровож-давшееся глубокими носовыми вдохами и плавными ротовыми выдохами.
  • Чередование наклонов головы вперед и назад, с одновременным поднятием верхней губы или опусканием нижней губы, сопровождавшееся глубокими носовыми вдохами.
  • Ребенок сидел на стуле или стоял, руки были расслаблены и опущены вдоль туловища. По команде ребенок медленно поднимал плечи, совершая при этом глубокий плавный носовой вдох, затем также медленно опускал плечи, широко открывал рот /максимально опуская нижнюю челюсть/ и делал медленный ротовой выдох.
  • Исходное положение было то же. Ребенок совершал вращательные движения плечами вперед и назад, при этом на первом полуобороте делался глубокий носовой вдох, на втором полуобороте – плавный носовой выдох.
  • Упражнение выполнялось также как предыдущее. (1-й вариант дыхания: перед началом движения совершался носовой вдох, затем дыхание задерживалось, при  окончании движения совершался носовой выдох.    2-й вариант дыхания: при выполнении упражнения вдох и выдох совершался через рот). Вращение  плеч вперед сопровождалось выдвижением нижней челюсти вперед, ее опусканием, максимальным отодвиганием ее назад и возвращением в исходное /нейтральное/ положение. Вращение плеч назад сопровождалось отодвиганием нижней челюсти назад, ее опусканием, подъемом с выдвижением вперед и возвращением в исходное положение.
  • Исходное положение было то же. Ребенок при нейтральном положении головы делал носовой вдох, затем плавно поворачивал голову направо или налево, совершая ротовой выдох через губы, вытянутые трубочкой. (При дистальном прикусе ребенок, поворачивая голову, выдвигал нижнюю челюсть вперед и старался дотронуться подбородком до плеча, совершая при этом плавный выдох через рот при нейтральном положении губ).
  • Исходное положение то же. 1-й вариант упражнения: ребенок при нейтральном положении головы делал носовой вдох, затем плавно наклонял голову к правому или к левому плечу, совершая ротовой выдох через соответственно правый или левый угол рта. 2-й вариант: при наклоне головы ребенок смещал нижнюю челюсть в ту же сторону и производил ротовой выдох.
  • Исходное положение то же. Ребенок, не наклоняя головы, производил ее смещение в горизонтальном направлении вперед-назад, вправо-влево, что сопровождалось носовым вдохом и ротовым выдохом. При усложненном варианте: а) движение головы ребенок сопровождал движением нижней челюсти в горизонтальном направлении вперед-назад, вправо-влево; б) движение головы вперед сопровождалось вытягиванием и округлением губ –  «трубочка», движение головы назад сопровождалось растягиванием губ в улыбке, движения головы вправо или влево сочетались с подниманием правого или левого угла рта соответственно.
  • Упражнения с сопротивлением
  • Педагог помещал руку на лоб ребенка, ребенок пытался наклонить голову, преодолевая сопротивление оказываемое рукой педагога, и одновременно: а) надувал щеки, б) вытягивал губы в форме трубочки, в) опускал нижнюю губу, г) выдвигал нижнюю челюсть вперед.
  • Педагог помещал руку на затылок ребенка, ребенок пытался запрокинуть голову назад, преодолевая сопротивление, и одновременно: а) втягивал щеки, б) растягивал губы в широкой улыбке – «оскал», в) поднимал верхнюю губу, г) перемещал назад нижнюю челюсть.
  • Педагог помещал руку на правую или левую сторону головы ребенка, ребенок пытался наклонить голову в сторону, преодолевая сопротивление, и одновременно: а) закрывал или зажмуривал правый или левый глаз, б) надувал или втягивал правую или левую щеку, в) поднимал правый или левый угол рта, г) смещал вправо или влево нижнюю челюсть.
  1. Упражнения, направленные на укрепление мышц верхнего плечевого пояса и развитие свойств физиологического дыхания.
  • Исходное положение: ребенок стоял, расставив ноги на ширине плеч, или сидел на мягком коврике. Производились различные наклоны, повороты верхней части туловища, прогибание туловища, потягивание вверх с поднятыми руками и вставание на носочки. Все движения на начальных этапах коррекционной работы сопровождались ритмичными глубокими вдохами и сильными плавными выдохами (носовыми и ротовыми). (Например, при дистальном прикусе выполнялось следующее упражнение. Ребенок, сидя на полу с выпрямленными в коленях и немного разведенными в стороны ногами, перед собой держал мяч и делал глубокий носовой или ротовой вдох. Затем, медленно наклоняясь вперед и прогибаясь, он прокатывал мяч перед собой, удерживая его в руках.  Одновременно с наклоном вперед ребенок плавно выдвигал вперед нижнюю челюсть и совершал медленный ротовой выдох. При мезиальном прикусе ребенок, сидя в том же положении, поднимал мяч над головой и, прогибаясь, немного запрокидывал его назад. Одновременно с этим движением ребенок перемещал назад нижнюю челюсть. В исходном положении совершался глубокий вдох, при выполнении движения – плавный выдох. Для всех детей, независимо от характера аномалий прикуса эти движения сопровождались в первом случае – выдвижением губ вперед в виде трубочки, во втором случае – напряженной улыбкой («оскал»).

На этапах формирования и закрепления правильного произношения звуков речи на основе этих упражнений осуществлялось развитие фонационного выдоха и речевого дыхания: движения детей сопровождались произношении изолированных звуков, слогов, слов, ритмичных стихотворных текстов.

  • Комплексы упражнений игрового характера (по методикам, предложенным  В.Л.Страковской [212] и Л.Г.Антоновой [7]): «Дровосек», «Пильщики», «Самолет», «Мельница», «Насос», «Кукла», «Погреемся» и др..

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...