Интегрированная развивающая игра по лексической теме "Птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Самойлова Ольга Юрьевна

Для старших длшкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл at_integrirovannaya_igra.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного                       и младшего школьного возраста начальная школа -  детский сад № 620                              Центрального района  Санкт-Петербурга                                                                                         «РОСТОК»

Конспект  НОД интегрированной игры-развлечения

по лексической теме:

«Птицы»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

с диагнозом ТНР ОНР III уровень речевого развития.

Учитель-логопед:

                                                                                      Самойлова Ольга Юрьевна

Санкт-Петербург                                                                                                                                               2013

НОД Интегрированная игра-развлечение в старшей логопедической группе с диагнозом ТНР ОНР III уровень речевого развития по лексической теме «Птицы».

Цель: закреплять знания детей в игровой ситуации.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить материал по лексической теме «Птицы», вспомнить стихи, чистоговорки, скороговорки и загадки;

- учить различать зимующих, оседлых и перелётных птиц;

- развитие слуховых и зрительных представлений;

- развитие фонематического восприятия;

- продолжать учить детей звуко- слоговому анализу и синтезу слов;

- закрепление правильного произношения звуков в речи;

- совершенствование слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие:

-развитие познавательных процессов;

-совершенствование двигательных навыков;

-совершенствование координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать в детях нравственные и экологические чувства по отношению к птицам и всему живому.

Предварительная работа:

 Заучивание стихов, чистоговорок, скороговорок по теме и роли Сороки. Изготовление необходимых атрибутов и наглядности к заданиям. Подготовка костюма Сороки (работа с родителями) .

Оборудование: 

Игровое табло игры, силуэты птиц, изображение зимнего и весеннего дерева с прорезями, костюм Сороки, корзинка, карточки с названиями птиц с перепутанными слогами, карточки с начальной и конечной буквой названий птиц, удочка и рыбки с магнитами, кроссворд, нагрудные эмблемы с изображением птиц на каждого ребёнка, три обруча, дидактическая игра «Фотограф», чудо-сундучок (с выпрыгивающим клоуном, диск с мультфильмами.

Ход игры.

Логопед приглашает детей присесть на стульчики полукругом перед педагогом.

Логопед: Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы догадайтесь о ком оно?

«Трещала с самого утра: - «Пора, пора! »

А, что пора? Какая с ней морока,

Когда трещит. (сорока) ».

Влетает девочка-Сорока, в руках корзинка.

Сорока (торопливо) : А вы знаете, знаете, что весна наступила?

А вы знаете, знаете, скоро птицы прилетят из тёплых краёв?

Логопед: Дети вы поняли о чём трещит сорока? (Ответы детей) .

Милая Сорока, мы тоже как и птицы рады весне и сегодня будем играть в игру, которая посвящается птицам, а тебя приглашаем к нам почётной гостьей.

Сорока: Нет, нет! Мне пора, новость нужно сообщить всем жителям леса, а вам я оставляю корзинку с приветом от Весны.

Логопед: Спасибо тебе, милая Сорока, что залетела к нам в гости! Спасибо за корзинку. (Сорока прощается с детьми и улетает) .

Логопед: Ребята, напоминаю правила игры, посмотрите на табло, оно разделено на три сектора, в каждом секторе три кармашка с заданиями.

1 сектор. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

2 сектор. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

3 сектор. ОСЕДЛЫЕ ПТИЦЫ

Вы по очереди сможете открывать любой сектор и любой кармашек. Если правильно отвечаете, то кармашек вам улыбнётся. А сейчас разминка.

У меня на столе лежат птицы они все перепутались, их нужно разобрать и посадить каждую птицу на своё дерево зимнее или весеннее. (Логопед называет детей и даёт указания, кто из детей отбирает перелётных птиц, кто зимующих, а кто оседлых. Дети отбирают силуэты птиц, называют и рассаживают по деревьям) .

С разминкой мы с вами справились, переходим к игре. Первым (ой) табло откроет. (имя ребёнка) .

В этом секторе в кармашке №. 1, у нас кроссворд, его нужно разгадать с помощью загадок, а в цветных клеточках у нас появится новое слово (ВЕСНА) которое вы сможете прочитать.

*Чик- чирик, к зёрнышкам прыг. Клюй не робей, кто это? (ЙЕБОРОВ) .

* Всё время стучит, все деревья долбит. Но их не калечит, а только лечит? (ЛЕТЯД).

*Эту птицу каждый знает. На шесте её дворец. Червячков птенцам таскает. И поёт весь день.? (ЦЕРОВКС) .

*Всю ночь летает, мышей добывает. А станет светло, спать летит в дупло? (АВОС) .

* Я маленькая птичка, зовут меня.? (АКЧИНИС) .

Дети отгадывают загадки, логопед вписывает в кроссворд, затем дети читают получившееся слово.

Логопед: Следующей (им) открывает табло. (имя ребёнка) .

В этом кармашке у нас два интересных задания:

1. Назвать птицу по первому и последнему звуку вот по этим карточкам, (зависит от сектора)

1 сектор: Г_ _Ч; С_ _ _ _ _ Ц; Л_ _ _ _ _ _ А (грач, скворец, ласточка) ;

2 сектор: С_ _ _ _А; С_ _ _ _ _ _ _Ль, С_ _ _ _Рь; Д_ _ _Л (синица, свиристель, снегирь, дятел) ;

3 сектор: Г_ _ _Бь; С_ _ _ _А; В_ _ _ _А; В_ _ _ _ _Й (голубь, сорока, ворона, воробей) .

