Образовательная деятельность "Проделки дядюшки Ветра" по обучению грамоте для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определять на слух количество слогов в словах, при этом четко выделяя слоги, называть первый слог, второй, третий и т.д., подбирать подходящие схемы к словам.

Также малыш должен уметь выделять в словах ударные,  неударные слоги, обозначать на схемах ударный слог.

малыш должен понимать, что предложения состоят из слов. Также ему необходимо подбирать подходящую схему к предложению.

А  для того, чтобы детям было интересно, то образовательная деятельность должна  заинтересовывать их. погружаясь в сюжет занятия, ребенок сопережевает героям, его речь и психические процессы развиваются незаметно в игре. А между умственным и речевым развитием существует тесная связь.

Образовательная деятельность "Проделки дядюшки Ветра" по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Цель: знакомство с буквой Б.

Задачи:

Учить выделять первый и второй слоги в словах.

Закрепить навык преобразования слов. Работа с предложением.

Упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж).

Развивать навык чтения слогов, слов.

Воспитывать желание помогать попавшим в беду.

Оборудование: предметные картинки, тетради, карандаши, знаки-символы, слоговые таблицы, клей, трафареты снежинок, салфетки.

Организационный момент.

Логопед:

Буквоед вам дети весточку прислал.

Говорит, что ветер зверей заколдовал.

Замотал их, закрутил,

В камни их он превратил.

Вы поможете, ребята?

Расколдуете зверяток?

Знаю, сердце доброе у вас,

Выручали много раз.

Когда ветер колдовал,

Букву он у вас украл.

Расколдуете зверят,

буковка вернется в ряд.

Помогите деду,

Деду Буквоеду.

Логопед: садится тот, кто назовет слоги в словах соки, носы, супы, маки, киты, мята.

Задание 1

Логопед:

Ушки свои ты напряги,

Звук пропавший восстанови.

Слово полностью скажи.

Игра "Угадай слово".

Логопед: посмотрите на картинки. Назовите полностью слова, которые я буду произносить, начиная со второго звука.

Какой звук в начале слова (батон, бублик, баранка)? (Б)

В какую группу можно объединить эти картинки? (Хлебобулочные изделия)

Какие хлебобулочные изделия вы знаете? Как нужно относиться к хлебу?

Вывешиваются картинки: белка, бант, бинт, бумага, береза, бочка, банан, бинокль.

Логопед задает вопросы:

Какой звук во всех словах чаще слышится?

Как вы дкмаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?

Характеристика звука.

Логопед: как вы думаете, звуки (б, бь) гласные или согласные?

Поднесите ладонь ко рту и произнесите (б, бь). Как выходит воздух изо рта? (толкается, несвободно)

Что является преградой воздуху? (губы)

Звуки (б, бь) - согласные. Положите руку на горло. Оно дрожит? (да)

Значит, голос есть. Звуки (б, бь) - звонкие.

Речевая зарядка.

Логопед произносит слоги. Дети хлопают в ладоши, если услышат слог со звуком б или бь.

Словарный материал: та-па-ба-ко-би-по-пы-би-да-но-бы-ка-то-би.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

бу-бы-ба - из окна торчит труба.

Задание 2

Логопед:

Где живет ударный звук?

Повтори и скажи вслух.

Логопед предлагает ребятам слова. Они повторяют их и называют ударный звук в слове.

Упражнение "Назови ударный звук".

Упражнение "Назови слоги в словах".

Словарный материал:

бегемот                                       губы

банан                                          кабан

белок                                          забор

булавка                                       кубики

Задание 3

Логопед:

Еще одно заданье трудное

Хочу ребята вам задать.

Слова все ветер разметал,

А обратно не собрал.

Вы ребята помогите

И слова восстановите.

Игра "Звук заблудился".

Жучка будку (булку) не доела,

Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

Задание 4

Логопед:

Прислушайся внимательно

И услышишь обязательно.

Звук, который чаще всех

Встретишь ты в словах во всех,

Был украден ветром злым.

Его мы вместе возвратим.

Игра "Бом и Бим".

