Семинар – практикум для учителей - логопедов Тема «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях».
презентация к уроку по логопедии на тему

Аксёнова Наталья Ивановна.

        Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж - это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей с нарушением речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_seminara_28.01.2015_g.doc779 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида

№ 30 «Радуга»

Семинар – практикум

для учителей - логопедов

Тема «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях».

                                                                   Подготовила и провела

                                                                   учитель - логопед

                                                               Аксёнова Наталья Ивановна.

г. Яхрома,

28 января 2015 год.


План проведения мероприятия:

9.00 – 9.30 – встреча и регистрация участников семинара.

9.30 – 9.35 – выступление зав. ДОУ №30 « Радуга»

Г.В. Строгоновой.

9.35 – 9.15 – выступление по презентации на тему «Логопедический массаж    при различных речевых нарушениях» - учитель логопед высшей квалификационной категории Н.И. Аксёновой.

10.15 – 10.45 – сеанс расслабляющего логопедического массажа – проводит учитель логопед высшей квалификационной категории Н.И. Аксёнова.

10.45 – 11.00 – комплекс упражнений самомассажа – показывают дети логопедической группы.

11.00 – 11.10 – обмен мнениями.


1. Теоретическая часть.

Предисловие.

В настоящее время значительно выросло число детей, имеющих речевую патологию.  Исследования Филичевой Т.Б. свидетельствуют о том, что количество детей с недоразвитой речью составляет 40-50% от всех детей дошкольного возраста.  Также неуклонно растет число детей страдающих такими сложными дефектами речи, как дизартрия, ренолалия, заикание.

Из  своей практики, я могу отметить, что когда я начинала работать в детском саду, это в 1990 году, мы едва укомплектовывали группу в количестве  12-14 детей.  Приходилось приглашать детей из соседних детских садов, благо, что там не было логопедических групп. Сегодня же списочный состав нашей логопедической группы составляет 24 ребенка и это не весь список, который был представлен мною на МПК.

Я хочу заметить, что и речевые дефекты у наших воспитанников стали гораздо сложнее, чем раньше. Одним из наиболее распространенным диагнозом стала дизартрия или стертая её форма.

Всё чаще стали встречаться сочетания нарушения речи, осложняющие процесс коррекции звукопроизношения, при которых необходимы длительные логопедические занятия.  А так как, количество детей сейчас у нас в группах в 2 раза больше положенного, времени на длительные занятия катастрофически не хватает.

Именно поэтому в логопедической практике стали развиваться различные вспомогательные технологии. Одной, из которых,  и является логопедический массаж, который способствует более эффективному преодолению речевых нарушений у детей.

 Сегодня логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы  коррекции детей с речевыми нарушениями.

В своей работе я использую разные виды логопедического массажа.  Я считаю, что в сочетание с традиционными методами, массаж хорошо способствует развитию речи, а также и устранению речевой патологии у детей.

 

         Сегодня я хочу поделиться с вами своим, пока ещё небольшим опытом, по применению логопедического массажа. А также, услышать ваше мнение в отношении  логопедического массажа,  свои пожелания и рекомендации.

 


1. Общие сведения о логопедическом массаже.

        Логопедический массаж — это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж - это нетрадиционный и эффективный метод коррекции звукопроизношения, так как он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей с нарушением речи.

                    В целом массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Нередко, массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.        
Практический опыт коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.         
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.
Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. Также известны работы, освещающие методику логопедического массажа, таких специалистов, как Е.Ф. Архипова, И.Б.Карелина, О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева, Ю.В. Маклеева, О.Г. Приходько и др.

2. Показания к проведению логопедического массажа

Логопедический массаж используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностируются следующие речевые расстройства это:

  • Дизартрия – при дизартрии  коррекция любой формы дизартрии, практически, невозможна без применения логопедического массажа.
  • Сложная дислалия – при простой  дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже, а при различных вариантах сложной дислалии, более эффективно поддаются коррекции, когда применяется массаж артикуляционного аппарата.
  •   Также при укороченной уздечки, артикуляционная гимнастика и логопедический массаж помогут устранить дефекты произношения.
  • Алалия – логопедический массаж особенно эффективен при моторной алалии.
  • Ринолалия – логопедический массаж показан в послеоперационном периоде.
  • Заикание – с помощью расслабляющего логопедического массажа можно значительно снизить появление судорог.
  • Нарушение голоса – в комплексной системе восстановления голоса успешно применяется логопедический массаж.  
  • МДР – минимальные дизартрические расстройства с ОНР 3 уровня.
  • При гиперсаливации – применяют логопедический массаж,  когда снижена чувствительность и плохо  дети сглатывают.
  • Когда слабое мягкое небо и имеется носовой оттенок, применяют логопедический массаж.
  • Неспецифическая замена звука.
  • Много смягчают и оглушают звуки

В целом логопедический массаж применяется в коррекционной педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

 

Нередко, логопедический массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.