2. Назвать птицу по перепутанным слогам (зависит от сектора)

1 сектор: ТОЧ-КА-ЛАС, ЛИ-РАВ-ЖУ;

2 сектор: НИ-ЦА-СИ, ТЕ-ДЯ-Л;

3 сектор: БЕЙ-ВО-РО, ЛУ-БЬ-ГО.

Логопед: Открываем следующий сектор и кармашек №. 3

В этом кармашке у нас физ. минутка «Прошла зима».

(Физ. минутка проводится на ковре).

Логопед: Немного отдохнули, возвращаемся к игре.

Открываем табло дальше. Кармашек №. 4

В этом кармашке задание не простое, оно для каждого из вас, но сначала нужно поймать на удочку рыбку и назвать номер задания. (Дети вылавливают рыбку с номером задания и по указанию логопеда дети читают стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки) .

* Сороки - белобоки выстроились в ряд.

Сороки - белобоки всё трещат, трещат, трещат.

* Ву-ву-ву в лесу видели сову.

* Проворонила ворона воронёнка.

* Вот на ветках посмотри снегири, снегири.

Распушили перышки, греются на солнышке.

* Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора для укрепления пера! ».

* Скворец в скворечнике живёт и песню звонкую поёт.

* Стихотворение И. Токмаковой «Птичка летает».

* Стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек-стайка».

* Стихотворение А. Плещеева «Травка зеленеет».

* Синица, синица, весёлая птица! Где ты была? Где ты жила?

-Я сидела по кустам, я летала по садам: «ццц».

* Ласточка, ласточка

Милая касаточка

Ты где была, ты с чем пришла?

За морем бывала, весну добывала

Несу- несу, Весну - красу.

Логопед: Продолжаем открывать табло, кармашек №. 5

В этом кармашке игра, сейчас мы в неё поиграем. Я раздаю вам нагрудные эмблемы с изображением птиц, и у нас есть обручи, которые будут гнёздами. У всех птиц свои гнёзда, у зимующих, у перелётных и оседлых. Наша игра так и называется «Найди своё гнездо». А сейчас волшебные слова: «1, 2, 3 - вокруг себя повернись и в птицу превратись!»

(Под словесное сопровождение логопеда дети выполняют задание игры, затем проверяют все ли птицы, правильно нашли своё гнездо) .

- День. Птицы летают, добывают себе корм, строят гнёзда.

- Ночь. Птицы возвращаются в свои гнёзда.

Логопед: Открываем табло, кармашек №. 6

В этом кармашке ещё одна игра «Фотограф», я буду показывать вам фотографии, а вы назовите птиц которых сфотографировал фотограф, (фотографии из интернета распечатанные на бумаге - чёрно-белые) .

Приложение к занятию «Игра-развлечение по теме «Птицы»».

Загадки для кроссворда:

1. Чик - чирик, к зёрнышкам прыг.

Клюй не робей, кто это? (воробей)

2. Всё время стучит, все деревья долбит

Но их не калечит, а только лечит?

(дятел)

3. Эту птицу, каждый знает.

На шесте её дворец.

Червяков птенцам таскает

И поёт весь день? (скворец)

4. Я маленькая птичка, зовут меня. ? (синичка)

5. Всю ночь летает, мышей добывает.

А станет светло, спать летит в дупло?

(сова)

В о р о б е й

д я т Е л

С к в о р е ц

с и Н и ч к а

с о в А

Стихи, потешки, чистоговорки, скороговорки для задания № 4

1. Сороки - белобоки выстроились в ряд.

Сороки - белобоки всё трещат, трещат, трещат

2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

3. Проворонила ворона воронёнка.

4. Ласточка, ласточка

Милая касаточка

Ты где была, ты с чем пришла?

За морем бывала весну добывала

Несу - несу, Весну - красну

5. Вот на ветках посмотри

Снегири распушили перышки,

Греются на солнышке.

6. Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера! »

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 58 комбинированного вида Центрального района г. Санкт-Петербурга

Регистрационный лист к игре-развлечению в старшей логопедической группе
с диагнозом ТНР ОНР III уровень речевого развития по лексической теме «Птицы».

Дата 05.04.2012г.

№ п./п.

Фамилия, имя, отчество

должность

подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29


ОТЗЫВ

НОД Интегрированная игра-развлечение в старшей логопедической группе с диагнозом ТНР ОНР III уровень речевого развития по лексической теме «Птицы».

Дата: 05.04.12г.

Колотовкина Юлия Анатольевна продемонстрировала высокий уровень педагогической деятельности.

В непосредственно образовательной деятельности было представлено, как игры-развлечения позволяют влиять на развитие речи детей старшего возраста, а так же позволяют выявить уровни умений и навыков,  приобретенных детьми, творческий потенциал и степень адаптации ребенка в коллективе сверстников.

Перед показом игры, была проведена предварительная работа не только с детьми, которые заучивали скороговорки, чистоговорки, изготавливали необходимые атрибуты, но и с родителями, которые делали костюмы.

Заинтересованность детей и их возрастающая активность, являются безусловной заслугой педагога в поисках новых решений и методических подходов к проблеме развития речи, активизации творческой деятельности детей.

Заведующая ГБДОУ:

/                    /Вежлева Ирина Евгеньевна

Заместитель заведующей по УВР:

/                      /Седенкова Надежда Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...