Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ звука (Р) в слогах (обратных, прямых, со стечением согласных), словах и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель: коррекция произношения звука (Р).

Задачи:

·        Автоматизация звука (Р) в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах, предложениях;

·        Развитие фонематического слуха и восприятия;

·        Обогащение словаря (транспорт, фрукты)

·        Формирование связной речи;

·        Развитие зрительного и слухового внимания;

·        Развитие мелкой моторики;

·        Формирование грамматических форм языка;

·        Формирование эмоционально-положительного настроя к занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытое индивидуально-подрупповое занятие

(подготовительная к школе группа) с ФНР.

Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ звука (Р)

 в слогах (обратных, прямых, со стечением согласных), 

словах и предложениях.

Цель: коррекция произношения звука (Р).

Задачи:

  • Автоматизация звука (Р) в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), словах, предложениях;
  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Обогащение словаря (транспорт, фрукты)
  • Формирование связной речи;
  • Развитие зрительного и слухового внимания;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование грамматических форм языка;
  • Формирование эмоционально-положительного настроя к занятиям.

- К нам на занятие пришли гости.

   Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

I.  Оргмомент.

1) - Наши глазки внимательно смотрят;

    - Наши ушки внимательно слушают;

    - Наши ножки нам не мешают;

    - Наши ручки нам не мешают, а помогают.

Присаживайтесь. А сейчас повторим наше правило.

2) Говорить с тобой мы чётко правильно должны,

    Чтобы звуки зазвучали,

    Чтобы все нас понимали.

Логопед: Я вам загадаю загадки:

  • К неизведанной планете полечу я на … (ракете)
  • Зверь опасный, берегись! По тайге гуляет … (рысь)
  • Через леса, через луга несёт олень свои … (рога)

Какой звук у нас в гостях?

 Звук (Р).

- Описание звука: согласный, звонкий, рычащий.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

II. Автоматизация (Р) в слогах, словах, предложениях.

  1. Проговаривание чистоговорок.

- Повторяйте за мной:

     РА-РА-РА-РАМА, РАК, ГОРА, НОРА

     РО-РО-РО- РОЗА-РОЩА-РОТ-ПЕРО

     РУ-РУ-РУ- РУКИ, РУЖЬЯ, КЕНГУРУ

     РЫ-РЫ-РЫ- РЫБА, РЫНОК, РЫЖИК, РЫСЬ

1а) Задание на развитие фонематического слуха.

- Если в слове, которое я вам буду называть, услышите звук (Р), то хлопайте в ладоши, если нет- разведите руки.

        РЫБА, ЛОДКА, САМОВАР, ТИГР, ВОЛК, ЦЫПЛЁНОК, СЛОН, ЦАПЛЯ, ЖУК, ЖАБА, ЗОНТ, РОЗА.

  1. Перед ребёнком картинка. Посмотри и назови.

РАК, РАКЕТА, РОЗА, РЫБА

2а) Послушайте и проговорите слова по картинке:

- Назови транспорт со звуком (Р)

   ТРОЛЛЕЙБУС, ВЕРТОЛЁТ, ТРАМВАЙ, КАТЕР, МЕТРО.

  1.   Игра с мячом. Замени первый звук в слове на звук (Р)

 ХОБОТ-РОБОТ     МЫЧАТЬ-РЫЧАТЬ   ЖАКЕТКА-РАКЕТКА  

 ПЫЖИК-РЫЖИК      МАМА-РАМА

  1. РУ-РУ-РУ Затеваем   игру. Придумывание слов.

РУ (рубашка, рубанок, рупор, русалка, рука, рубин, русак

РЫ (рыба, рыжик, рытвина, рысь)

РА (ракета, рак, радуга)

Составление слов (по первому слогу назвать слова)

Пальчиковая гимнастика:  Раз- морковка в огороде.

Два- Егор забор городит.

Три- на море пароход.

На четыре- быстрый ход.

Пять- ворона на пороге.

Шесть- крапива вдоль дороги.

Семь- рисую натюрморт.

Восемь- режу бутерброд.

Девять- роет крот нору.

Десять- жук грызёт кору.

  1. Составление предложений по картинкам. Предметные картинки, в названии которых есть звук (Р).

- Назовите их и составьте предложения.

РАЯ ДЕРЖИТ В РУКАХ КОРЗИНУ С ФРУКТАМИ.

У РАИ ГРАНАТ.

У РАИ ГРУША.

У РАИ ВИНОГРАД.

-  Не спеши, и за мною повтори (по предметным картинкам)

 Мальчик ест фруктовое мороженое.

Мама испекла фруктовый торт.

Мальчик ест фруктовое пюре.

Поросёнок подходит к фруктам.

Дети несут корзину с фруктами.

Девочки готовят салат из фруктов.

  1. Динамическая пауза (катаем карандаш)

- У Варвары в сарафане карандаш простой в кармане.

        Физминутка.

У меня в кармане груша,

А в другом конфета есть.

В заднем брючном- злая кнопка

Не могу я даже сесть.

А в рубашечном кармане

Маленький лежит платок,

Чтобы нос, лицо и руки

Вытирать я им могла.

На ладошку я монетку из кармана положу.

- Где орёл? А может решка?

У монетки я спрошу.

  1. Проговаривание скороговорок.
  • Как на утренней на зорьке

           Два Петра и три Федорки

           Говорят скороговорки.

  • Проворонила ворона воронёнка.
  • Сорок сорок воровали горох.
  • Галка села на забор, грач завёл с ней разговор.
  1. Рассказ цепной структуры.

- Что видите на большой картинке?

( Рома рыбачит на пруду. Рома пошёл рыбачить на пруд. В пруду Рома наловил много разной рыбы. Рыбу Рома сложил в ведро. Ведро с рыбой он отнёс домой.

Дома мама сварила рыбный суп.) Из предложений составить рассказ.

Логопед совместно с детьми:

          Мы с тобою не скучали

           Когда звук (Р) изучали.

- Драка, дрова

- Рыба- руки.

- Рынок- роза.

Тридцать градусов мороза.

Абажур, картина, рама.

Я «рычать» умею мама!

  1.  Итог занятия.

- Скажи над каким звуком мы работали (Звук (Р))

Вот закончилась игра

Наших гостей отпускать пора.

Логопед: Ты молодец,

                  Ты это знай,

                  И наклейку выбирай!

                ( Молодец, ты активно учишься говорить звук (Р)

Использованная литература:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения.- М.:ТЦ Сфера, 2005
  2. Бочкарёва О.И. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий., 2009
  3. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью.- М.,2008
  4. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки-считалки., М. 2008
  5. Чистоговорки и скороговорки для развития речи. Составитель О.Шапина.-М.:АСТ, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".

В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Конспект индивидуального занятия для детей с ТНР . Тема: «Автоматизация звука Р в словах с прямым и обратным слогом».

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звукаР » составлено учителем – логопедом Трезинской Г. Н. для детей 5-7 с ТНР и направлено на автоматизацию поставленного звука [р] в слогах, слова...

Конспект занятия Автоматизация звука Р в слогах и словах со стечением согласных

Конспект занятия для работы с детьми с фонетическим недоразвитием речи в старшей группе...

Тема «Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях». Лексическая тема «Зима».

Цель: развитие лексика грамматического строя речи.             Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-образова...