Методическая разработка на тему "Взаимосвязь речи и движений в работе с детьми, имеющими ТНР"
методическая разработка по логопедии на тему

Дурманова Нина Владимировна

В методической разработке представлен теоретический и практический материал по вопросам формирования речи с движениями, что важно при коррекционной работе с детьми, имеющими различные речевые диагнозы, а также для работы с детьми общеобразовательных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_rech_i_dvizheniya.odt27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему "Взаимосвязь речи и движений в работе с детьми, имеющими ТНР"

 

   Всем известен тот факт: чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупных ученых (Павлов, Леонтьев, Лурия). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается и его координация. Это очень важно для для детей с нормально развивающейся речью и, особенно, для детей  с различными речевыми диагнозами. Формирование движений происходит при участии речи. Точное динамическое выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливают совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти.

   Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находя нужного слова для объяснения. Часто помогает себе жестами? И наоборот, почему ребенок сосредоточенно пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык, покусывая губы?

Развитие общей моторики наиболее успешно осуществляется при проведении различных оздоровительных мероприятий: зарядки, физкультурных занятий, динамических пауз между занятиями, бодрящей гимнастики, во время подвижных игр на прогулке и др.

   Так как развитие общих движений тесно связано с развитием речи, в своей работе необходимо как можно больше включать во все эти мероприятия речевые задания для развития общих речевых навыков (темп, ритм, дыхание, речевая выразительность) и речи в целом.

   Для закрепления и дифференциации звуков, для закрепления лексических и грамматических категорий используются различные речевые упражнения и различные речевые приемы, которые могут включаться во все виды физкультурно-оздоровительных мероприятий.

  1. Слоговая зарядка. Смысл ее в вызывании, уточнении, закреплении поставленных звуков, дифференциации правильно произносимых звуков.

- Произносим слоги с голосом. Например: ас-ас-ас — автоматизация звука С в обратных слогах;  со-со-со — автоматизация звука С в прямых слогах; са-за-са — дифференциация сходных по артикуляционным и акустическим признакам фонем. Выполнять слоговую зарядку можно в сочетании с выполнением различных упражнений.

- Произнесение слогов без голоса. При произнесении слога без голоса большая сила подается на работу мышц артикуляционного аппарата, что очень важно. т. к. при сложных речевых нарушениях у детей наблюдается слабость мышц артикуляционного аппарата.

- Произносить слоги с хлопками, с притопыванием, с ударами по мячу, с ловлей мяча, с прокатыванием обруча друг другу и выполнение других движений с предметами и без них.

Произнося звуковые сочетания с движениями мы посылаем дополнительную энергию в мозг теменно-височных отделов, тем самым стимулируя развитие речевого центра.

  1. Речь с движениями. У большинства детей-логопатов речь и движения сложно согласуются между собой. Как правило, у одних детей запаздывают движения, у других — речь. Речь с движениями имеет огромное значение. Правильность выполнения движений очень важна. Она снимает напряженность мышц, формирует темп, ритм, выразительность речи и движений,  дисциплинирует поведение. Работа начинается с простых упражнений:

- «Тук-тук» - забиваем гвозди молоточком.

- «Топ-топ» - топают ножки.

- «Га-га-га» - хлопают «крыльями».

Затем по мере овладения речью с этими движениями, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты.

           

                       На носочки поднимайся

                       Приседай и выпрямляйся.  

                             

                       Ванька-встанька, (2 раза)    

  1.                        Приседай-ка, приседай-ка.

                       Будь послушный, ишь какой.

                       Нам не справиться с тобой!

                     

                       Мячик мой, лети высоко,

                       Мячик мой, лети далеко,

                       В пол ударься поскорей

                       И скачи, скачи быстрей!

 

3. Развитие зрительного анализатора.

- Упражнение «Красный, желтый, зеленый». Детям раздают мячи разного цвета и дают установку: красные — стоят; синие — маршируют; зеленые — подпрыгивают на месте.

- Упражнение «Встаньте, как на картинке». Педагог показывает символы: круг, полукруг, друг за другом, шеренга. Дети должны перестроится в соответствии с показанными картинками.

