Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Прогулка в лес»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Шульмина Екатерина Викторовна

Цель:

Закрепление правильного произношения звука [л’], совершенствование грамматических категорий словообразования и словоизменения на материале лексической темы «Лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_progulka_v_les.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по теме: «Прогулка в лес» Звук [л’].

(старшая группа)

 I. Цель:

Закрепление правильного произношения звука [л’], совершенствование грамматических категорий словообразования и словоизменения на материале лексической темы «Лес»

II. Задачи:

1. Коррекционно–образовательные:

  • Автоматизировать правильное произношение звука [л‘] в слогах, словах, предложениях; упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах;
  • Расширять и активизировать словарь по теме «Лес» (деревья, животные, грибы, цветы, ягоды);
  • Формировать грамматические категории: падежное управление существительных, относительные прилагательные, ед. и мн. число существительных, уменьшительно-ласкательная форма существительных;
  • Формировать понимание многозначности слов;

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мимическую мускулатуру, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, зрительное восприятие;
  • Развивать фонематические процессы;
  • Формировать память, внимание, мышление;

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью, прививать любовь и бережное отношение к природе, взаимопонимание, доброжелательность к окружающим.

 

Оборудование:

Мультимедийная установка; один из элементов нестандартного здоровьесберегающего оборудования, тренажер «Тропинка»; атрибуты для оформления художественно-декоративного мини-пространства «Полянка» (цветы, трава); игрушка «Лесовичок»; демонстрационный материал для звукового анализа; демонстрационные картинки с изображением разноцветных мотыльков.

Ход занятия

Вступительная часть.

Фонетическая ритмика на гласные звуки.

Оргмомент.

-Сегодня к нам пришел гость, а кто он, вы узнаете, разгадав загадку: «Живу в лесу, за всеми смотрю, я шутливый старичок, а зовут меня…» (Лесовичок)

Появляется игрушка Лесовичок.

-Что случилось, Лесовичок, ты какой-то грустный? Чем мы можем тебе помочь? Лесовичок приглашает детей в свой необычный, сказочный лес, и просит их о том, чтобы они помогли ему навести в нем порядок, и лес стал бы опять удивительным и неповторимым.

- А чем удивителен и неповторим твой лес?

Сообщение темы занятия.

Выделение звука[ л’] из слова Лесовичок  

-Какой первый звук вы услышали в слове Лесовичок? (звук [л’])

Это любимый звук Лесовичка, поэтому у него  в лесу находятся только те растения и животные, в названии которых есть звук [л’].

- Давайте расскажем Лесовичку все, что мы знаем об этом звуке.

Характеристика звука [л’].

Артикуляция звука. Звук[ л’] – согласный, звонкий, мягкий. (графические символы)

Что напоминает вам звук [л’]? (лето, зелень, лесную полянку). Дети выбирают символы, которые соответствуют звуку [л’].

Произношение звука [л’] в слогах.

-Отправляемся в путь, поможем Лесовичку, чтобы его  лес стал опять удивительным и неповторимым.  По тропинке мы пойдём песенку весело запоём: ля-лё-ле-ли, лю-ля-ле-ли.

Усвоение грамматических категорий словообразования и словоизменения. Определение позиции звука л’ в словах.

 Слайд №1.(лесная поляна) Звучит музыка леса.

-Вот мы и в лесу. Какие деревья мы увидели? (Ель, клен, липу, березу). Какое дерево лишнее? (Береза). Почему? (в этом слове нет звука [л’]) Слайд№2.(берёза «исчезает»).

- Назовите дерево, в названии которого звук [ л’] слышится в начале слова. (липа)

В каком слове звук [л’] стоит в конце? (ель). Деревья покрыты… (листьями) Скажите о них ласково. (Листики, листочки) Какие они? (Зеленые) На деревьях много… (листьев) Деревья, покрытые листьями, называют лиственными. Все ли деревья здесь лиственные? (ель - хвойное дерево)

 Слайд №3.(на картине появляется лиса).

-Кто это выглядывает из-за дерева? (Лиса). В слове лиса, звук [л’] где находится? (в начале слова). Скажите о ней ласково (Лисонька, лисичка). Лиса, какая? (рыжая, хитрая) Изобразите хитрую лису.

Слайд №4.(изображение лисы с лисятами).

           

Лиса здесь не одна, а с кем? (с лисятами). Сколько лисят у лисы? (два лисёнка). Лисята, какие? (маленькие, игривые) Изобразите игривых лисят.

Слайд №5.(изображение грибов)

Что растёт под деревьями? (грибы). Какие грибы вы видите? (лисички, мухомор). Какой гриб здесь лишний? (мухомор). Почему? (в этом слове нет звука  [л’]).

Слайд№6 (мухомор исчезает).

Почему грибы назвали лисичками? (рыжие, похожие на лису).

-Ну, что, Лесовичок, навели мы здесь порядок, пора идти дальше.  

-По тропинке мы пойдем, на поляночку придем. Какой чудесный аромат.

- Что растёт на этой полянке? (цветы). Это поляна, какая? (Цветочная)

Сколько здесь цветов! Назовите их. (Лилия, тюльпан, василек, ромашка). В слове тюльпан, звук [л’] где находится? (в середине слова). А ещё здесь есть цветок, в названии которого звук [л’] находится в середине слова? (василёк) Назовите лишний цветок. (Ромашка) Почему? (нет звука [л’]). Куда можно пересадить ромашку? (на другую полянку). Давайте по этой поляне побегаем, потопчем и порвём все цветы. Почему нельзя? Мы не будем их мять и рвать, а покажем свои добрые лица. Понюхайте их! Кто летает над цветами? (Шмели, мотыльки)

Игра на развитие зрительного восприятия.

-Мотылёк, мотылёк, сядь поближе на цветок.

Дети подбирают для каждого мотылька цветок такого же цвета, как мотылёк. Свои действия проговаривают. (Желтый мотылёк прилетел к жёлтой лилии).

-Лесовичок, помогли мы тебе восстановить твой лес, сделать его опять чудесным и неповторимым, ведь только у тебя есть такой загадочный лес.

Лесовичок благодарит детей и угощает их своим любимым малиновым вареньем.

-Нам пора возвращаться в детский сад, а Лесовичка мы с собой заберём? Проводится игра «Хорошо-плохо»

 - По тропинке мы пойдём, быстро в детский сад придем.

Итог занятия.

Какой звук мы учились слушать и правильно произносить? (звук [л’]).

Составление предложений по заданному слову

Расскажите, что мы видели в лесу.

Игра: «Я начну, а ты закончи». Я назову слово, а вы придумайте предложение  (Лесовичок, лиса, тюльпан ель). Молодцы, а теперь давайте пить чай с малиновым вареньем.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Прогулка на луг и в лес» (старшая группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельностиТема: "Прогулка на луг и в лес"(старшая группа)Вид деятельности: ознакомление с природой(в соответствии с ФГТ)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Зимняя прогулка"

Цель: обобщить и систематизировать представления детей о природе в зимний период....

Конспект непосредственной образовательной деятельности на прогулке для детей старшей группы «До будущего лета!»

Интеграция образовательных областей:Образовательная область: «Познание» (Формирование целостной картины мира);Образовательная область«Коммуникация»; Образовательная область  «Чтение худ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Весенняя прогулка" ( возрастная категория 5-6 лет"

Работа с блоками Дьенеша, мнемотаблицы, театрализованная деятельность....

Непосредственно образовательная деятельность. Тема: «Прогулка в лес»

                                        Программные  задачи:    ...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Прогулка в зимний лес»

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Прогулка в зимний лес»  для детей  второй младшей группы.            ...