Подготовительный этап. Занятие по постановке звука Р
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Черниговская Инна Борисовна

Подготовительный этап постановки звука Р при дислалии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovitelnyy_etap.gotovo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Дислалия.

Подготовительный этап. Звук [р].

Тема: звук и буква Р.

Цели и задачи:

  • подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука р;
  • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
  • формирование направленной воздушной струи;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка опорных звуков;
  • развитие моторно-слуховой памяти, через игру «Запомни движение»

Оборудование: ватные шарики, картинки животных, птиц и растений.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла» Д. Родари.

У каждого дела есть запах особый:

В булочной пахнет тестом и здобой.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате – лекарством приятным.

Рыхлой землею, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только бездельник не пахнет никак.

Выделение названий профессий из текста.

2. Упражнения на дыхание. Развитие продолжительного плавного выдоха.

«Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот.

«Футбол». Загнать ватный шарик в ворота. Вытянуть губы «трубочкой» и подуть на ватный шарик, пытаясь загнать его в «ворота».

3. Мимико-артикуляционные упражнения.

Прищуривание глаз. Попеременное закрывание и открывание глаз. «Спи, правый глазок. Просыпайся! Спи, левый глазок. Просыпайся! Спите сразу, оба глаза! Просыпайтесь!»

4. Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.

-Рот - это домик нашего язычка. Губы - это дверки. Открываются и закрываются дверки домика, в котором живет язычок.

Широко открыть, а затем закрыть рот, плотно сжимая губы.

5. Упражнения для губ и щек.

«Улыбка».

-Покажем, какие мы веселые и радостные. Растянуть губы в улыбке.

 «Замесим тесто для оладьев».

6. Упражнения для языка.

«Испечем оладушек». Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5-7.

«Почистим зубы».

-После еды надо почистить зубы. Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней, а затем с внешней стороны.

«Вкусное варенье».

-Мы ели оладьи с вареньем. Оближи верхнюю губу.

«Дятел стучит по дереву».

-В лесу увидели дятла. Послушай, как он стучит. Открой широко рот, подними язык за верхние зубы, постучи кончиком языка по «бугорочкам» (альвеолам), произнося: rn-m-m-т, д-д-д-д-д, тд-тд-тд. Нижняя челюсть находится в спокойном состоянии.

«Лошадка», «Грибок», «Гармошка».

7. Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата.

«Дятел подает сигнал своим птенцам». Произнесение слоговых сочетаний ды-ды-ды-ды-ды-дык, да-да-да-да-да-дак, до-до-до-до-до-док с уцарением на последнем слоге.

«Дятлы здороваются с нами». Произнесение слогов ды-да, ды-да, ды-да, ду-до-ды, да-ду-ды на одном выдохе.

8. Развитие фонематического восприятия.

Уточнение произносительного и слухового образа звука [р].

-Послушай, как рычит злая собака: рррррр. Такой звук ты будешь учиться произносить. У тебя непременно получится, если будешь стараться. Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду произносить много разных звуков, а ты хлопни в ладошки, если среди них услышишь звук [р].

Игра «Поймай звук [р]». Выделение звука [р] на фоне других звуков, далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Звуки: [с], [з], [р], [м], [ф], [в], [р]. Слоги са, ра, вы, ры, мо, ро, фы, ры,ку, ру, пу.

-Есть ли звук [р] в словах сом, каша, капуста? А в слове рак (рука)?

Выкладываются и называются картинки.

-Найди картинки, в названиях которых есть звук [р].

10. Развитие познавательных процессов.

Игра «Запомни движение»

Показать детям движения, состоящие из 3—4 действий. Дети, повторите движения сначала в том порядке, в котором было по, а затем в обратном порядке.

Движение 1. Присесть-встать — поднять руки—опустить руки.

Движение 2. Поднять руки ладонями вверх («собираю дождик»), повернуть ладони вниз, опустить руки вдоль туловища, поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение 3. Отставить правую ногу вправо, приставить правую ногу, отставить левую ногу влево, приставить левую ногу.

Движение 4. Присесть-встать-повернуть голову вправо-повернуть голову прямо.

11. Итог занятия.

Сегодня мы познакомились со звуком [р].

12. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Постановка звука [р]"

В занятии показаны методы и приемы постановки звука [р], а также проводится работа по развитию мелкой моторики....

Этап дифференциации звуков. Занятие по постановке звука Р

Дифференциация звуков Р и Л при дислалии...

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш] на тему: « Звук Ш в слогах, в словах»

Предлагаю Вашему вниманию Конспект индивидуального занятия по постановке звука "Ш"на тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Индивидуальное занятие по постановке звука Ш на этапе дифференциации звуков С - Ш.

Вашему вниманию предлагаются примерные упражнения по дифференциации (различению) звуков С и Ш....

Использование кинезиологических упражнений на подготовительном этапе и при автоматизации звуков

В нашей работе мы постоянно сталкиваемся с такими трудностями, как:вызывания звука, запоминания вызванной артикуляционнной позы, автоматизации вызванного звука в речи. Современным и перспективным напр...