3. Виды логопедического массажа.

Существует несколько видов логопедического массажа. Основными являются:

1. Классический (ручной) массаж – это массаж, при выполнении которого используются 4 классических приема: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В классическом массаже учитывается состояние мышечного тонуса, соответственно он подразделяется на активизирующий и расслабляющий.

2. Инструментальный массаж – массаж с применением логопедических зондов и  специальных приспособлений таких, как зондозаменители, шпателя, зубные щетки и пр.

3. Точечный или массаж по биологически активным точкам (БАТ) – это массаж который является методом рефлекторной терапии. Точечный массаж заключается в воздействии на активные точки надавливанием и также делится на расслабляющий и тонизирующий массаж.

4. Смешанный массаж – это массаж, который включает в себя несколько видов массажа. Например, дифференцированный классический массаж может быть дополнен приемами точечного массажа, что усиливает воздействие на организм в целом; либо дополнен отдельными приемами инструментального ( зондового) массажа, что усиливает воздействие на отдельные мышечные группы.

5. Самомассаж – это массаж, который выполняется самим ребенком самостоятельно. Данный вид массажа является дополнительным средством воздействия и также может быть расслабляющим и активизирующим.

6. ИЛК – искусственно-локальная  контрастодермия - это воздействие на кожные рецепторы то холодом, то теплом.

7.  Массаж рефлексогенных зон -  это массаж стоп, волосистой части головы, ушей.

8. Сегментарно - рефлекторный массаж – это когда массаж проводят отдельными зонами, частями, например, сначала одну половину лица, затем другую.

9. Гармонизирующий массаж –  это средний массаж между расслабляющим и активизирующим массажем. Его полезно проводить детям для нормального развития речи.

10. Аппаратный массаж – проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Хочется отметить особый вид массажа – зондовый. Первые зонды были созданы, но не описаны Е.М. Хватцевым.

         Е.В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, щек, скул, мягкого неба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в международный реестр комплиментарной медицины.

Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост  и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные  участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Для массажа созданы 12 специальных зондов, каждый из которых воздействует на определенную группу мышц языка, скул, щек, губ, мягкого неба.

             


4. Приемы классического массажа.

В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное их модификации.

1. Поглаживание – рука скользит по коже или слизистой, не сдвигая её, не собирая в складки, кожа не должна краснеть. Производится движение в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно).

 Поглаживанием начинается и заканчивается любой сеанс массажа.

2. Растирание – смещение, растяжение, передвижение тканей в различных направлениях. Рука смещает кожу, но не давит вглубь. Применяется с большей силой давления (прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование).

3. Разминание – выполняется  смещение тканей с захватом массируемой области, способы разминания (надавливание, сжимание, перетирание, растягивание, щипки).

4. Вибрация –  это передача колебаний руки логопеда на массируемые ткани. Вибрация бывает двух видов: прерывистая, непрерывная. Вариантами приёма вибрации являются потряхивание и ударная техника это поколачивание (пальцевой душ). Техника вибрации осуществляется одним или несколькими пальцами, при этом  тканям придаются колебательные движения различной частоты и амплитуды. Вибрация может осуществляться поверхностью всех пальцев либо кончиками пальцев.

Существует ещё один приём, он заимствован из точечного массажа, и используется в классическом. Это  плотное нажатие.

Этот приём, улучшающий кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний. Это так называемые биологически активные точки. Плотным нажатием этих мест заканчивается, как правило, любое поглаживание.

Выбор приемов зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики.


5. Условия проведения логопедического массажа.

  • Массаж проводится лёжа или сидя. Должно быть кресло с подголовником или кушетка, или массажный стол.  Ребенку должно быть удобно.
  • Массаж не следует проводить сразу после приема пищи, через  1,5 -2 часа.
  • Расслабляющий массаж лучше не проводить перед занятиями, а активизирующий нельзя проводить перед сном.
  • Перед проведением массажа логопед должен вымыть руки и протереть их спиртом. Руки должны быть чистыми. Массаж языка и полости рта желательно проводить в виниловых перчатках.
  • Все используемые инструменты должны быть одноразовыми или обработаны согласно инструкции ОСТ 42-21-85.
  • При выполнении логопедического массажа в наличие должны быть: спирт, ватные диски, палочки для ушей, стерильные салфетки, нашатырный спирт, перекись водорода, присыпка, детское масло, теплое полоскание (отвар ромашки или Ротокана).

  • Продолжительность сеанса не более 30 минут. Первые сеансы 10-15 минут, но и не менее 15 минут, иначе нет смысла.

