Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Гарипова Альбина Сагидулловна

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

«Сюрпризы от Маши и Миши»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

«Сюрпризы от Маши и Миши»

Цель:

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’]. Дифференциация звуков [М], [ М’] в слогах, словах, фразах. Знакомство с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

Закреплять навык:

определять позицию звука в слове;

- анализа и синтеза слова «мама»;

- находить заданный звук в словах,

- дифференцировать твердость и мягкость звука,

- закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим);

- совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза;

- уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’];

- согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.

Коррекционно – развивающие:

Развивать:

- слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие, мимику, просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

- речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать:

- умение работать в микрогруппах, группах;

- желание помогать друг другу;

- интерес к играм со звуками.

Оборудование:

- герои мультсериала Маша и Миша, крокодил, буквоежка;

- 6 конвертов с одной частью от целой картины;

- две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [ М’];

- кассы букв;

- листы с буквами М, у которых отсутствуют какие-то элементы;

- корзинка для фишек;

- фишки для рефлексии.

Ход НОД.

1. Организационный момент.

А) – Придумано кем - то просто и мудро

При встрече здороваться - «Доброе утро».

Доброе утро! Я рада вас видеть! Давайте разогреем свои ладошки, поздоровайтесь друг с другом ладошками.

Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа

Солнышко проснулось,       поглаживающие движенья

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Б) Игра «Собери картинку».

- В конвертах лежит часть от целой картинки, что бы собрать картинку вам нужно объединиться в группы по пять человек.

- Возьмите каждый себе конверт, посмотрите на картинку на конверте, подойдите к столу.

Дети объединяются в микрогруппы и собирают из пяти частей целые картинки.

Каждая микрогруппа показывает и хором проговаривает название своего предмета.

Со всеми детьми определяем, какие звуки слышатся в начале слов.

- Вы догадались, кто к нам в гости пришел? (Маша и медведь)

- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

 

2. Сообщение темы НОД.

- Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша?

(Со звуками [М], [ М’]).

 

3. Характеристика звуков «М», «Мь».

Дети дают характеристику звуков «М», «Мь» опираясь на вопросы логопеда и демонстрационный материал таблицу «Характеристика звуков»:

- Звук «М» - согласный или гласный? Почему?

- Звук «М» - звонкий или глухой? Почему?

- Звук «М» - твердый или мягкий?

- Фишкой какого цвета обозначаем звук «М»?

- Произнесем звук.

- Звук «Мь» - согласный или гласный? Почему?

- Звук «Мь» - звонкий или глухой? Почему?

- Звук «Мь» - твердый или мягкий?

- Фишкой какого цвета обозначаем звук «Мь»?

- Произнесем звук.

4. Игра «Найди лишний предмет»

Маша придумала игру, давайте посмотрим.

Самолет, вертолет, мотоцикл, воздушный шар;

Лайнер, метро, пароход, яхта.

- Проговорим слова, которые мы выбрали. Какой первый звук в слове мотоцикл? Какой первый звук в слове метро?

5. Игра с мячом «Наоборот»

Ма-мя           ам-амь

Мо-мё          ом-омь

Му-мю          ум- умь

Мы- ми         им-имь

Мэ-ме           эм-эмь

6. Игра «Ромашки для Маши и Миши»

- Ребята, Маша и Миша любят ромашки, давайте мы соберем для них ромашки. Посмотрите, у ромашек разлетелись лепестки, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. (Дети берут лепестки)

Задание: Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).

- Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

Назвать предмет, определить позицию звука в слове.

7. Игра «Научим Машу и Мишу правильно говорить».

Усвоение местоимений МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Однажды Маша пришла в гости к Мише, он решил угостить её мёдом и сказал:

- Пей чай с моя мёдом.

- Правильно Миша сказал?

Миша не умеет играть со словами, давайте его научим!

Посмотрите на свой предмет и подумайте, как можно про него сказать МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЁ.

Образец: Моя мебель.

Работа с индивидуальными картинками (морковь, мыло, мороженое, мяч, матрешка и т.д.)

8. Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Топ – топ – топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

 

9. Знакомство с буквой М.

- Ребята, мы знаем, что все звуки имеют свой знак, звуки [М], [ М’] тоже имеют свою букву М.

- Давайте, посмотрим на букву М (показ). Из скольких элементов она состоит? (из четырех), пропишем в воздухе.

10. Анализ и синтез слова 

- Я предлагаю сесть за столы и послушать историю, которая произошла с Машей.

А) Шуточный рассказ «Маша и крокодил».

Однажды Маша пошла на рыбалку и поймала рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: «Маша, я тебя съем». Маша испугалась и хотела закричать: «Мама!», но от испуга все перепутала и закричала «Ам – ам». Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть «Ам – ам», но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: «Мама».

Так они стояли и разговаривали. Маша говорила «Ам – ам», а крокодил – «мама».

 

Б) Манипуляции с буквами.

- Как кричала Маша? «Ам – ам».

- Выложите эти два слога из букв разрезной азбуки.

- Как кричал Крокодил? «Мама».

- Переставьте буквы так, что бы получилось слово «мама».

 

В) Звукобуквенный анализ слова «МАМА».

- Сколько слогов в слове МАМА? (прохлопать)

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Давайте обозначим звуковыми фишками каждый звук.

Г) Составления предложения и определение количество слов.

11.  Восстановление графического образа буквы «М».

Пока Маша с Мишей варили варенье, Буквоежка съел элементы буквы «М», буква поломалась. Помогите Маше – почините ее, пожалуйста.

Вспомнить из скольких элементов состоит буква.

12. Итог.

- Молодцы, со всеми играми наших гостей вы справились. Если во время игры вам, было, легко подарите Маше и Мише бабочку, а если сложно – цветок и скажите, в чем вы затруднялись (фишки в корзиночку).

- От наших гостей сюрприз – лесные ягоды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»

Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...

Конспект НОД на тему: «Звуки «Ф», «ФЬ». Буква Ф»

Конспект занятия в старшей группе "Звуки "Ф", "ФЬ". Буква Ф"...

Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...