У детей на столах лежат картинки (булка, белка, банан, бинт, бумага, бинокль, ботинки, береза, баранки, кубики, букет, белье, буквы, голуби).

На звук Б встают друзья Бома, на звук Бь встают друзья Бима.

Составление предложений с вышеназванными картинками.

Работа со схемами предложений.

Физкультминутка "Волшебник".

В лес пришел волшебник злой.

(дети шагают на месте)

Он ужасный и большой.

(поднимают руки вверх и хмурят брови)

Он руками замахал

(машут руками)

И зверей заколдовал.

(изображают заколдованных зверей)

Но пришли друзья-детишки,

(дети шагают на месте)

Озорные шалунишки.

(прыгают)

Что нам делать, как нам быть,

Как зверей освободить?

(качают головой, приложив руки к щекам)

Мы волшебника прогнали

(машут руками)

И зверей расколдовали.

А теперь, друзья, плясать,

Нам не надо унывать.

Знакомство с буквой Б.

"Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком".

Нахождение буквы Б в алфавите.

Прописывание буквы в воздухе.

Печатание буквы в тетрадях.

Игра "Не вижу - вижу".

Дети дают полный ответ: Я не вижу бабочку (банку и т.д.).

Теперь я вижу букву (букашку и т.д.).

Если дети не могут придумать слова со звуком (б), то показать картинки.

Задание 5

Логопед:

А теперь ребята,

Задание немного трудновато.

Букву в слове замени,

Новое слово проговори.

Преобразование слов.

Словарный материал: бок-бак-бык-бук.

Задание 6

Логопед:

А теперь пришла пора

Слоги прочитать друзья.

Работа со слоговой таблицей.

Чтение слогов, слов, предложений.

Тут Боба. У Бобы кот.

Печатание слогов, слов.

Игра "Покажи второй слог" (собака, кабина, победа, работа, зубы, арбузы).

Задание 7

Логопед:

Предлагаю вам ребята

Платье букве Б надеть.

Чтоб комфортно было ей

Среди всех своих друзей.

Аппликация "Укрась букве платьице".

Дети украшают букву трафаретами снежинок.

Чтение сказки Г. Юдина "Лесные музыканты".

Запомнить слова со звуком (Б), которые встретятся в сказке.

Логопед: дети, с какой буквой вы сегодня познакомились?

Теперь свои слова ты назови

И обязательно звук этот в них.

Вокруг внимательно взгляни

Повсюду окружают нас они.

Игра "Вспомни слова со звуком Б".

Итог.

Логопед:

Вы задания выполняли,

Всех зверюшек выручали.

Думаю ребята вы,

Оказались молодцы.

Злые чары ветерка

Растопили до конца.

Пришло время вам сказать,

Потрудились вы на пять.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность  «Проделки дядюшки Ветра» для детей подготовительной группы по обучению грамоте  

Цель: знакомство с буквой Б.

Задачи:

Учить выделять первый и второй слоги в словах.

Закрепить навык преобразования слов. Работа с  предложением.

Упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж).

Развивать навык чтения слогов, слов.

Воспитывать желание помогать попавшим  в беду.

Материал: предметные картинки, тетради, карандаши, знаки-символы, слоговые таблицы, клей, трафареты снежинок, салфетки.

1.Организационный момент.

Логопед:

Буквоед вам дети весточку прислал.

Говорит, что ветер зверей заколдовал.

Замотал их, закрутил,

В камни их он превратил.

Вы поможете, ребята?

Расколдуете зверяток?

Знаю, сердце доброе у вас,

Выручали много раз.

Когда ветер колдовал,

Букву он у вас украл.

Расколдуете зверят,

Буковка вернется в ряд

Помогите деду,

Деду Буквоеду.

Садится тот, кто назовет слоги в словах соки, носы, супы, маки, киты, мята.

2.Знакомство с новым материалом.

Задание 1.

Логопед:

«Ушки свои ты напряги,

Звук пропавший восстанови.

Слово полностью скажи».

Игра «Угадай слово».

