Сценарий непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Парамонова Светлана Анатольевна

Цель: уточнить и закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, о предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gramota.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте детей подготовительной группы

на тему: «Урок в школе для зверят»

Составила и провела воспитатель

высшей квалификационной категории

Парамонова Светлана Анатольевна

ГБОУ СОШ №21 г.СПб

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о гласных и согласных звуках, о предложении.

Задачи:

Познавательно-речевые

1. Формировать умения детей делить слова на части удобные для звукового анализа.

2. Продолжать учить различать повествовательные, восклицательные, вопросительные предложения.

3. Закреплять умения детей графически изображать предложения.

4. Закреплять умение детей придумывать предложения со словом-признаком.

5. Закреплять умение говорить чистоговорку в разном темпе, подбирать слова с противоположным значением.

6. Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.

7. Развивать фонематический слух детей.

8. Развивать доказательную речь.

9. Учить детей отвечать на вопросы распространенным предложением.

Воспитательные

1. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать, дополнять ответы.

2. Воспитывать чувство взаимопомощи и ответственности при выполнении заданий, воспитывать сдержанность.

3. Воспитывать умение отвечать на вопросы педагога спокойным голосом, не кричать.

4. Воспитывать любовь к родному языку.

5. Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.

Интеграция образовательных областей:

познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье, музыка, игровая.

Оборудование и материалы:

колокольчик; герой би-ба-бо – медведь; мяч; картинки по количеству детей; игрушки зверей; знаки – восклицательный, точка, вопросительный; картина «Снеговик»; цифры; пеналы (цветные кружочки, тетрадь, цветные и простой карандаши).

Предварительная работа:

игровые упражнения на выделение гласных и согласных из удобной позиции (ГС), наблюдение их в произношении; знакомство со словом, предложением.

Ход мероприятия

педагог

Предполагаемые

ответы детей

  1. Организационный момент

(звенит звонок – появляется герой би-ба-бо – медведь)

- Здравствуйте! На прошлом уроке мы с вами играли с мячиком в игру «Скажи наоборот», хотите еще раз сыграть со мной?

  1. Игровое упражнение «Скажи наоборот»

- Напоминаю, кто поймает мяч, тот называет слово с противоположным значением и бросает мяч мне. (стоя в кругу)

Грязный –

Светлый –

Старый –

День –

Высокий –

Право –

Злой –

Черный –

Утро –

Маленький –

И т.д. Молодцы!

  1. Игровое упражнение «Слова и части»

- Настя, назови медленно свое имя, а мы сосчитаем, сколько в нем частей. (2 – 3 имени)

- Ребята, подойдите, возьмите по картинке. Повернитесь друг к другу. По очереди, медленно произнесите то, что у вас нарисовано, на счетных машинках сосчитайте части этого слова и скажите, сколько их.

- Возьмите свою зверюшку. (сели за столы) Назовите зверя и скажите ему, сколько частей в его названии.

- Умнички!

  1. Игровое упражнение «Нарисуем слово»

- Козочка (Катя), выбери, пожалуйста, любую картинку.

- Зверята, приготовьте цветные кружочки (Козочка-Катя у доски) и выложите перед собой слово – МИСКА (если взяли эту картинку) – Козочка, расскажи нам о звуках этого слова. А остальные зверята проверяют себя.

- Все согласны с Козочкой?

- Покажите цифру, которая соответствует количеству гласных в этом слове.

- Покажите, сколько мягких согласных.

- Покажите, сколько твердых согласных.

- Покажите, сколько всего согласных звуков.

- Покажите, сколько всего звуков в этом слове.

- Покажите, сколько частей в этом слове.

- Молодцы!

  1. Игровое упражнение «Звуки и слова»

- Вы все правильно считали. А скажите, у вас хорошая память? Сейчас это проверим.

- Приготовьте цветные карандаши и тетрадь. Я произнесу звуки 2 раза, а вы их зарисуете в тетради. А Ежик их выложит на доске. – А Мь И – Ежик, докажи, что ты прав, а все остальные проверяют себя.

- Слушайте другие звуки – Ль П Э – Волк, выложи, что ты услышал на доске, а все остальные проверяют себя.

- А теперь на счетных машинках покажите сколько звуков я произнесу – М У Р – Назовите первый звук. Какой он?

- Назовите последний звук. Какой он?

- Назовите второй звук. Какой он?

  1. Игровое упражнение «Картина»

- Зверята, внимательно посмотрите на картину «Снеговик». Придумайте предложение со словом-признаком.

- Чье предложение мы зарисуем. (1 ребенок – на доске)

- Сколько слов в предложении?

- Какое по счету слово-признак? Отметьте его галочкой.

  1. Игровое упражнение  «Предложения»

- Зверята, послушайте внимательно, что я вам сейчас скажу. – Завтра у детского сада день рождение. – Скажите, с какой интонацией я произнесла это предложение?

