Лексико-грамматическое занятие по теме "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Григорьева Екатерина Николаевна

Лексико-грамматическое занятие для детей подготовительной группы по теме "Зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Лексико-грамматическое занятие для детей подготовительной группы

«Зимующие птицы».

Подготовила: учитель-логопед Григорьева Е.Н.

Задачи:

Закрепить знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы;

Закрепить:

  • умение образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах;
  • согласовывать существительные с числительным от 1 до 5,
  • существительные в творительном падеже,
  • образовывать сложные прилагательные,
  • подбирать эпитеты к словам.

Развивать общую моторику, координацию речи с движением, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление.

Развивать чувство ритма, слухового внимания, музыкальной памяти.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Аудиозапись «Голоса птиц», м/м презентация «Зимующие птицы», панно из ковролина, плоскостные изображения птиц и корма для них (на липкой ленте), кубик с цифрами и изображениями птиц, плоскостные фигуры для моделирования, мяч, бельевые прищепки трех цветов (красный, синий, зеленый), картинки с изображениями птиц, простые карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.

— Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).

— Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).

— Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)

— Ребята, посмотрите, ко мне прилетел «волшебный снежок» и он нас приглашает совершить прогулку по зимнему лесу.

Звучит музыка: звуки зимы.

(Переход к основной части занятия).

Звучит отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь».

2. Основная часть:

Логопед (под музыку зачитывает стихотворение).

Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

— Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют.)

— Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.)

— Ребята, я вижу здесь птиц (показывает предметные картинки с изображением зимующих птиц на мольберте), значит, не все птички улетели. 

— Ребята, почему эти птицы не поют в лесу? (Они улетели.)

— А куда они улетели? (Поближе к человеку.)

— А зачем? (Человек их подкармливает.)

— Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это, какие птицы? (Зимующие.)

  • если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)
  • если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая)
  • если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)
  • если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая)
  • если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая)

-Ребята,а чем можно покормить птиц зимой?Что можно положить в кормушку?

2.Игра «У кормушки».

- Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите

(Дети соединяют изображение птицы и корма. Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)

3.  Д/ и «Весёлый счёт»

— Ребята, с нами остались зимовать много птиц. Давайте, вместе их посчитаем.(Дети считают птиц)

1,2,…5 ( синица, воробей, сорока, ворона, дятел )

Логопедг: (обращая внимание на мольберт)

— Ребята, давайте посмотрим, не улетели наши птички? Нет, здесь. Тогда мы с вами поиграем в игру:

4.Д/и «Один – много». (Игра проводится с «волшебным снежком»)

Ворона – много ворон,

Сорока – много сорок,

Синица – много синиц,

Дятел – много дятлов,

Воробей – много воробьёв.

Голубь - много голубей

Снегирь - много снегирей

Клёст - много клёстов

Свиристель - много свиристелей

Поползень -много поползней.

5. Выполнение звуко- буквенного анализа слов.

- Давайте выполним звуковой анализ слова «совы» с помощью разноцветных прищепок. Сложите схему (Выполняют и комментируют действие). Запишите слово буквами.

— Ой, а снежок наш как сверкает! Недаром он волшебный. Ребята, хотите, я превращу вас всех в снегирей (ответ детей).

(Логопед произносит заклинание: — «Вокруг себя раз повернись, в снегиря ты превратись».)

6.Логоритмическое упражнение «Снегири».

Дети выполняют импровизированные движения соответственно тексту.

 Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири,

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке,

Головой вертят, улететь хотят.

Кыш-кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

(После проведения упражнения педагог произносит «обратное заклинание»: — «Вокруг себя раз повернись и в ребёнка превратись»).

7.Игра «Веселый воробей».

(Употребление предложно-падежных конструкций).

На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.

Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. (Воробей сел на крышу дома. Воробей улетел с крыши. Воробей залетел за дом. Воробей вылетел из-за дома.)

8. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»

(Образование притяжательных прилагательных.)

- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

  • Голова совы (совиная голова)
  • Клюв вороны (вороний клюв)
  • Крылья снегиря (снегириные крылья)
  • Хвост воробья (воробьиный хвост)
  • Глаза голубя (голубиные глаза)
  • Перья воробья
  • Хвост сороки - сорочий
  • Голова орла- орлиная голова

 9. Речевая игра «Скажи наоборот».

  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички — желтая
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей — улетел из лесу
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?

10. Речевое упражнение «Назови ласково»

  • Птица – птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло — … (крылышко)
  • Хвост — …(хвостик)
  • Клюв — …(клювик)
  • Синица — …(синичка)
  • Птенец — …(птенчик)
  • Воробей — …(воробышек)
  • Ворона — … (воронушка)
  • Голубь — … (голубок)

Итог занятия.

— Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили. Что вам понравилось?

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный  прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении ле...

Формирование лексико-грамматических представлений по теме "Зимующие птицы"

Материал представлен в виде презентации для закрепления лексико-грамматических представлений по теме "Зимующие птицы" и удобен для занятий с детьми дома по заданию логопеда....

План-конспект совместной деятельности педагога и детей старшей группы компенсирующей направленности (общее недоразвитие речи) по формированию лексико-грамматических средств языка Тема: «Зимующие птицы» («Предлог НА»)

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по теме "Зимующие птицы" ("Предлог НА"), разработа для детей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности....

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий на тему: «Перелетные птицы» (второй год обучения)

конспект занятия будет полезен логопедам и воспитателям, позволит рассказать детям о перелетных птицах и формированию лексико - грамматического строя по этой теме....

Лексико-грамматический материал по теме : " Зимующие птицы" в схемах и таблицах

способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее наглядным и компактным....

Лексико-грамматический материал по теме : " Перелетные птицы" в схемах и таблицах

Представленный материал имеет вид схем и таблиц, что способствует прочности запоминания, дает возможность использовать таблицы как справочный материал для логопедической практики и является наиболее н...

Логопедическое занятие "Возвращение на Родину" направленное на формирование лексико-грамматических категорий по теме "Перелётные птицы" для старших дошколят с ЗПР и ТНР.

На моём занятии формируются лексико-грамматические представления по теме "Перелётные птицы", но чтобы занятие было динамичным и весёлым, а также запоминающимся я использовала игры с различно...