Логопед: посмотрите на картинки. Назовите полностью слова, которые я буду произносить, начиная со второго звука.

Какой звук в начале слова (батон, булка, бублик, баранка)? (Б).

В какую группу можно объединить эти картинки? (Хлебобулочные изделия).

Какие хлебобулочные изделия вы знаете? Как нужно относиться к хлебу?

Вывешиваются картинки: белка, бант, бинт, бумага, береза, бочка, банан, бинокль. Логопед задает вопросы:

Какой звук во всех этих словах слышится чаще других?

Как вы думаете, с какими звуками мы будем сегодня знакомиться?

Характеристика звука.

Логопед: как вы думаете, звуки (б, бь) гласные или согласные? Поднесите ладонь ко рту и произнесите (б, бь). Как выходит воздух изо рта? (толкается, несвободно)

Что является преградой воздуху? (губы)

Звуки (б, бь) – согласные. Положите руку на горло. Оно дрожит? (да)

Значит, голос есть. Звуки (б, бь) – звонкие.

Про букву Б есть двустишие, послушайте его:

Буквой Б лежали бусы,

Посмотри и полюбуйся.

Давайте повторим вместе (повторяют три раза).

Речевая зарядка. Логопед произносит слоги. Дети хлопают в ладоши, если услышат слог со звуком б или бь.

Словарный материал: та-па-ба-ко-би-по-пы-би-да-но-бы-ка-то-би.

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Задание 2.

Логопед:

Где живет ударный звук?

Повтори и скажи вслух.

Логопед предлагает ребятам слова. Они  повторяют их и называют ударный звук в слове.

Упражнение «Назови ударный звук».

Упражнение «Назови слоги в словах».

1 слог                                               2 слог

Бегемот                                             губы

Банан                                                 кабан

Белок                                                 забор

Булавка                                              верба

Бинокль                                             тумба

Банка                                                  клумба

Берег                                                   работа

Белка                                                   кубики

Задание 3.

Логопед:

Еще одно заданье трудное

Хочу ребята вам задать.

Слова все ветер разметал,

А обратно не собрал

Вы ребята помогите

Слова восстановите.

Дидактическая игра «Звук заблудился».

Жучка будку (булку) не доела,

Неохота, надоело.

Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

На островок налетел ураган,

На пальме остался последний баран (банан).

Задание 4.

Логопед:

Прислушайся внимательно

И услышишь обязательно.

Звук, который чаще всех

Встретишь ты в словах во всех,

Был украден ветром злым.

Его мы вместе возвратим.

Дидактическая игра «Бом и Бим».

У детей на столах лежат картинки (булка, белка, банан, бинт, бумага, бинокль, ботинки, береза, баранки, кубики, букет, белье, буквы, голуби). На звук Б встают друзья Бома, на звук бь встают друзья Бима.

Составление предложений с вышеназванными картинками.

Работа со схемами предложений.

Физкультминутка. «Волшебник».

В лес пришел волшебник злой.

(Дети шагают на месте)

Он ужасный и большой.

(Поднимают руки вверх и хмурят брови)

Он руками замахал

(Машут руками)

И зверей заколдовал.

(Изображают заколдованных зверей)

Но пришли друзья-детишки,

(Дети шагают)

Озорные шалунишки.

(Прыгают)

Что нам делать, как нам быть,

Как зверей освободить?

(Качают головой, приложив руки к щекам)

Мы волшебника прогнали

(Машут руками)

И зверей расколдовали.

А теперь, друзья, плясать,

Нам не надо унывать.

Знакомство с буквой.

«Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком».

Нахождение буквы Б в алфавите.

Прописывание буквы в воздухе.

Печатание буквы в тетрадях.

Игра «Не вижу – вижу».

Дети дают полный ответ: Я не вижу бабочку (банку и т.д.).

Теперь я вижу бабочку (букву, букашку и т.д.).

Если дети не могут придумать слова со звуком (б), то показать картинки.

Задание 5

Логопед:

А теперь ребята,

Задание немного трудновато.

Букву в слове замени,

Новое слово проговори.

