Активизация деятельности детей
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Исаева Наталья Александровна

Консультация для воспитателей старших групп

                                                            

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 … Чтобы научиться говорить,

                                                                 надо говорить.

                                                                                             М.Р.Львов

   Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

   В исследованиях М.И.Лисиной доказано: если на просьбу ребенка, выраженную жестом, взрослый не проявляет ответной реакции, то ребенок скорее начнет делать попытки выразить просьбу словесно, т. е. будет проявлять речевую активность, несмотря на испытываемые при этом большие трудности.

   В настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие отстает от нормы. Обычно дети, занимаясь какой-либо деятельностью, по собственной инициативе комментируют ее (говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами и т.д.). Наши наблюдения свидетельствуют об ином: старшие дошкольники не так часто прибегают к речи по своей инициативе.

   Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание: проводятся занятия по расширению словаря, формированию связной речи, обучению пересказу. Все это дает положительные результаты, но они касаются преимущественно количественной стороны речи. Подлинного же развития не происходит. На занятии ребенок, подчиняясь взрослому, произносит и запоминает отдельные слова и фразы, однако, как правило, почти не использует их в активной речи, а вне занятий речевое общение с окружающими взрослыми крайне скудно. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки.

   Компонентами речевой активности, по мнению М.Р.Львова, являются быстрота речевых реакций в диалоге и других ситуациях, выбор игр и увлечений, связанных с речью, быстрота и точность выбора слов, развертывания синтаксических конструкций, текста, активная реакция на поступок или высказывание других лиц. М.Р.Львов обращает внимание на условия развития речевой активности:

  1. общая активность, коммуникабельность, инициативность, стремление к лидерству;
  2. умение преодолевать скованность, застенчивость;
  3. способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

   Однако развитие не всех детей дошкольного возраста соответствует названным условиям. Помехами в речевой активности, по мнению М.Р. Львова, могут стать неразвитость вышеназванных качеств; речевые дефекты, вызывающие насмешки и подавляющие ребенка психологически; болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха; неустойчивость внимания, плохая память и т.п. К числу же условий, которые активизируют речь дошкольника, относятся: овладение на определенном уровне системой языка, наличие потребности в общении, вовлечение в доступную для него деятельность.

   Для активизации деятельности детей необходимо использовать игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, эмоциональной поддержки участников группы, на преодоление замкнутости, социальной изолированности через формирование чувства принадлежности к группе и адекватной самооценки.

   Предлагаемые упражнения, а также этюды проводятся в качестве разминки, средства для включения в работу, а также для развития. Организуя работу, педагог, и это очень важно, должен создать у детей потребность подражать действиям взрослого. С этой целью необходимо использовать побуждения типа «Покажи, как…», «Изобрази, как…», «Повтори за мной…» и т.п.

   Детей необходимо обучать восприятию и выражению основных эмоций. С этой целью можно предложить им упражнения для мимических мышц лица: нахмуриться, поднять брови, наморщить лоб, зажмуриться, прищуриться и т.п. Так дети учатся отражать основные эмоциональные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие, радость). С этой целью разыгрываются несложные этюды с комментированием взрослого (он объясняет и показывает, какие движения нужно выполнять для передачи того или иного состояния).

   Вот примеры некоторых упражнений.

   «Собака принюхивается». Педагог предлагает внимательно слушать рассказ  ( «Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах») и мимикой показать внимание. Если детям это не удается, педагог сам показывает соответствующие выразительные движения и предлагает повторить.

     « Зеркало». Педагог говорит детям6 «Вы будете зеркалом, а я буду смотреться в него. Ну-ка, зеркальце, скажи, какое выражение на моем лице?». Используются два варианта определения мимики воспитателя: дети называют выраженное на лице эмоциональное состояние или самостоятельно, или с опорой на подсказку: «Мне грустно, когда на улице плохая погода. Мне рассказали смешную историю. Я ужасно боюсь грозы. Я очень рассердилась» и т.д. При продолжении игры «зеркало» не только называет выражение, но и копирует его.

   «Вкусные конфеты». Педагог вместе с детьми выбирает одного ребенка. У него в руках воображаемый пакет с конфетами. Он по очереди протягивает его детям. Они берут по одной конфете, благодарят, жуют, мимикой выражают удовольствие, улыбаются.

     Внимание также необходимо уделять пантомимике. Это развивает способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, выражать свои эмоции с помощью жестов, движений, походки, позы. Пантомимика повышает интерес детей к занятиям, расширяет их эмоциональный опыт, позволяет замкнутым людям раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе, проявить творчество.

     «Походка и настроение». Педагог показывает движения и предлагает изобразить их: «Попрыгаем, как воробышек (веселый клоун, кенгуру, козлик, кузнечик); походим, как мишка косолапый, как маленький ребенок, который только учится ходить; полетаем, как синичка, как орел; подкрадемся, как кошка к мышке» и др.

