Коррекция речевого равития детей
статья по логопедии на тему

Янситова Татьяна Алексеевна

Данная статья о логопедическом массаже-как об одном из методов коррекции звукопроизношения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vseros.konf_.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     

Коррекция речевого равития детей

Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов общеобразовательной работы в детском саду.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого, или фонематического слуха, т.е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

        Речь - явление сложное и многогранное: лингвистическое, социальное, интеллектуальное, психофизическое, эстетическое и психологическое. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.  Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.

Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, т.к. логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, нарушения голоса, а также заикание. 
В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

        Логопедический массаж - это также и одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, массаж, в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.

        Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимосвязях, представляют собой единое целое. В связи с этим ни одна проблема, в том числе и касающаяся речи, не может быть рассмотрена как процесс локальный. Устраняя с помощью массажа произошедшие изменения, можно содействовать ликвидации первичного патологического процесса и восстановлению нормального состояния организма.

В работе с детьми, имеющими речевую патологию, используют массажи рефлексогенных зон (кистей, стоп,  волосистой части головы),  сегментарно-рефлекторный, линейный, точечный. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

        

Список используемой литературы

1.  Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: «Просвещение», 1989.

2.  Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: «Астрель», 2008 г.

3.  Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный.– М., 1998.

4.  Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб., 1995.

5.  Блыскина И.В. Логопедический массаж. - С.-П., 2004.

6.  Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: «Медицина», 1991.

7.  Вербов А.Ф. Лечебный массаж.- М.: «Селена + », 1996.

8.  Васичкин В.И. Сегментарный массаж. – СПб., 1997.

9.  Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: «Академия», 2003.

10.  Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.

11.  Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

12.  Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М., 2003.

13.  Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

14.  Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детейраннего и дошкольного возраста. - СПб.: «КАРО», 2008.

15.  Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. – Л., 1986.

16.  Шевцова Е. Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2003.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Практический опыт работы по коррекции речевого развития детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

·        Раннее начало диагностической и коррекционной работы с детьми способствует полноценному овладению родным языком  в максимально сензинтивный перио...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР.

В сообщении представлен опыт работы педагога по использованию малых фольклорных форм для речевого развития детей с ОНР...

""Коррекция речевого развития детей с ЗПР в экспериментальной деятельности"

Экспериментировагние как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего м...

План взаимодействия со специалистами для коррекции речевых нарушений детей 5-7 лет

Помощь педагогам ДОУ в организации индивидуальной работы с детьми 5-7 лет по коррекции речевых нарушений...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА. «Коррекция речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»

Данная программа по коррекции речи является дополнительной и направлена на преодоление речевых нарушений детей младшего дошкольного возраста с об...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...