Преобразование слов.

Словарный материал: бок-бак-бык-бук.

Задание 6

Логопед:

А теперь пришла пора

Слоги прочитать друзья.

Работа со слоговой таблицей.

Чтение слогов, слов, предложений.

Тут Боба. У Бобы кот.

Печатание слогов, слов.

Игра «Покажи второй слог» (собака, кабина, победа, работа, зубы, арбузы).

Задание 7

Логопед:

Предлагаю вам ребята

Платье букве Б надеть.

Чтоб комфортно было ей

Среди всех своих друзей.

Аппликация «Укрась букве платьице».

Дети украшают букву трафаретами снежинок.

Чтение сказки Г. Юдина «Лесные музыканты».

Запомнить слова со звуком (Б), которые встретятся в сказке.                                      

Рефлексия. Дети,  с какой буквой вы познакомились сегодня?

Логопед:

Теперь свои слова ты назови

И обязательно звук этот в них.

Вокруг внимательно взгляни

Повсюду окружают нас они.

Дидактическая игра «Вспомни слова со звуком Б».

Итог.

Логопед:

Вы задания выполняли,

Всех зверюшек выручали.

Думаю ребята вы

Оказались молодцы.

Злые чары ветерка

Растопили до конца.

Пришло время вам сказать.

Потрудились вы на пять.

Копилка для логопеда.

Логопед:

Буквоед вам дети весточку прислал.

Говорит, что ветер, зверей заколдовал.

Замотал их, закрутил,

В камни их он превратил.

Вы поможете, ребята?

Расколдуете зверяток?

Знаю, сердце доброе у вас

Выручали много раз.

Когда ветер колдовал,

Букву он у вас украл.

Расколдуете зверят,

Буковка вернется в ряд.

Помогите деду

Деду Буквоеду.

Или

Ребята, не подведите деда.

Деда Буквоеда.

Или

Ребята, знания вы покажите,

Деда уж не подведите.

Задание 1

А теперь пришла пора

Слоги прочитать друзья.

Задание 2

Где живет ударный звук?

Прочитай и скажи вслух.

Задание 3

Ещё одно заданье трудное

Хочу ребята вам задать

Слова все ветер разбросал,

А обратно не собрал.

Вы ребята помогите

Из слогов слова сложите.

Задание 4

Предлагаю вам ребята

Платье букве Б надеть.

Чтоб комфортно было ей

Среди всех своих друзей.

Задание 5

А теперь ребята

Задание немного трудновато.

Букву в слове замени,

Слово новое проговори.

Задание 6

Ушки свои ты напряги.

Звук пропавший восстанови.

Слово полностью скажи.

Задание 7

Прислушайся внимательно

И услышишь обязательно.

Звук, который чаще всех,

Встретишь ты в словах во всех.

Был украден ветром злым.

Его мы вместе возвратим.

Задание 8

Теперь свои слова ты назови.

И обязательно звук этот в них.

Вокруг внимательно взгляни,

Повсюду окружают вас они.

Итог

Мы заданье выполняли,

Всех зверюшек выручали.

Думаю ребята вы

Оказались молодцы.

Злые чары ветерка

Растопили до конца.

Пришло время вам сказать,

Потрудились вы на пять.

Или

Ну,  вот и пали чары зла

И ветерок добрее стал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы

Цель: уточнить и закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о предложении....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

конспект образовательной деятельности "Речевое развитие" (обучение грамоте) в подготовительной группе

Развивать умение детей выделять в слове ударный слог, проводить звуковой анализ слов, делить слова на слоги....

План работы по самообразованию «Обучение грамоте детей подготовительной группы» на 2019-2020 уч. год. Подготовительная группа «Ромашка»

В настоящее время проблема подготовки к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее время число детей с отклонениями, в том числе и речевыми,  растет. Небольшие отклонения родителей...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы»

Цель: обучение грамоте детей подготовительной группы через различные игровые технологииЗадачи:Изучить актуальность использования игровых технологий при обучении грамоте детей подготовительной группы;В...