Конспект занятия по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Кузнецова Алена Борисовна

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznakomlenie_detey_so_zvukami_m_m._znakomstvo_s_bukvoy_m.docx379.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.

«Сюрпризы от Маши и Миши»

Цель: Ознакомление детей со звуками [М], [ М’]. Знакомство с буквой М.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:  Формировать умение  различать звуки [М] – [М`]; уточнить артикуляцию звуков [М], [ М’]. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Понятие «мягкий согласный», «твёрдый согласный звук».  Совершенствовать навык фонематического анализа и синтеза.

Коррекционно – развивающие:        Развивать фонематическое восприятие; умение концентрировать внимание. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческую и речевую активность детей, навыки  взаимодействия.

Коррекционно – воспитательные: Воспитывать умение работать в микрогруппах, желание помогать друг другу; поддерживать интерес к  играм со звуками. Стимулировать  творческую инициативу в стремлении находить различные способы решения проблем с помощью самостоятельных действий и самовыражения.

Предварительная работа:  просмотр и беседа о мультфильме «Маша и медведь», игра «Составь картинку», разучивание   физкультминутки «Варежка».

Интеграция НОД: «Познание», «Социализация», «Физическое развитие», «Безопасность», «Здоровье».

Оборудование: презентация с  героями  мультсериала Маша и Миша; две ромашки с серединками зеленого и синего цветов, лепестки с предметными картинками в названии которых есть звуки [М], [М’]; рабочие тетради с заданиями..

Ход НОД:

I. Организационный момент

Мотивация детей к деятельности.

- Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кто сегодня придет к нам в гости.

- Мультсериал про девочку, которая никому никак не даёт покоя, и в первую очередь – собственному другу. Её боится вся живность в доме! Можно подумать, что она - заправский хулиган. Однако движет ей не простое желание что – ни будь натворить, а обычное любопытство. Друг девочки в мультике тоже добрый. Вместо того, что бы съесть или напугать девочку, он терпит её каждый день.

Маша и медведь из мультфильма «Маша и медведь».

- Маша каждый день придумывает разные игры. Вот и сегодня она хочет поиграть с вами.

Игра «Надо вспомнить»

- Какие звуки проходили на прошлых занятиях?  Перечислите их. Как называются эти звуки ? (гласные звуки)

Почему их так назвали – гласные звуки? (Потому, что у них есть голос, они легко поются)

При произнесении гласных звуков А, О, У, Ы, Э, И - выдыхаемый воздух не встречает преграды, ему ничего не мешает (ни губки, ни зубки, ни язычок).  Звук можно тянуть и петь.

А если воздух на своём пути встречает преграды, такие как язык, зубы, губы . то это согласные звуки.

-Почему их  так назвали (согласные звуки ?) Потому, что сами эти звуки  петь не умеют (они или «пыхтят»-п-п-п, или «мычат»- м-м-м, или «шипят» - ш-ш-ш, или «свистят»- с-с-с и т. д.), но соглашаются петь вместе с гласными. Выдыхаемому воздуху при произнесении согласных звуков  мешают = или губы, или зубы, или язычок

II. Сообщение темы НОД. 

Постановка цели детьми.

- Давайте произнесем имена наших героев: МАША и МИША.

 - Догадались, с какими звуками сегодня предлагают поиграть Маша и Миша? (Со звуками [М], [ М’]).

III. Основная часть.

Совместная деятельность.

1.Артикуляция и характеристика звуков [М], [ М’].  Дети произносят звук М. Определяют его характеристики: Губы сжимаются – есть преграда, значит звуки согласный. 

Бывает – твердым, мягким. В чем же отличие этих звуков? Посмотрите  на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук Мь, и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук М. Определяем, звонкий или глухой этот звук? Положите ладошку на горлышко, произнесите звук [М], «горлышко дрожит, звенит», значит звук – звонкий.

2. «Развитие фонематического восприятия:

Игра «Поймай звук». Хлопни в ладошки если услышишь звук:

Выделение звука [М] из звукового ряда: к, т, п, н, м, п, т, к, п, м, н .

Выделение звука [М] из ряда слогов: ма, па, на, мо, но,  по, ту, ду, му, ну.

Выделение звука [М] из состава слова: кот, Оля, мама, мак, дом, ком, стол, суп, самолет, майка., ….

3. Игра «Отгадайте загадки»

В землю спряталась девица, из земли торчит косица. Выдерну я ловко красную (Морковку.)

