Презентация "Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР"
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) на тему
Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Проблемы речи детей с ОНР * Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить предложение. * Недостаточный словарный запас. * Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. * Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. * Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. * Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. * Плохая дикция.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: Наглядность Создание плана высказывания
Описательный рассказ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: * принадлежность к родовидовому понятию; *среда обитания или роста (для представителей животного и растительного мира); *размер; *цвет *форма *строение или составные части; *качество поверхности; *материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); *способ использования (или какую пользу приносит); *субъектная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный)
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы . Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Этапы работы I этап – демонстрация схемы по определенной лексической теме и объяснение содержания условных обозначений. II этап – образец описательного рассказа взрослого по определенной лексической теме. III этап – самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме.
Приемы работы На занятиях при обучении детей составлению описательных рассказов используются следующие приёмы: *Даётся образец рассказа по картинкам, дети повторяют; *Взрослый описывает предмет, ребёнок раскладывает опорные картинки, затем повторяет рассказ; *Взрослый начинает, ребёнок продолжает; *Дети самостоятельно составляют рассказ по данному плану.
пересказ Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры).
Картинно-графический план рассказа
Этапы работы Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы, планы. Пересказ рассказа по картинке с использованием картинно-графических схем, планов. Составление рассказа без сюжетной картинки с опорой на картинно-графические схемы, план. Составление рассказа по сюжетной картинке без опоры на картинно-графический план.
Картинно-графические схемы, планы рассказа могут использоваться: В групповой образовательной деятельности (фронтальные занятия); В индивидуальной образовательной деятельности; В самостоятельной образовательной деятельности детей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/24/picture-964871-1643034045.jpg)
План по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" средняя группа
план по самообразованию для средней группы на тему "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/10/picture-1064375-1539194220.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей посредством инсценировки русских народных сказок»
Содержание работы на 2014г - 2018г....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1039172-1570977754.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/13/picture-1039172-1570977754.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1174996-1571741372.jpg)
План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» Ахметзяновой Н.Х.
План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»...