Главные вкладки

    Лексико-грамматическое занятие для старшей речевой группы на тему "Семья"
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Крецу Виолетта Петровна

    Цель занятия:

     

    ·        Выявление знаний детей о членах семьи

    ·        Расширение активного и пассивного словарей словами  тётя, дядя, племянница, племянник, прабабушка, прадедушка.

    ·        Практическое употребление существительного именительного падежа + согласованный глагол в женском и мужском роде;

    ·        Развитие памяти, внимания и мышления
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon тема "Семья"37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Лексико-грамматическое занятие для старшей речевой группы

    Тема: Семья

    Цель:

    • Выявление знаний детей о членах семьи
    • Расширение активного и пассивного словарей словами  тётя, дядя, племянница, племянник, прабабушка, прадедушка.
    • Практическое употребление существительного именительного падежа + согласованный глагол в женском и мужском роде;
    • Развитие памяти, внимания и мышления

    Оборудование: картинки о Семье, мяч.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1. Оргмомент - Дети, посмотрите на меня, вы сегодня были на утренней гимнастике? Какие части тела вы разминали? (руки, ноги) А гимнастику для язычка вы делали сегодня? Давайте сделаем.

    - А сейчас сядут на стульчики те, кто вспомнит, как вас ласково называют дома (Катенька, Сашенька).

    Дети садятся на стульчики полукругом.

    2. Развитие мелкой моторики. – Дети, язычок гимнастику сделал, а пальчики тоже хотят.

    Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, (разгибание пальцев)
    Этот пальчик папа, этот пальчик мама, (
    из кулака поочередно)
    Этот пальчик я, вот и вся наша семья.

    - О ком мы говорим в этой гимнастике? Кого перечисляем? (папа, мама…) Правильно. И сегодня на занятии мы говорить именно о них? (о папе, маме…)

    3. Введение в тему.  – А как одним словом назвать папу, маму, бабушку, дедушку? Кто они вам…и кем вы все являетесь? Вы – семья! (достается картинка семьи). А как вы думаете, что такое семья?

    Вопросы детям (индивидуально): Большая у тебя семья? Кто живет с тобой рядом? Кем ты приходишься родителям? У твоей мамы есть мама? Кто она тебе? (бабушка) У твоего папы есть папа? Кто он тебе? (дедушка) Кто ты для бабушки? Кто ты для дедушки? (внучка, внук) Кто ты для мамы, кто ты для папы? Женя, кто тебе Диана? (сестра) Максим, кто ты Марку? (брат) Саша, кто ты для родителей? (сын) Вера, кто ты родителям? (дочка)

    -Умницы! А сегодня мы с вами поговорим еще об одних родственниках (достаю картинки Папы с дядей, и мамы с тетей). Может кто-то знает, кем вам приходится сестра мамы? Брат папы? Максим, кто тебе папин брат? Артем, кто тебе сестра папы? (дядя, тётя) А кто вы для них? Вы им племянники и племянницы!

    А вот еще одна картинка. Кто на ней изображен? (две бабушки) Вы, наверно, не слышали название прабабушка? Это мама вашей бабушки! У вашей бабушки тоже есть мама и она вам Прабабушка. Давайте повторим (сначала хором, потом по одному). А папа вашего дедушки будет вам Прадедушка (повторяем). А вы для них будет правнуки и правнучки.

    Д/Игра с мячом «Ответь на вопрос». Логопед по очереди бросает детям мяч и каждому задает вопрос: «Кто ты для дедушки? Как зовут твою бабушку? Кто для тебя Диана? И т.д.»

    4. Физкультминутка.

    - Раз, два, три, четыре (шаг на месте)

      Кто живет у нас в квартире? (пожимание плечами)

      Раз, два, три, четыре, пять (шаг на месте вокруг себя)

      Всех могу пересчитать: (руки к плечам, вращение вперед)

      Папа, мама, брат, сестренка (наклоны туловищу вправо-влево)

      Кошка Мурка, два котенка, (наклоны туловища вправо-влево)

      Бабушка, дедуля, я – (приседания)

      Вот и вся наша семья (приседания, а на слово Семья – выпрыгивание вверх)!

    5. Согласование существительного с глаголом. На доске две картинки – одна с девочкой, мамой и бабушкой, другая – с мальчиком, папой и дедушкой.

    - Сейчас я буду вам называть словосочетания, а вы будете говорить, к кому они больше подходят и отвечать полным предложением (пил воду, готовила борщ, кушал суп, пела песню, слушал музыку, бежала от собаки, шел по тропинке, читал книжку, вязала шарф, шила платье, говорил по телефону)

    6. Выкладывание из геометрических фигур члена семьи.

    - сейчас  подойдите каждый к своему месту, возьмите с тарелки геометрические фигурки и выложите на столе членов семьи, кто каких хочет: маму, папу, бабушку, брата, сестру.

    7. Итог занятия.

    - все справились, молодцы! Так, давайте вспомним, о чем мы сегодня на занятии говорили? О каких новых родственниках узнали? Кто такая прабабушка, тётя, дядя, прадедушка, правнук, правнучка, племянница, племянник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".

    Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания....

    Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Детский сад"

    В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня в старшей логопедической группе. В конспекты прописа...

    Конспект занятия по развитию связной речи и лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе.

    Занятие поможет в игровой форме учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схему,согласовывать местоимения с глаголами настоящего времени,образовывать относительные прилагательные, а такж...

    Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

    Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...