     «День рождения». Выбирается именинник. Все дети мимикой, жестами дарят ему подарок, а именинник угадывает, что это за подарок.

     Указанные выше упражнения и этюды не только знакомят детей с мимикой, жестами, позами, походкой, отображающими основные эмоции, но и корректируют некоторые черты характера, а также самооценку детей.

     Для формирования адекватной самооценки можно предложить следующие игры и упражнения.

    «Молчок». Взрослый читает стихотворение А. Бродского «Новичок».

В детский сад пришел Молчок-

Очень робкий новичок.

Он сначала был несмел,

С нами песенок не пел,

А потом, глядим, привык:

Словно зайка- скок да прыг.

До чего же осмелел:

Даже песенку запел.

     Взрослый с детьми обсуждает услышанное и выбирает Молчка, который сначала робко сидит на стуле, затем, согласно тексту, преображается: прыгает, поет.

    В работе используются игры, направленные на развитие умения выражать эмоциональные состояния с помощью просодики (интонация, сила голоса и т.д.).

     «Кораблик». Взрослый предлагает детям представить себя на корабле. На слова «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» дети жмурятся, глядя на солнышко, улыбаются. Один ребенок (его заранее выбирают) громко кричит: «Буря!». И тогда дети голосом создают шум моря, грохот грома. Другой ребенок старается перекричать бурю словами: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

    «Ролевая гимнастика». Ребенок рассказывает стихотворение (пословицу, скороговорку) или повторяет предложение: шепотом, громко, как медленно ползущая черепаха, как пулеметная очередь.

    В работе используются игры, цель которых- развитие двигательной активности. Они помогают пробудить пассивного ребенка, учат всех детей подчиняться определенным правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. С этой целью используются побуждения типа: «Кто первый прибежит?», «Кто быстрее?», «Кто самый ловкий?».

    «Паровозик». Дети строятся друг за другом, держась за плечи. Выбирается ребенок: он паровозик и везет вагончики (остальных детей), преодолевая различные препятствия. В конце занятия эту игру можно использовать как своеобразный ритуал завершения занятия.

    Различные варианты игр «Жмурки», «Жмурки с колокольчиком», «Ловишки», «Белые медведи», «Лисонька, где ты?», «Смелые мышки» и т.п. помогают ребенку почувствовать себя в роли лидера, что, несомненно, влияет и на формирование адекватной самооценки.

    Подвижные игры должны носить соревновательный характер и поощряться фишками, флажками, очками и т.п. Взрослым надо стремиться к созданию эмоционально положительной обстановки, что обеспечивает психологическое благополучие детей и служит стимулом для активизации поведения, повышения статуса среди сверстников; при этом робких детей надо назначать ведущими, а для гиперактивных детей подбирать более спокойные роли.

    «Турнир». Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся различные спортивные игры: «Попади в кеглю», «Бой петухов», «Сядь-встань» и др.

    «Веретено». Детей делят на две группы и расставляют друг за другом. Назначается ведущий, который дает команду: «Начинаем!». Дети, стоящие первыми, быстро оборачиваются вокруг себя; потом соседи берут их за талию, и дети оборачиваются уже вдвоем и т.д., пока не дойдут до последнего в ряду. Побеждает та команда, которая быстрее выполнит задание.

    Эти и аналогичные задания можно включать в ход занятия (в его середине)- они выполняют функцию переключения, двигательной и эмоциональной разрядки, активного отдыха.

     Представленные выше упражнения и этюды способствуют усилению сплоченности группы, развитию чувства общности, товарищества и установлению в группе атмосферы доверия и безопасности, формируют внимательное и бережное отношение детей друг к другу.

Литература

1.Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.

2.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите , играя. М., 1983.

3.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000.

4.Чистякова М.И. Психогимнастика/Под редакцией М.И. Буянова. М., 1990.

5.Дошкольное воспитание №1/ 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация деятельности детей в детском саду по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Проблема обеспечения безопасности человека на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастает. Поэ...

«Активизация деятельности детей раннего возраста по освоению предметно-развивающей среды»

Современное понимание здоровья -  это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Все понимают значение здоровья для человека, но его качество по...

Методическая разработка для педагогов: "Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей"

Активизация словаря детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности детей...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Расширение и активизация словаря детей по теме «Посуда», посредством различных игр и упражнений, развитие связной речи детей

Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»(в соответствии с требованиями Федерального государственно...

Активизация речи детей дома. Рекомендации для родителей по активизации речи детей 2-3 лет.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста,особенно в возрасте от 2 до 3 лет, происходит очень быстро. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чис...

Проектная деятельность на тему: «Активизация словаря детей среднего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Богатая и хорошо развитая...