Конспект занятия на тему «Звуки Ф-ФЬ, буква Ф».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данная непосредственно – образовательная деятельность направлена на формирование знаний о согласных звуках, дифференциацию твёрдого звука ф и мягкого звука фь, знакомство с графическим образом буквы ф. Предлагаемые упражнения помогут закрепить   представление о  данных звуках, активизируют формирование фонематических процессов:научат определять место конкретного звука в слове, характеризовать его , составлять схему слогов,двусложных слов, прибегая к звуковому анализу .  Также дети познакомятся с графическим образом буквы, научатся соотносить её со звуками.Продолжат упражняться в   составлении предложений по картинке,восстановлении де формированного предложения, составлении схем данных предложений.Также закрепят понятия слово-предмет,слово-действие,слово-предлог.Все задачи реализуются через игровые приемы. Образовательная ситуация представляет интерес для логопедов, воспитателей и родителей детей  старшей и подготовительной возрастных  групп. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_f-fbukva_f.docx477.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки Ф-ФЬ, буква Ф.

    Цель: создать условия для формирования понятий: «звук», «буква», «гласный-согласный звук», «твердый -мягкий согласный». «звонкий-глухой», сформировать оптический образ буквы Ф.

 Задачи:

1.Научить характеризовать, различать на слух и определять место в словах звуков Ф-ФЬ, познакомить с буквой Ф, формировать умение выполнять звуковой анализ прямых и обратных слогов, двусложных слов.

2.Развивать   умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие, определять место звука в слове.

3.Воспитывать усидчивость, умение работать в подгруппе.

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки для анализа слов и предложений (демонстрационные и индивидуальные), сюжетная картинка для составления предложения.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

Приветствие, рассадка.

2.Актуализация знаний, необходимых для дальнейшего общеинтеллектуального развития.

  Вспоминаем: число, месяц, день недели, время года, все дни недели, все месяцы  .

 Сегодня мы познакомимся с новыми звуками, но сначала нужно нам, наши пальчики размять. Ставим руки на локотки, сначала правую, потом левую

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

Раз, два, три, четыре, пять          (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять.          (хлопаем в ладоши)

Бабу снежную слепили,              (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили,       ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались,       (кулачками стучим по столу)

А ещё в снегу валялись,             (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли,         (отряхиваем ладошки)

Суп поели,                                     ("едим суп"),

Спать легли !                                  (ладошки под щечку).

2.Повторение пройденного.

 Мы познакомились со звуками: П-ПЬ,Б-БЬ,Т-ТЬ,Д-ДЬ,К-КЬ,Г-ГЬ,Х-ХЬ,С-СЬ,З-ЗЬ, Н-НЬ,М-МЬ. Какие это звуки (согласные), как они образуются(с преградой)?

Какие гласные звуки мы можем назвать, как образуются гласные?  Вспоминаем правило: буквы, звуки. (Звуки мы слышим и произносим, буквы- пишем и видим).

3.Новая тема.

 Л.: Сегодня в гости к нам пришли Футболист и фигурист.   Они хотят познакомить нас с новыми звуками. Какой звук мы слышим в начале слова Футболист? (ф) Какой это звук: согласный (т.к. образуется с преградой),твердый.  Какой  звук в начале слова фигурист -  звук  ФЬ . В каком домике будет жить Футболист (в синем)? фигурист - в зеленом.

 Сегодня мы познакомимся с двумя звуками Ф и ФЬ.   Это согласные звуки. Почему? Нижняя губа прижимается к верхним зубам и не дает воздуху свободно выходить (произносим хором Ф-ФЬ)- это преграда. Убедились, что звуки согласные.  Сравнение и характеристика двух звуков: согласные; Ф– твёрдый, ФЬ – мягкий, обозначаем разным цветом. Звук Ф-твердый как лед, обозначаем синим цветом, звук ФЬ –мягкий как травка, обозначаем зеленым цветом.   А ещё мы знаем, что согласный звук может быть звонким или глухим. Определяем звонкость-глухость тактильно (подносим ладонь к горлу), закрыв ушки. Подарим звукам колокольчик? (нет, они глухие).

 Л.: Сейчас я буду произносить слоги. Если слышите твердый звук Ф, поднимаете синий кружок, если мягкий звук ФЬ-зеленый. ФА, ФИ, ФУ, ФЕ, ФЫ, ФЮ, ФО.

Возьмем квадратики и составим схему слов Маша, Миша .Сравниваем.

Подарим подарки  Футболисту и фигуристу. Определяем наличие и место звуков Ф-ФЬ в словах- названиях картинок.

 Если твердый звук Ф, подарим Футболисту, если ФЬ- фигуристу (на твердый звук поднимем синюю карточку, если мягкий - зеленую карточку).  

 4. Динамическая пауза.    

Координация речи с движением.

 Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,  головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - за стол тихонько сесть.

5.Работа по сюжетной картинке (Незнайка прилетел на луну).

Составляем правильное предложение из деформированного с опорой на сюжетную картинку : На катается фигурист коньках. Называем слова по порядку. Определяем слова-предметы, слово-действие, маленькое слово-предлог. Из карточек составляем схему предложения.

6.Знакомство с буквой. 

Звука два:твердый и мягкий ,а буква, обозначающая эти звуки, одна .Буква  Ф.

Находим в алфавите.

Выкладываем из палочек.

Прописываем печатными буквами.

Буквы любят ходить друг к другу в гости. Читаем слоги.

7.Самостоятельная работа.

 Составляем схемы слов филин и фартук.

Заштриховываем картинки.

5.Итог занятия:С какими звукам и какой буквой познакомились?  

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0724/00182303-73fae804/hello_html_d1aefe4.jpg

https://w7.pngwing.com/pngs/23/432/png-transparent-boy-playing-soccer-illustration-2014-fifa-world-cup-brazil-football-soccer-kick-football-cartoon-kick-boy-european-cup-football-cartoon-character-child-hand.png\ https://cdn4.vectorstock.com/i/1000x1000/38/78/little-skater-vector-1213878.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."

Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."

Тема: Звуки  С, СЬ. Буква С.    Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...

Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»

Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»

Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...

Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.

Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...