Железная птица в  небе кружится, по сигналу пилота на землю садится (Самолет)

Этажей в нем не счесть, там много квартир есть, подъезды, домофоны, Ответить вы готовы? (Дом) 

Четыре колеса, резиновые шины, мотор и тормоза…И что это? (Машина)

Эта одежда пошита просто. Напоминает футболку но, без рукавов. (Майка)

Оружие Ивана – царевича. (Меч)

Дед Мороз стоит у ёлки, пряча в бороду смешок. Не томи нас слишком долго, развяжи скорей…(Мешок)

Я скачу, и молчу. Упаду не закричу. Мне не нужен даже врач. Угадайте, кто я? (Мяч)

Веревка по земле ползет, вот язычок, открытый рот. Всех укусить, готова я, всё потому что я ...(Змея)  

На косу она похожа, но косить траву не может- не наточена совсем и  не косит цифра …(Семь)

4. Игра  «Сколько частей (слогов) в слове?»

Слова: МАША, МОРКОВЬ, ДОМ, МАЙКА, МАШИНА, САМОЛЕТ. МИША, МЕШОК, МЕЧ, СЕМЬ, МЯЧ, ЗМЕЯ.

5. Игра «Ромашки для Маши и Миши»

СЛОВА: МАША, МОРКОВЬ, ДОМ, МАЙКА, МАШИНА.

СЛОВА: МИША, МЕШОК, МЕЧ, СЕМЬ, МЯЧ

-  В следующей  игре, нам нужно собрать ромашки. У одной ромашки серединка зеленая, у другой – синяя. Дети берут лепестки. Задание:

- Внимательно посмотрите на свой предмет, определите – какой звук слышится в слове «М» или «Мь» и положите лепесток к соответствующей серединке.

- Первая команда должна составить цветок с серединкой синего цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «М»).  Вторая команда должна составить цветок с серединкой зеленого цвета (из лепестков выбрать те в названиях, которых есть твердый звук «Мь»).

6. «Определи место звука в слове»

Определение места заданного звука в слове.

7. Знакомство с буквой «М».

– Все мы с вами знаем, что звуки живут в своих домиках – буквах.  Согласные звуки,  братья  [М] и  [ М’] тоже живут в своём домике  - букве М. (детям показывается слайд-картинка с буквой М). Посмотрите:

Палочка и палочка, между ними – галочка.

И понятно сразу всем – получилась буква М.

- Взявшись за руки, мы встали и на «М» похожи стали.

8. Физминутка (Пальчиковая гимнастика) 

 «Варежка»

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал». 

Сжать пальцы в кулачок. Все пальцы разжать, кроме одного

Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! 

Разогнуть оставшийся согнутым палец.

Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик, как живешь?

 Сжимать  пальцы в кулачок и  разжимать

9. Выкладывание буквы «М» из палочек.

– Сколько вам понадобилось палочек?

10. Работа в тетрадях

1. – Найдите букву «М» в своей тетради. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

2. – Раскрасьте кружок обозначающий звуки М и Мь – синим и зеленым цветом. Почему мы так сделали? Да, потому что согласный звук может звучать и твердо и мягко.

3. - Произнеси звук «М» столько раз, сколько кружочков (кружочки раскрасьте синим карандашом)

4. – Соедините с буквой М лишь те картинки, в названии которых есть  звуки «М» и «мь». Раскрасьте их.

5.- Обведите в кружок все буквы М.

 III. Заключительная часть.

11.Рефлексия.

- С какими звуками мы познакомились?

- Как вы думаете вы научились различать звуки м и мь? Какие это звуки? (согласные)

- Вам было трудно или легко? Какое у вас настроение?

12. Подведение итогов занятия и оценка деятельности детей  

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы, со всеми заданиями справились

Похожее изображение

Похожее изображение

     

     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу морковь картинки для детей

      Картинки по запросу змея рисунок для детей

Картинки по запросу мячик

   ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение

Похожее изображение

Похожее изображение

     

     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу морковь картинки для детей

      Картинки по запросу змея рисунок для детей

Картинки по запросу мячик

   ÐŸÐ¾Ñ…ожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"

Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М. «Сюрпризы от Маши и Миши»

Конспект НОД по теме «Звуки «М», «Мь». Буква М.«Сюрпризы от Маши и Миши»...

Конспект занятия по теме «Звуки В — Вь. Буква В»

Конспект занятияпо теме «Звуки В — Вь. Буква В»...

Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему : "Звуки х-хь, буква х."

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука х и мягкого звука хь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Н-НЬ, буква Н».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука н и мягкого звука нь, знакомство с графическим образом б...

Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом б...