  • Частота массажного сеанса - ежедневно или через день, количество сеансов 10 – 15 с повтором через 2-3 недели и, при необходимости, через пол года.

6. Правила проведения массажа.

  • Массаж должен быть дифференцированным, необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус или гипотонус мышц лица, губ, языка, гиперкинезы), особенности строения артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка).
  • Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и разработанные специальные массажные комплексы.
  • Приёмы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребёнка.
  • Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими.
  • Лицо ребенка должно быть вымытым перед массажем.  

7. Обследование мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата.

Перед массажем главное, что нужно сделать, это определить тонус мышц речевого аппарата. Он может быть нормальным, повышенным ( гипертонусом) или пониженным ( гипотонусом). Определение тонуса лучше проводить в положении лежа, когда мышцы ребенка максимально расслабленны.

В норме мышцы находятся в состоянии некоторого напряжения. Здоровая мышца мягкая, упругая эластичная, её ощупывание безболезненно.

При гипертонусе мышцы более плотные, напряженные, пассивные движения совершаются с трудом.

При гипотонусе мышцы вялые и дряблые. Соответственно при гипертонусе необходим расслабляющий массаж, а при гипотонусе – активизирующий.

Мышцы речевого аппарата могут быть поражены только с одной стороны. В этом случае наблюдается отклонение языка, губ, челюсти в сторону. Та сторона, в какую отклоняется язык или губа – спастическая, противоположная – вялая. Начинать массаж нужно с сохранных (не пораженных) участков.

Для этого необходимо тщательное обследование речевого аппарата, чтобы выяснить, какие мышцы или мышечные группы поражены и в какой степени.

 

  • Обследование начинают с наблюдения за состоянием мимической мускулатуры и осмотра кожных покровов.
  • Обследование артикуляционной моторики: движение губ, движение нижней челюсти, движение языка, состояние мышц щёк.
  • Обследование состояния мягкого нёба.
  • Обследование звукопроизношения.


8. Противопоказания логопедического массажа.

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • Лихорадочное состояние;
  • Острые воспалительные процессы;
  • Носовые кровотечения и склонность к ним;
  • Конъюнктивиты (воспаление соединительной оболочки глаз);
  • Различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);
  • Диатезы и другие аллергические реакции;
  • Стоматиты или другие инфекции полости рта;
  • Герпес на губах;
  • Отёк Квинке (аллергический отёк тканей наружных или внутренних органов);
  • Увеличение лимфатических узлов;
  • Резко выраженная пульсация сонных артерий;
  • Тошнота, рвота;
  • Чрезмерная физическая или психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания к назначению массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.


9. Методика проведения логопедического массажа.

Расслабляющий массаж приферического речевого аппарата – выполняется в том случае если:

  1. Мышечный тонус повышен, основная цель – общая релаксация, снижение тонуса мышц периферического речевого аппарата.
  2. Проводится в медленном темпе, движения рук ритмичные 1/секунду.
  3. Основные приёмы:

        - поглаживание - продольное, поперечное, спиралевидное, кругообразное;

        - растирание - продольное, поперечное, спиралевидное, штрихование фалангами;

        - лёгкая непрерывистая вибрация.

  1. Массаж можно выполнять на присыпке, лучше с нерезким запахом.
  2. Последовательность воздействия в процессе одного сеанса:
  1. мышцы шеи и плечевого пояса (ШВЗ);
  2. лицевая мускулатура:

        - массаж лба и волосистой части головы;

        - массаж области верхнего и нижнего века;

        - массаж артикуляционной мускулатуры;

        - массаж мышц окружности рта;

  1. мышцы надподъязычные (дна полости рта);
  2. мышцы языка.

Активизирующий массаж - выполняется в том случае если:

  1. Мышечный тонус понижен, основная цель – повышение мышечного тонуса, восстановление двигательной активности мышц.
  2. Проводится в быстром темпе, движения рук  ритмичные и активные-2.
  3. Основные приёмы:

        - растирание: продольное, поперечное, спиралевидное, штрихование фалангами;

        - разминание: надавливание, сжимание, перетирание, растягивание, щипки;

        - сильная вибрация (прерывная);

        - после каждых 7-8 движений  необходимо делать 2-3 поглаживающих движения.

  1. Массаж проводится с использованием детского масла.
  2. Последовательность воздействия в процессе одного сеанса может быть такая же что и в расслабляющем массаже, либо возможен следующий вариант:
  1. массаж лицевой мускулатуры;
  2. массаж надподъязычных мышц (дна полости рта);
  3. массаж языка;
  4. массаж мягкого нёба.

Количество массажных движений по одному направлению и с одним приемом составляет 10-12 раз.

10. Методика массажа мышц языка.

Нарушение мышечного тонуса всегда в больше степени выражено в мышцах языка. Повышенный тонус отмечается значительно чаще, чем пониженный.

