Конспект лексико-грамматического занятия по теме "Домашние животные и их детеныши".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Щепило Елена Митрофановна

Данный конспект содержит игры и упражнения по теме "Домашние животные и их детеныши"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_domashnie_zhivotnye.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад компенсирующего вида №724

Конспект лексико-грамматического занятия

Тема: Домашние животные и их детеныши.

                                                                             Разработала  и провела

                                                                             учитель-логопед Щепило Е.М.        

Цель: формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • совершенствование навыков словообразования и словоизменения;
  • уточнение и расширение лексического запаса по теме «Домашние животные»;
  • стимулирование  речевой активности детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие монологической  речи, зрительного восприятия, слухового внимания, памяти.

 Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества на занятии, умения слушать своих товарищей, бережного отношение к окружающему нас миру.

Оборудование:

Демонстрационный материал.

  • Схема составления рассказа-описания «Домашние животные».

Раздаточный материал:

  • Картинки с изображением домашних животных.

 ЭОР:

  • Глазная гимнастика. Проект ПервоЛого «Проследи за Черепашкой глазками»;
  • Физкультминутка. «Забавные животные»;
  • Презентация «Домашние животные».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Послушайте внимательно загадки.

Кто имеет пятачок, 
Не зажатый в кулачок? 
На ногах его копытца. 
Ест и пьёт он из корытца. 

Выгоняли рога 
Погулять на луга. 
И рога вечерком 
Прибрели с молочком. 

Этот зверь живёт лишь дома. 
С этим зверем все знакомы. 
У него усы, как спицы. 
Он, мурлыча, песнь поёт. 
Только мышь его боится… 
Угадали? Это — ... 

Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос.
Кто же это?
Рыжий... 

Логопед: Как вы думаете, о ком мы будем говорить сегодня? Правильно. Мы будем говорить о домашних животных. Сегодня мы побываем с вами в деревне.

(Презентация «Домашние животные» слайд 2)

Логопед:  Кого вы видите? Назовите всех домашних животных ласково.

Я вижу лошадку.

Я вижу коровку.

Я вижу кошечку и т.д.

Задание 1. «Назови маму, папу и детеныша».

(Презентация «Домашние животные» слайд 3-9)

Логопед:  Давайте погуляем в поле и  посмотрим, какие животные там пасутся. Назовите маму, папу и детеныша. Кто пасется в поле?

В поле пасется корова с теленком. У теленка мама корова, а папа-бык.

Задание 2. «Кого позвала мама? Как подают голос взрослые домашние  животные?»

(Презентация «Домашние животные» слайд10)

Логопед:  Часто детеныши собираются в «детском загоне», чтобы поиграть друг с другом. А вечером за ними приходят их мамы. Попробуйте догадаться, кого позвала мама? И ответьте на вопрос, как подают голос взрослые домашние животные?

Это мычит корова. Она позвала теленка.

Задание 3. «Составь предложение по схеме» 

Логопед:  Вы уже знаете, что человек заботится о своих домашних животных. Он  ухаживает за ними, кормит их, заботится о детенышах, строит для них жилища. Скажите, чем кормит человек  животных, и что они  любят есть. Составьте предложение по схеме.

(Презентация «Домашние животные» слайд 11-12)

Корову кормят травой и сеном. Корова любит  траву.

Свинью кормят желудями. Свинья любит желуди.

Кошку кормят молоком. Кошка любит молоко.

Физкультминутка. «Забавные животные»

Задание 4.

Логопед:  Человек заботится о домашних животных, а они приносят ему пользу. Расскажи кратко, какую пользу приносит каждое домашнее животное?

Корова дает человеку молоко, мясо и шкуру. Лошадь перевозит грузы и людей. Овца дает молоко, мясо и шерсть. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом, ходит с человеком на охоту. Осел перевозит грузы и людей. Коза дает молоко, козий пух. Свинья дает человеку мясо, сало, щетину и шкуру.

(Презентация «Домашние животные» слайд 13)

Задание 5. «Где спрятались домашние животные?»

Логопед:  Пока мы с вами разговаривал, некоторые животные убежали и спрятались.

(Презентация «Домашние животные» слайд 14)

Логопед:  Попробуйте отыскать их.

Корова спряталась за домиком.

Логопед:  Откуда выглядывает корова? Как вы догадались, что за домиком спряталась именно корова?

Корова выглядывает из-за домика. Из-за домика видны коровья морда, коровий хвост и коровьи рога.

За кустом спряталась коза. Она выглядывает из-за куста. Видны козьи рога, козья морда.

За высокой травой спряталась собака. Из-за травы видны собачья морда и собачий хвост.

Глазная гимнастика. Проект ПервоЛого «Проследи за Черепашкой глазками».

Задание 6. «Кого не стало»

(Презентация «Домашние животные» слайд 15-20)

Логопед:   Вы очень хорошо искали животных, а теперь давайте поиграем. Посмотрите внимательно на картинку. Запомните животных, нарисованных на ней. Закройте глаза. Теперь можете открыть глаза. Скажите, кого не хватает на картинке?

На картинке не хватает козы.

На картинке не хватает осла.

На картинке не хватает собаки.

Задание 7. «Составь рассказ о домашнем животном»

Логопед:  Вы были очень внимательны и хорошо играли. А теперь вы можете выбрать любое домашнее животное и рассказать о нем, не называя его. В составлении рассказа вам поможет схема.

Ребенок составляет рассказ-описание животного по схеме. Остальные дети угадывают, о каком животном идет речь. В случае, если животное угадано верно, ребенок получает открытку с изображением данного животного в подарок.

Итог.

Логопед: Ребята, что нового мы узнали сегодня? Чем мы занимались? Во что играли? Вспомните и назовите.

Дети: …

Логопед:  На этом наше занятие закончено. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...

Конспект лексико-грамматического занятия на логопункте в подготовительной группе. Тема: «Домашние животные».

Конспект лексико-грамматического занятия на логопункте в подготовительной  группе. Тема: «Домашние животные».Цели:Коррекционно-образовательные:- уточнять и расширять активный сло...

Конспект и презентация к занятию по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные»

Конспект и презентация к занятию по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные» в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями р...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...

конспект лексико-грамматического логопедического занятия по теме " Мебель"

Лексическая тема: «Мебель».Цель:Расширять представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.Задачи:1. Совершенствовать навыки словообразования, через называние предмет...