Тема: «Взаимодействие специалистов в условиях ДОУ»
опыты и эксперименты по логопедии (старшая группа) на тему

Адамас Татьяна Матиевна

В любой специальной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя,

инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_spetsialistov_v_usloviyakh_dou.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема: «Взаимодействие специалистов в условиях ДОУ»

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с речевыми расстройствами определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, - неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-лексического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.

В МБДОУ «Теремок» города Тулуна функционирует 2 речевых группы для детей с нарушением речевого развития.

В любой специальной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя,

инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей. Каждый из нас, решая свои задачи, определенные образовательными программами принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Содержание и структура педагогической поддержки, реабилитации во многом зависит от диагноза, структуры дефекта, этиологии, компенсаторных возможностей ребенка, «зоны его актуального и ближайшего развития», личностно-ориентированного подхода.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико-педагогического обследования, которое проводится учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом ДОУ. Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учитель-логопед, воспитатели речевых групп, педагог-психолог и специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают и анализируют результаты диагностики, выявляют причины нарушений, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Педагогическая диагностика позволяет определить уровень знаний и умений, подобрать индивидуальные программы развития, дифференцировать планирование образовательного процесса и проследить динамику развития детей. Творческой группой педагогов ДОУ подобраны диагностические карты, позволяющие зафиксировать уровень развития той или иной деятельности каждого ребенка в динамике. Понимая, что в коррекционной работе с детьми важны даже малейшие, на первый взгляд, достижения ребенка, отсчет этих достижений ведем, прежде всего, от его собственного уровня, а не от уровня освоения программы. Только при таком подходе возможен подбор индивидуальных программ и четкая дифференциация в планировании. Нередко в одной речевой группе оказываются дети с разными логопедическими заключениями (ФФНР, ОНР). Даже у детей с ФФНР наблюдаются некоторые отставания в лексико-грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, лексико-грамматическое недоразвитие. В связи с этим в системе планирования был выбран принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ. На основе предложенных учителем-логопедом лексических тем происходит и разработка блочного интегрированного календарно-тематического плана, на основании которого строится вся последующая работа. Комплексный подход всех специалистов ДОУ дает возможность наметить коррекционную работу в разных жизненных ситуациях.

Учитель-логопед осуществляет:

• обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-логопедической помощи;

• изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них;

• систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно- логопедической работы с детьми в соответствии сих индивидуальными программами;

• оценку результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению; формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды;

•  координацию усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии коррекции речи и внеречевых психических процессов и функций.

Деятельность педагога-психолога направлена на:

• создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;

• развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;

* развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью;

• совершенствование мелкой моторики;

• развитие слухового внимания и фонематического слуха;

• развитие зрительно-моторной координации;

• развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;

• активизацию отработанной лексики;

• обеспечение психологической готовности к школьному обучению;

• повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога видна общая логика построения коррекционно-образовательного процесса. Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Работа воспитателя тесно переплетается с работой логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи.

Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. В других случаях воспитатель закрепляет результаты,

достигнутые на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда к каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом. Воспитатель включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую

активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, расширяет словарный запас, совершенствует мелкую моторику, развивает основные психические процессы. Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов ДОУ. Кроме того, воспитатель управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников.

Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов засыпания и

пробуждения. Использование музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы. На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать

координацию общих движений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены,физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательносказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячемположении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционных занятий. Помимо традиционных физминуток на определенном этапе включаются: режим смены поз, кинезиотерапия, психогимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, сколиоза и др. В ДОУ уделяется серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физической культуре работает над

оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованием просодических компонентов речи, координации основных видов движений, мелкой моторики руки, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов в нашем ДОУ выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. В процессе такого взаимодействия удается вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и психологии, логопедии. А также сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании. Созданию единой, сплоченной команды, координации действий помогают психолого-медико-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики коррекции речи, обеспечивается интегрированное коррекционно-развивающее образование, преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержание других занятий. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде. Содержание коррекционно-развивающего процесса строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: кукло- и сказкотерапии, кинезотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, точечного массажа, физио-, фито-, аромо-, хромо-, музыкотерапии, логоритмики. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план.

Организация коррекционно-развивающей среды заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Поэтому в группах компенсирующей направленности оборудованы речевые зоны, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран

наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, имеются сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха.

По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, мелкой моторики, психических процессов и др.

 Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги знакомят родителей с основными направлениями коррекционной работы.

В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на стендах родительского уголка информируют родителей о достижениях детей в этом направлении. В конце учебного года проводятся КВНы между родителями и детьми, на которых помимо вопросов по обучению грамоте, математике, рисованию проводятся конкурсы на лучшую физминутку,

дыхательную гимнастику, упражнения для снятия усталости с глаз, массаж кистей рук, релаксацию; открытые итоговые занятия, на которые приглашаются родители.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка- дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Взаимодействие всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц положительно сказывается на качестве работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Взаимодействие специалистов в коррекционно-образовательном пространстве ДОУ"

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в дошкольных образовательных учреж...

Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации ребёнка в детском саду

В статье представлен опыт работы ДОО по взаисодействию специалистов и педагогов, способствующее успешной адаптации детей 1,5 до 3 лет к детскому саду. Данная статья адресована педагогам, родителям...

Доклад на тему: "Взаимодействие специалистов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО"

Взаимодействие специалистов в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей. В нашем выступлении мы расскажем о совместной программе такого в...

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей группы раннего возраста в период адаптации детей в рамках детско-родительского клуба «Гармония»

Опыт работы. Практика организации цифровой педагогической интернатуры  на тему: «Взаимодействие  специалистов и воспитателей группы раннего возраста  в период адаптации детей в ра...

Взаимодействие специалистов как условие успешной адаптации детей к детскому саду

Данное взаимодействие начинается в период адаптации ребенка к условиям детского сада. Во избежание осложнений в начальной фазе адаптации детей к дошкольной организации, и с целью обеспечения опти...