        При выполнении массажа должны быть учтены следующие методические указания:

  • Массаж языка производится только в положении лёжа ребёнка.
  • Перед массажем языка даём ребенку подержать во рту теплый отвар ромашки, для согревания мышц языка.
  • Дифференцированный массаж мышц языка проводится в медицинских перчатках, с использованием салфетки.
  • При массаже языка могут использоваться также различные приспособления: зонды, шпатели, зубные щётки, массажёры и зондозаменители.
  • Массаж, как правило, проводится в положении языка вне полости рта.

          Если у ребенка сильно развит рвотный рефлекс, то массаж языка прово

          дится внутри полости рта.  

  • При повышенном тонусе не рекомендуется подтягивать язык вперёд больше чем на одну треть.
  • Массажные движения должны проводиться в трёх направлениях: горизонтальном, поперечном и вертикальном.
  • Если имеется отклонение языка в сторону, то массажные движения выполнять больше на той стороне в которую язык отклоняется.
  • Перед началом массажа устанавливается (граница) нёбно-глоточного рефлекса.

- После каждого выполненного массажного приёма необходимо сделать паузу, чтобы ребёнок закрыл рот, проглотил слюну, если это необходимо.


11. Массаж мышц языка:

Расслабляющий

  1. Расслабление языка проводить только после расслабления периферических мышц (Ш В З, лица, дна полости рта).
  2. Движение в основном направлены от кончика к корню языка:.

Используются приемы:

        - поглаживание - продольное, поперечное, «ёлочкой»;

        - растирание прямолинейное; спиралевидное, кругообразное;

        - лёгкое разминание (перетирание) без нажима;

        - лёгкое потряхивание, лёгкая вибрация с надавливанием на тело языка и продвижением его вперёд.

3.         В случае укороченной уздечки языка проводят следующие массажные приёмы: поглаживание спиралевидные, растягивающие, разминающие движения - перетирание.

4.         После массажа можно сделать упражнения пассивной гимнастики, направленные на растяжение и расслабление скелетных мышц языка.

Активизирующий

  1. При активизирующем массаже можно делать массаж только лица и языка.
  2. Движения при массаже интенсивные, активные направлены в основном от корня языка к кончику.
  3. Используются приемы: разминание – надавливание; перетирание в продольном и поперечном направлении; спиралевидное движение; пощипывание, сжимание, растягивание с увеличением силы воздействия; сильная короткая вибрация.
  4. При сниженном тонусе мышц, как правило, наблюдается гиперсаливация – включать упражнения по преодолению саливации.
  5. После массажа полезно использовать упражнения пассивно-активной гимнастики (эффект сопротивления).

     Практический опыт коррекционно-педагогической работы с лицами, страдающими речевыми расстройствами показывает, что применение логопедического массажа позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи.

Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект.

2. Практическая часть:

1) Проведение сеанса «Расслабляющего смешанного дифференцированного массажа».

На экране :

  1. Направление массажных линий на лице(1, 2, 3).
  2. Фото
  3. Массаж языка:
  4. Направление массажных линий.
  5. Фото

2) Демонстрация детьми «Самомассажа лица и шеи».

На экране: (всего два листа)

  1. Текст самомассажа (см. приложение 1)
  2. Фото.

3) Демонстрация детьми «Самомассажа кистей рук с использованием природного материала (шишки)»

На экране: (два листа).

  1. Текст самомассажа (см. приложение 2)
  2. Фото.

3) Подведение итога.

На экране:   «Спасибо за внимание!»


Приложение 1


Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация доклада "«Логоритмика с детьми раннего возраста с алалией» на семинаре-практикуме МО учителей-логопедов Московского района г.Казани

Презентация доклада "«Логоритмика с детьми раннего возраста с алалией» на семинаре-практикуме МО учителей-логопедов Московского района г.Казани...

Семинар-практикум для учителей - логопедов. Тема: «Обучение дошкольников элементам грамоты»

Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом и практическом вопросе по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте.Задачи:1.     Познакомить педагогов с методическими аспе...

Семинар-практикум для учителей-логопедов ДО "Использование кроссвордов для формирования первоначальных навыков письма и чтения у старших дошкольников"

Сегодня многие 6-7 летние дети уже знают буквы, а некоторые даже читают. Основной задачей педагога на данном этапе является создание условий для поддержания и стимулирования познавательного интереса и...

Семинар-практикум: "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Семинар-практикум: "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя при обучении детей старшего дошкольного возраста"....

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений у детей 3-8 лет в условиях логопедического пункта

Рабочая программа учителя-логопедакоррекционно-развивающей работы по преодолениюречевых нарушений у детей 3-8 летв условиях логопедического пункта...

Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"

В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...