Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы на тему "Хлеб-хлебушек"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Макаренко Елена Сергеевна

Развитие  грамматического строя речи у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия Хлеб-хлебушек73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида «Сказка»

городского округа Котельники Московской области

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшей логопедической группы

на тему:

«Хлеб-хлебушек»

     

                                 

Подготовила и провела

                                                       учитель-логопед

                                                     I квалификационной категории

                     Макаренко Е.С.

24 апреля 2013г.

Цель:  расширять знания детей о процессах выращивания и изготовления хлеба, о профессиях и технике по теме;

Задачи:        

  • закрепление словообразования и употребления относительных прилагательных (от существительных зерно, пшеница, рожь);
  • словообразование родственных слов от слова хлеб;

— объяснение смысла и активизация в речи детей пословиц о хлебе;

— сопоставление белого пшеничного и черного ржаного хлеба по данному плану;

— развитие основных психических процессов – внимания, памяти, образного мышления;

— Воспитание бережного отношения к хлебу, уважения и чувства благодарности к людям сельскохозяйственного труда.

Предварительная работа

 Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Отгадывание загадок о хлебе. Чтение рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб», белорусской народной сказки «Легкий хлеб».

Оборудование

Наглядность: сюжетные картинки по теме занятия;

Демонстрационные предметы: колосья пшеницы, колосья ржи, мешочек с кусочками черного ржаного хлеба и белого батона, хлебница, батон белый пшеничный, хлеб черный ржаной («кирпичик») в пакетах, салфетка, хлебница, магнитофон, диск Чайковский П.И. «Времена года».

План занятия

I. Организационный момент. Артикуляционная разминка.

II. Введение в тему.

Постановка проблемных вопросов. Актуализация знаний детей по данным вопросам.

Хлеб – всему голова. Что это значит?

Почему человек без многого может обойтись, а без хлеба нет?

Как люди выращивают хлеб?

Почему они с таким уважением относятся к хлебу?

- Предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на поле и узнать, откуда хлеб пришёл.

Зимой поле спит. Много снега много хлеба. Почему?

Весной: Снег растает в поле чистом, схлынет талая вода —

 Побежит за трактористом к синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

Трактором что делают? пашут землю и сеялкой что делают?  сеют в неё зёрна.

В народе говорят, что посеешь, то и пожнешь.

Солнце светит, дождик поливает и летом на поле вырастают…

Отгадайте загадку: «Весь из золота отлит, на соломине стоит»

                                   «Золотист он и усат. В ста карманах сто ребят».

Вырастают колоски, а в них много чего? зерен. (Детям раздаются колосья пшеницы и ржи)

III. Словообразование относительных прилагательных

1. Знакомство с зерновыми культурами:

а) Дети рассматривают колосья пшеницы и ржи, (натуральные предметы) и с помощью логопеда называют их: пшеница, рожь.

б) Логопед предлагает определить, чем эти растения похожи, что у них общее (дают зерно) и помогает сделать вывод, что растения, дающие зерно, называются зерновыми растениями, из них приготавливают главный продукт питания людей хлеб. Человек, который выращивает хлеб - поливает, удобряет, защищает от сорняков и грызунов — это  хлебороб.

3.Упражнение в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь по данному образцу и согласовании их с существительными.

Образец дает логопед: колосок пшеницы — пшеничный  колосок                  

 колосок ржи — ржаной колосок,

поле, на котором выращивают колосья ржи, — ржаное поле,

поле, на котором выращивают пшеницу, — пшеничное поле,

мука из пшеницы — пшеничная мука,

мука из ржи — ржаная мука,

тесто из пшеничной муки — пшеничное тесто,

тесто из ржаной муки — ржаное тесто.

хлеб из пшеницы — пшеничный хлеб,

хлеб из ржи — ржаной хлеб. Хлебушек ржаной отец наш родной.

IV.Упражнение в образовании родственных слов к слову хлеб 

Осенью колосья созревают и их убирают машинами – комбайнами.

Комбайны колоски обмолачивают - превращают в зерна и везут на мукомольный завод. Там зерна перетирают… в муку. 

Муку отвозят на хлебозавод. Что делают на этом заводе? Завод, где выпекают хлеб. Замесим тесто!

В муку добавляют воду, соль, яйца и замешивают …тесто.

Из теста лепят большой хлеб  и маленький хлебушек.

Печет хлеб кто? хлебо…пек в чём? в хлебопечке. 

Пот на спине, хлеб на столе.

Будет хлеб будет и обед.

Физминутка  «Каравай»

V.Сравнение белого пшеничного батона и черного ржаного «кирпичика»

На столе в хлебнице под салфеткой белый батон и черный ржаной хлеб.

- Вернулись мы домой, а там нас ждет… Чтобы узнать, что спрятано под салфеткой, отгадайте загадку:

Весной в землю бросается,

Летом на свежем воздухе разгуляется,

Осенью в печи закаляется,

Люди запахом его привлекаются.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Посуда для хлеба. Хлебница.     

 Прибор для резания хлеба. Хлеборезка.

Затем белый пшеничный батон и черный ржаной хлеб сопоставляются по форме,  по цвету, по запаху, по материалу.

VI. Игры на сравнение ржаного и пшеничного хлеба.

«Узнай на вкус», « Узнай по запаху».

Кусочки ржаного и пшеничного хлеба находятся в чистом полотняном мешочке.

Дети играют с закрытыми глазами. Какой хлеб? (вкусный, мягкий, сытный, ароматный, полезный)

VIII. Итог

Что мы знаем о хлебе? Припоминание пословиц и поговорок о хлебе, слов-родственников.

Хлеб — всему голова. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

Будет хлеб будет и обед.

Что посеешь, то и пожнешь.

Много снегу много хлеба.

Кто трудиться рад, тот хлебом богат.

Пот на спине, хлеб на столе.

Как надо относиться к хлебу?

Закрепление вне занятия

Повторение пословиц, поговорок, загадок, о хлебе.

Игра «Телефон» — называние хлебобулочных изделий.

Игра «Назови признаки» (хлеб —...).

Игра «Образуй родственные слова» (хлеб —...)

Аппликация «Колосок».

Конструирование и ручной труд. «Колоски»

Лепка «Пирожки и бублики».

Игра «Образуй признаки» (рожь — ..., пшеница —..., овес —..., кукуруза —..., ячмень ..., гречка —...)

боронить — значит рыхлить землю, разбивать комья, вносить удобрения — подкармливать и т.д.);

пахать — тракторист пашет землю;

боронить — борона острыми зубьями рыхлит землю (разбивает комья);

сеять — крестьяне (хлеборобы) сеют пшеницу (рожь);

подкармливать — летчик подкармливает посевы удобрениями;

убирать урожай — комбайн убирает урожай с полей (косит, молотит...);

хранить — собранное зерно везут хранить на элеватор;

молоть — на мельнице зерно мелют и получают муку;

выпекать — на хлебозаводе (в пекарне) из муки выпекают хлеб (ржаной, пшеничный);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект занятия по формированию лексико - грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР и стертой формой дизартрии

В занятии используется материал коррекционных приемов необходимых при ОНР и стертой фомы дизартрии, используются как традиционные методы так и элементы инновационных технологий....

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей младшей логопедической группы с ТНР по теме "Насекомые"

Данный методический материал представляет интерес для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей.  Конспект позволяет построить полноценное занятие по развитию лексико-грамматическо...