- Игра «Не ошибись». Дети передают мяч со соседям (слева, справа, за, перед).

4. Речевые игры с движениями.                                                      Например, автоматизация звука Ш:

                       Тише, тише, Маша пишет,

                       Пишет Машенька письмо.

                       А кто Маше помешает,

                       Того Маша догоняет.

   

   Дифференциация звуков С-З

                         «Зайка и хозяйка»

                      - Зайка, ты куда пропал?

                      - Я в капусте отдыхал.

                       -А капусту не поел?

                       - Только носиком задел.

                       - Тебя нужно наказать!

                       - Ну, сумей меня догнать!

 

5. Хороводные игры. («Каравай», «Мышеловка» и др.) В хороводных играх участвует вся группа. В этих играх синхронно произносятся слова и выполняются движения. Все дети должны выполнять движения и произносить слова в одинаковом темпе и ритме. В хороводных играх развивается речевое дыхание, тренируется память, внимание, формируется чувство коллективизма.

6. Речь с пальчиковыми упражнениями. В работе на этом этапе можно использовать считалки, небольшие рассказы, сказки. Основа этого приема: палец-звук, палец-слог, палец-слово, палец-предложение. В ходе работы можно загибать или отгибать пальцы, дотрагиваться поочередно четырьмя пальцами до большого на каждый звук, слог, слово, предложение.

7. Пальчиковая гимнастика. Вводится в оздоровительные мероприятия, стимулирует развитие мелкой моторики в сочетании с речью.

8. Упражнения для развития дыхания. У детей дошкольного возраста, как правило, дыхание поверхностное, вдох короткий, у ребенка не хватает воздуха, чтобы произнести фразу до конца на одном дыхании. Происходит добор воздуха в середине фразы (речь взахлеб). Часто в связи с этим наблюдается приглушенность голоса, тихая, невнятная речь. Необходимо работать над выработкой диафрагмального дыхания. Начинать рекомендуется со следующих упражнений:

- плавно дуть на легкие предметы (султанчики, вертушки и др.),не надувая щек.

- пропевание гласных звуков изолированно и в комбинациях по 2,3,4,5,6 звуков.

- игры на звукоподражания: «Кто как голос падает?», «Кого напугал Бобик?»

Во время проведения физкультурных мероприятий можно отрабатывать и лексико-грамматические категории: например, дифференциация единственногои множественного числа существительных: мяч — мячи, веревка — веревки, палка — палки и др.; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мяч — мячики, палка — палочка, лестница - лесенка, веревка — веревочка, скамейка — скамеечка и др.; пространственные отношения (до, между, слева, справа), предлоги (в, на, под, у, около,  за, перед).

Игры с движениями нужно подбирать, по возможности, с учетом лексических тем. Например, «Два Мороза», «Снеговик» - лексическая тема «Зима»; «У медведя во бору», «Хитрая лиса» - лексическая тема «Дикие животные» и др.

   Только планомерная, последовательная работа по формированию речи с движением даст положительную динамику, как в развитии речи, так и развитии двигательных умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по теме "Коррекционно-развивающие приемы в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи при воспитании юного петербуржца" планирование работы по возрастным группам

За многие годы работы в детском саду, я часто задумывалась о том, что дети-дошкольники, живущие в таком прекрасном городе, по праву носящем звание культурной столицы России, очень мало знают о его кул...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Методика может быть использована воспитателями логопедических групп и специалистами, осуществляющими коррекционную работу с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). ...

Методическая разработка по использованию цветной непряденой шерсти в работе с детьми. Материалы и приёмы работы.

Для создания картин из шерсти мы используем, главным образом, цветную непряденую шерсть. Но это не единственный необходимый материал. Раз мы делаем картину, значит, нам нужна и рама для неё. Обы...

Методическая разработка по логоритмике «Речь с движением – наше любимое увлечение».

Логоритмика представляет собой объединение речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений на основе единого замысла системы музыкально-двигательных, осуществляемых в целях логопедической корре...

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»

Городское методическое объединение «Современные подходы повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи»...

Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Методическая разработка по теме: "Использование нейроупражнений в логопедичесакой работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 В...