- Зарисуйте это предложение.

- Какой знак мы поставим в конце предложения?

 (показ знака)

- Как называется такое предложение?

- Лиса, прочитай это предложение…

- А теперь послушайте, как я произнесу это же предложение по-другому. – Завтра у детского сада день рождение! – С какой интонацией я его произнесла?

- Зарисуйте это предложение.

- Какой знак мы поставим в конце предложения?

 (показ знака)

- Как называется такое предложение?

- Прочитайте это предложение вслух громко.

- Послушайте еще это же предложение. – Завтра у детского сада день рождение?– Что вы услышали в моем произношении?

- Зарисуйте это предложение.

- Какой знак мы поставим в конце предложения?

 (показ знака)

- Как называется такое предложение?

- Повернитесь друг к другу и задайте тот же вопрос.

  1. Игровое упражнение «Чистоговорка»

- Зверята, встаньте около своих стульчиков. Скажите, каких птиц мы можем встретить зимой в лесу?

- Помните чистоговорку про свиристелей?

- Послушайте темп и в этом темпе ее произнесите. (спокойно, быстро, медленно)

Как на прошлой на неделе

Прилетели свиристели,

Как они засвиристели

Все рябины облетели.

- Умнички!

  1. Итог

(звенит звонок)

- Зверята, вы сегодня меня порадовали – правильно считали части в словах, называли звуки, правильно рисовали знаки, придумывали разные предложения со словами-признаками.

- До новых встреч.

(герой би-ба-бо исчезает)

Здравствуйте. Хотим. Да.

Чистый

Темный

Молодой

Ночь

Низкий

Лево

Добрый

Белый

Вечер

Большой

На-с-тя. 3 части.

Ли-са, 2 части. Ли-мо-н, 3 части. Че-ре-па-ха, 4 части…

За-я-ц, 3 части; бе-л-ка, 3 части; бе-ге-мо-т, 4 части; ко-за, 2 части…

Мь – мягкий согласный звук, обозначаем зеленым цветом. И – гласный, обозначаем красным цветом. С – согласный твердый звук, обозначаем синим цветом. К – согласный твердый звук, обозначаем синим цветом. А – гласный, обозначаем красным цветом.

Согласны. Да.

2 гласных звука.

1 мягкий согласный звук.

2 согласных твердых.

Всего 3 согласных звука.

Всего 5 звуков.

3 части.

Хорошая. Да.

А – гласный звук, обозначаем красным цветом. Мь – мягкий согласный, обозначаем зеленым цветом. И – гласный, обозначаем красным цветом.

Ль – мягкий согласный звук, обозначаем зеленым цветом. П – твердый согласный, обозначаем синим цветом. Э – гласный звук, обозначаем красным цветом.

Первый звук М. Он согласный твердый.

Последний звук Р. Это твердый согласный.

Второй звук У. Он гласный.

Беленький зайчик сидит около снеговика. Мальчик слепил большого снеговика. Красногрудый снегирь сидит на синем ведерке…

Спокойно, ласково, тихо, мягко …

В конце предложения мы поставим точку.

Такое предложение называется простым.

Завтра у детского сада день рождение.

Радостно, громко, весело, торжественно, твердо…

В конце предложения поставим восклицательный знак.

Такое предложение называется восклицательным.

Завтра у детского сада день рождение!

Мы услышали вопрос, недоумение, сомнение…

В конце предложения поставим вопросительный знак.

Такое предложение называется вопросительным.

Завтра у детского сада день рождение?

Зимующих птиц: дятел, клест, сорока, снегирь, синица, свиристель, ворона.

Помним. Да.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ФФНР и ОНР "Дифференциация звуков /щ/ - /с’/, /ч/. Закрепление букв Щ, Ч, С, правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".

Материал предназначен для дифференциации звуков /щ/ - /с’/, /ч/, закрепления графем Щ, Ч, С и правописания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ у детей  с ФФНР и ОНР подготовительной группы компенсирующей...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы. Тема: "Путешествие в зимний лес".

Закреплять навык дифференцирования звуков, умение оперировать понятиями « буква», «слог», « слово», знание букв, их графических образов.Совершенствовать навык слогового и звукового анализа слов,...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы (ФНР,ФФНР) Тема: "Звуки Б - Бь,буква Б."

В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны: 1. Правильно произносить и   различать  звуки [Б] – [Б’];2.Тренироваться в подборе  картинок к схе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР на тему «Знакомство детей со звуком [c] и с буквой «С»

Данный конспект НОД позволит учителю-логопеду через игру познакомить детей со звуком [c] и с буквой «С»,  обучать детей звуковому анализу и синтезу слова, звукобуквенному анализу, печ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Волшебная поляна. Звуки Л-ЛЬ. Буква Л»

Закрепить навык правильного произношения звуков л-ль (автоматизация звука).Познакомить с буквой Л на письме....