Конспект занятия на тему «Звуки Т-ТЬ, буква Т».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука т и мягкого звука ть, знакомство с графическим образом буквы т. Предлагаемые упражнения помогут закрепить   представление о  данных звуках, активизируют формирование фонематических процессов:научат определять место конкретного звука в слове, характеризовать его , составлять схему слогов, прибегая к звуковому анализу .  Также дети познакомятся с графическим образом буквы, научатся соотносить её со звуками.Продолжат упражняться в делении слов на слоги,нахождении ударного слога, составлении предложений по картинке.Также закрепят понятие слово-предмет.Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для воспитателей и родителей детей  старшей и подготовительной возрастных  групп.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки Т – ТЬ, буква Т.

  Цель: формирование понятий: «звук», «буква»,  «гласный звук »,   «твердый и мягкий согласный». «звонкий-глухой» , сформировать оптический образ буквы Т.

 Задачи:

1.Научить характеризовать, различать на слух и определять место в словах звуков Т и ТЬ, познакомить с буквой Т.

2.Развивать   умение различать гласные и согласные  звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, определять место звука в слове.

3.Воспитывать усидчивость, умение работать в подгруппе.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные),   пособие «Домики для звуков», гномы Тим и Том. .

Ход занятия:

1.Организационный момент:

  Вспоминаем: число, месяц, день недели, время года, все дни недели, все месяцы осени.

 Сегодня мы познакомимся с новыми звуками , но сначала нужно нам, наши пальчики размять. Ставим руки на локотки, сначала правую, потом левую

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (
Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, 
(Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате 
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.

2.Повторение пройденного.

 Мы познакомились со звуками: П-ПЬ,Б-БЬ. Какие это звуки, как они образуются?

Какие гласные звуки мы можем назвать.  Вспоминаем правило: буквы, звуки.

3.Новая тема.

 Л.: Сегодня в гости к нам пришли два брата – волшебные гномы  Том  и Тим. Какой звук мы слышим в начале слова Том . Какой это звук : согласный (характеристика). Какой звук слышим в начале слова Тим?

Сегодня мы познакомимся с двумя звуками Т – ТЬ.   Это согласные  звуки. Почему?(образуются с преградой).Согласные звуки бывают твердые и мягкие  . Сравнение и характеристика двух звуков: согласные,  Т– твёрдый, ТЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. Звук Т-твердый как лед , обозначаем синим цветом, звук ТЬ –мягкий как травка, обозначаем зеленым цветом.   А ещё мы узнали, что согласный звук может быть звонким и глухим. Определяем звонкость-глухость тактильно (подносим ладонь к горлу), закрыв ушки. Подарим звукам Т-ТЬ колокольчик? (нет, они глухие).

 Л.: Сейчас я буду произносить слоги. Если слышите твердый звук Б, поднимаете синий кружок, если мягкий звук БЬ-зеленый. ТА, ТИ, ТУ, ТЕ, ТЫ, ТЕ, ТО.

Возьмем квадратики и составим схему слога ТА, ТИ.

Подарим подарки Тому  и Тиму.

Определить звук на слух (если твердый- отдадим Тому, поднимем синюю карточку, если мягкий-Тиму, поднимаем зеленую карточку).  Определяем место звука в слове: начало, середина или конец слова.

 4. Динамическая пауза.    

Координация речи с движением.

 Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,  головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

5.Работа по сюжетной картинке (тигренок играет).

Это тигренок. Определяем первый звук в слове . Делим на слоги. Называем 1,2,3 слоги. Находим ударный слог.

Что делает? (играет)

Тигрёнок играет.-Это предложение. Сколько слов?  Находим 1,2 слово. Находим слово-предмет.    схему предложения.

6.Знакомство с буквой. 

Звука два: твердый и мягкий, а буква , обозначающая эти звуки, одна.  Буква  Т.

Находим в алфавите.

Выкладываем из палочек.

Прописываем печатными буквами.

Буквы любят ходить друг к другу в гости. Читаем слоги.

7.Самостоятельная работа.

 Находим в словах-названиях картинок в тетрадях звуки Т и ТЬ ,определяем место звука в слове, закрашиваем нужный квадратик схемы нужным цветом.

Заштриховываем картинки прямыми вертикальными линиями.

5.Итог занятия:

С какими звуками и какой буквой познакомились? Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...