ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) по теме

Спирева Наталья Анатольевна

Закрепить умение грамматически правильно строить простое предложение, используя материал темы «Домашние птицы». Учить пересказывать текст знакомой им сказки, используя наглядный, дидактический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_dom_ptitsy.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

(ОНР – II-III уровень, 1-ый год обучения, старшая группа)

Цели: 1. Закрепить умение грамматически правильно строить простое

предложение, используя материал темы «Домашние птицы». Учить пересказывать текст знакомой им сказки, используя наглядный, дидактический материал.

  1. Развивать зрительное, слуховое восприятие и пространственную ориентировку.
  2. Воспитывать положительные эмоции. Побуждать к добрым
    поступкам.

Предварительная работа: закрепление знаний о цвете (синий, зелёный, жёлтый) и величине (большой, маленький). Формирование целостного восприятия- составление целого из частей(работа с разрезными картинками). Чтение сказки «Курочка Ряба».

Оборудование: фигурки домашних птиц, зеркало - «солнышко», карточки разных цветов (жёлтый, синий, зелёный ), картинки с изображением домашних птиц, разрезная картинка с изображением курицы, фигурки героев сказки « Курочка Ряба», карточки с изображением мышек с четырьмя различными положениями хвостов (вверх, вниз, вправо, влево), маленькие и большие плоскостные яйца, большая и маленькая корзины, сюрприз «Солнышко».

Ход занятия

/. Организационный момент.

-        Послушай, внимательно, загадку и попробуй её отгадать.

Золотое яблочко по небу катается, Всем, всем улыбается. А улыбка то лучи Очень-очень горячи! Что это? (Солнышко)

//. Мимическая гимнастика. Формирование носового вдоха и длительного ротового выдоха.

  • Повернись к солнышку. (Ребёнок поворачивается к зеркалу, на котором
    прикреплен контур солнышка. Лицо ребёнка в зеркальном отражении
    получается внутри солнца. На просьбы логопеда, мимикой изображаются
    разные эмоциональные состояния.)
  • Солнышко доброе, весёлое, радостное! Покажи радостное солнышко.
  • Но солнышко бывает грустным, когда на небе появляются тучки. Покажи грустное солнышко.
  • А когда идёт дождик, солнце сердится. Покажи сердитое солнышко.
  • Солнышко просит ветер разогнать тучи. Давай покажем как ветер тучи
    разгоняет. (Упражнение выполняется 3 раза.)
  • Ветер разгонит тучи, и на небе снова появляется весёлое и радостное
    солнышко. Покажи радостное солнышко.

///. Отработка модели (Кто это?). Развитие звуковой культуры речи.

  • А когда светит яркое солнышко, и дует лёгкий ветерок, по птичьему двору
    любят гулять домашние птицы. Давай, посмотрим кто гуляет по птичьему
    двору. (Логопед показывает картинки с изображением домашних птиц.)
  • Кто это? (Это гусь.)
  • Как гусь гогочет? (Га-га-га!)
  • Кто это? (Это утка.)
  • Кто это? (Это утёнок.)
  • Как утка с утёнком крякают? (Кря-кря-кря!)
  • Кто это? (Это петух.)

-Как петух кукарекает? (Ку-ка-ре-ку!)

  • Кто это? (Это цыплёнок.)
  • Как цыплёнок пищит? (Пи-пи-пи!)
  • А здесь непонятно кто. Собери картинку и скажи кто это? (Ребёнок
    собирает разрезную картинку из 4-х частей. Отвечает: «Это курица.»)
    IV. Пересказ сказки «Курочка Ряба».
  • Молодец! Это курочка. Курочка Ряба. А, давай, вспомним сказку про
    курочку Рябу.

Логопед, используя фигурки героев, рассказывает сказку, ребёнок повторяет слова «дед», «баба», звукоподражания: «ко-ко» «пи-пи», «тук-тук», (так дед и баба пытаются разбить яйцо.), «бух» (упало и разбилось яичко), «о-о» (так дед и баба плачут; дед плачет низким голосом, баба — высоким.). В ходе рассказывания логопед побуждает ребёнка повторять сходные по структуре предложения: «Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила», а также ритмизированные и эмоционально насыщенные словосочетания и предложения: «не простое, а золотое», «не золотое, а простое», «мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось».

Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко -не простое, а золотое. Дед бил, бил -Не разбил. Баба била, била -Не разбила. Мышка бежала, Хвостиком вильнула: Яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут; Курочка кудахчет: - Не плачь дед, не плачь баба. Я снесу вам яичко другое. Не золотое, а простое.

- Сейчас, попробуй сам (а) рассказать сказку про курочку Рябу, а я помогу. (Ребёнок, используя звукоподражания, фигурки героев сказки, рассказывает).

-        Молодец!

V.        Артикуляционная гимнастика.

-        Посмотри на карточки и покажи язычком, как мышка хвостиком виляла.
Высунь язычок в ту сторону, в которую направлен мышкин хвост.
(«Качели», «Часики». Упражнения выполняются 3-5 раз)

VI.        Работа по закреплению знаний о величине.
Развитие мелкой моторики.

-        Курочка так хотела порадовать деда с бабой, что снесла не одно простое
яйцо, а много. Посмотри сколько! Яйца разные: большие и маленькие.
Помоги бабушке разобрать их. Большие положи в большую корзинку, а
маленькие в маленькую.(Ребёнок садится за стол.)

  • Это какая корзинка? (Это большая корзинка.)
  • Это какая корзинка? (Это маленькая корзинка)
  • Это какое яйцо? (Это большое яйцо.)
  • В какую корзинку его положишь? (В большую.)
  • Это какое яйцо? (Это маленькое яйцо.)
  • В какую корзинку его положишь? (В маленькую.)
    Ребёнок раскладывает все яйца по корзинкам.
  • Молодец! Помог (ла) бабушке!

VII.        Закрепление модели (Кто это?)

  • Пойдём, посмотрим, кто у бабушки с дедушкой ещё на птичьем дворе
    живёт? (Подходят к коллажу «Птичий двор», ребёнок рассматривает фигурки
    птиц.)
  • Кто это? (Это гусь.)
  • Кто это? (Это гусёнок.)
  • Кто это? (Это утка.)
  • Кто это? (Это утята.)
  • Кто это? (Это петух.)
  • Кто это? (Это курочка.)
  • Кто это? (Это цыплята.)

VIII.        Работа по закреплению модели (Что делает?). Повторение
названий цветов (зелёный, синий, жёлтый).

Логопед производит руками имитацию действий, спрашивает:

  • Что делает петух? (Петух клюёт зёрнышки.)
  • Что делает гусь? (Гусь щиплет травку.)
  • Покажи карточку такого же цвета, как травка. (Ребёнок показывает.)
  • Это какой цвет? (Это зелёный цвет.)
  • Что делает утка? (Утка плавает.)
  • Утка плавает по воде. Посмотри на воду и покажи карточку такого же
    цвета. (Показывает.)
  • Это какой цвет? (Это синий цвет.)
  • А цыплята очень любят играть, когда светит яркое солнышко. Посмотри на
    солнышко и покажи карточку такого же цвета. (Показывает.)
  • Это какой цвет? (Это жёлтый цвет.)
  • IX. Итог.
  • Ты, сегодня, молодец! Столько заданий выполнил (а), бабушке помог (ла),
    сказку сам (а) рассказал (а). Про кого была сказка? ( Про деда, бабу, мышку,
    курочку Рябу.)
  • Что сделала курочка Ряба? (Снесла яичко.)
  • А кто его разбил? (Мышка разбила.)
  • Как мышка разбила яичко? (Хвостиком вильнула, яичко и разбилось.)
  • Молодец! Всё запомнил (а). Вот тебе на память фотография солнышка,
    смотри на неё и улыбайся! Пусть у тебя всегда будет весёлое, радостное
    настроение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный  прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении ле...

Конспект лексико-грамматического занятия по теме "Домашние животные и их детеныши".

Данный конспект содержит игры и упражнения по теме "Домашние животные и их детеныши"...

ФРОНТАЛЬНОЕ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Формировать умение грамматически правильно строить простое предложение, используя лексический материал темы «Домашние птицы»....

Конспект и презентация к занятию по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные»

Конспект и презентация к занятию по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями р...

Лексико-грамматическое занятие по теме "Зимующие птицы"

Лексико-грамматическое занятие для детей подготовительной группы по теме "Зимующие птицы"...