Использование ЛЕГО-технологий в логопедии
статья по логопедии (старшая группа) на тему

В этой статье я попыталась поделиться опытом работы использования ЛЕГО конструктора на занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО-технологий в логопедии (1,2 слайд)

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

(3) Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании

ЛЕГО – позволяет учиться играя и обучаться в игре.

(4)   История ЛЕГО ведет своё начало с 1932г. Сам знаменитый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился в 1947г. Слово ЛЕГО – которое в переводе с латинского означает «я учился», «я собирал», официально было зарегистрировано в Дании только 1 мая 1954г.

В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов : «Ферма», «Дом», «Город»,…

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.

(6) Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.

Возможно ли сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?

Ища ответ на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в коррекционно-развивающей работе конструктор ЛЕГО.

(7) Особая значимость ЛЕГО на формирование речи, состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором ЛЕГО оказывает положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможна.

(8) ЛЕГО – конструирование обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а так же формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно на развитие речи. Поэтому применение  ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

(9)   Основным компонентами работы с применением ЛЕГО-технологий является :

  • Конструирование декораций;
  • Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием;
  • Конструирование моделей с последующим их описания;
  • Использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

(10) При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под». Различать понятия «между», «там-то». Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Например: При игре «Квартира» в данном варианте ребёнок выполняет инструкцию педагога. Положи кубик под стол, на кровать, между столом и  креслом.

(11) Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте.(12) Использование конструктора  упрощает работу по анализу и синтезу слогов.

(13)Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв.(14)

(15) Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.

Например: постановка звука Р  - может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство.Помоги ей.)Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.

(16-18) Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Например: при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? – без хвоста.)

Проводя занятия с построением на лексические темы: дети учатсяобщаться. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала коррегируемого логопедом, потом спонтанного или наоборот.

(19)В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и  логичным.

Составление рассказов по построенным декорациям  помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.

Из  этого можно сделать вывод коррекционного влияния ЛЕГО на детей. Я перечислила только некоторые  из возможных  вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.

(20) Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:

  • Развитию лексико-грамматических средств;
  • Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов,…);
  • Формированию и развитию правильного длительного  выдоха;
  • Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);
  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами);
  • Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
  • Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;
  • Развитию и совершенствованию ВПФ;
  • Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

(21) Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог проводит большую работу с родителями. Совместная ЛЕГО – игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка.

Вот некоторые методы, которые можно использовать во взаимодействии с родителями.

(22).

Для более эффективной работы , мы по мере возможности пополняем дидактический материал (это книги, схемы, вырезки,..) (23).

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий  сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению  коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи.(24)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной...

Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.

Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей"...

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно...

Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".

Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР"....

Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда....

Мастер-класс для педагогов "Игры с использованием ЛЕГО-технологии в работе учителя-логопеда".

Авторская разработка дидактических игр с применением кирпичиков конструктора ЛЕГО для совершенствования фонематических процессов и  навыков звуко-буквенного анализа у детей с тяжёлыми  наруш...

Консультация для педагогов "Использование Лего-технологии в коррекционной работе логопеда"

Как разнообразить коррекционную работу с детьми? Можно использовать интересную для детей лего-технологию. В консультации предложены задания по развитию речи с использованием лего-технологии. Материал ...