Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий на тему: «Перелетные птицы» (второй год обучения)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ягодова Алеся Сергеевна

конспект занятия будет полезен логопедам и воспитателям, позволит рассказать детям о перелетных птицах и формированию лексико - грамматического строя по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_pereletnye_ptitsy.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД  по развитию лексико-грамматических категорий

на тему: «Перелетные птицы» (второй год обучения)

Цели: - познакомить детей с перелетными птицами, повторить строение птиц, внешние признаки; уточнить понятия «перелетные».

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сложные прилагательные, приставочные глаголы, согласовывать числительные с существительными, подбор слов-антонимов.

- воспитывать интерес к жизни перелетных птиц, желание наблюдать за изменениями, происходящими в природе весной.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Ход занятия:

Логопед:

Ребята к нам сегодня в гости пришел Незнайка, он просит нас рассказать о том, что происходит с птицами. Поможем ему дети. Ребята, скажите, какое время года у нас на улице. (осень).

Мы сегодня оправимся в парк, помогайте мне.

Упражнение «Осень»

Дождик, дождик Целый день (Дети хлопают в ладоши)

Барабанит в стекла. (Дети хлопают по коленкам)

Вся земля, Вся земля

От воды размокла (Дети топают на месте)

Нарядили ножки в новые сапожки (Дети «надевают сапожки на ноги») 

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке (Дети ходят на месте)

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, (Дети высоко поднимают колени)

В грязь не заходите, сапожки не рвите (Дети перешагивают через лужи) 

Логопед: - Ребята, вот мы и пришли с вами в парк.

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания и голоса.

Слышите, как ветер в парке запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)

А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)

А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Ветер в парке стал стихать: з-з-з-з-з.  

Логопед: Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают,улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Логопед: Дети про кого  стихотворение (про птиц)

Логопед: В природе существует большое  разнообразии птиц. 

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. 

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. 

 Логопед: - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)  Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину. (Ласточка )

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту. (Аист)  

2. Рассказ логопеда

Логопед называет каждую птицу, описывая ее по следующему плану:

Как называется птица?

Какая птица по размеру?

Какие перья?

Какой хвост?

Чем питается?

ЛАСТОЧКА — по величине меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. У ласточки слабый клюв, широкий рот. Голос негромкий. Большую часть времени ласточка проводит в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых.

СКВОРЕЦ — голова, шея, крылья, хвост черные с фиолето¬вым отливом. Клюв у скворца мощный. На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми.

ГРАЧ — птица крупных размеров, с большими сильными но¬гами и несколько изогнутым книзу клювом. Черное оперенье. Пи¬тается животной и растительной пищей. Истребляет вредных насе¬комых.

ЧИЖ — одна из маленьких перелетных птиц. У чижа зеленовато-желтое оперенье. На голове черная шапочка. Хвост и клюв ко¬роткие. Питается семенами березы и ольхи и различными насекомыми.

АИСТ — одна из крупных перелетных птиц. Перья белого цвета. Крылья с черными полосками. Клюв — длинный, острый, креп-1 кий. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост короткий. Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.

ЛЕБЕДЬ — гордая, грациозная, красивая птица средних размеров. Лебедь может быть черного и белого цвета. У лебедя длинная изогнутая шея. Клюв плоский и сильный. На красных лапа перепонки. Живет лебедь на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками.

Логопед: - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? (Перелетные и зимующие).
- Назовите перелетных птиц? (Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок).

Логопед:  Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью? 

( Потому что становится холодно, нечего кушать.) 

Логопед: Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни. 

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. А каких насекомоядных птиц вы знаете?  (Делают предположения) 

Логопед:  Как их отличить? Знаете? По клюву он прямой, удлинённый или заострённый, чтобы удобнее было ловить насекомых. Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка. 

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. 

Кто-нибудь из вас видел такую птичку? Можно её назвать перелётной? ( Да. Можно ) 

Логопед: Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика. Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. Рассмотрите картинки и сравните с трясогузкой. 

Почему у гуся на лапках перепонки, а у трясогузки их нет? (Чтобы быстро плавать и держаться на воде.)

Логопед: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой: журавли, гуси, лебеди летят клином, цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?  (В тёплые страны, на юг)

 Пальчиковая гимнастика.

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Полетел скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

А весной все прилетели,

Песни звонкие запели!

Упражнение «Отгадай и присядь»

 Логопед: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач,  скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Логопед: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Логопед: А  теперь пусть наши глазки отдохнут

Зрительная гимнастика «Птичка»

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела

Птичка вверх полетела и на веточку села.

Птичка посидела и вниз полетела. Дети вправо посмотрели

Дети влево посмотрели

Дети смотрят вверх

Дети смотрят вниз

Логопед: А теперь поиграем в игру:  «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … (насекомые прячутся и им нечем питаться).
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …(он достает жучков и насекомых из-под коры).
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …(она не вьет себе гнезда).
Все люди любят слушать соловья, потому что …(он красиво поет, заливается). и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).

Логопед: Птицы улетают не по одному а, стаей, в стае большое количество птиц, давайте мы назовем их в большом  количестве. «Один – много»

он  грач –          они грачи  -          много грачей

он  стриж –     они …        -          много …

он  аист –         они …       -          много …

он скворец –      они …       -          много …

он  журавль –   они …       -          много  …

он соловей –      они …       -          много  …

она ласточка – они  …     -          много  …

она кукушка –   они  …     -          много  …

Игра «Сосчитай»

— Дети, к вам прилетели перелетные птицы (картинки лежат на столах), сосчитайте, сколько их? (Два чижа, пять ласточек и т.д.) 

Логопед: Ребята все птицы разные по величине, значит и части тела у них тоже разные, давайте превратим большую птицу в маленькую

 «Назови ласково»

птенец – птенчик

перо – …

голова – …

шея – …

крыло – …

клюв – …

Образование сложных прилагательных.

Например: короткий хвост — короткохвостая утка;  острый клюв — ... , черное крыло — ...,   красные лапы — ... , тонкие лапы — ... , длинные лапы — ... и т.д. 

Логопед: А теперь проверим, как вы запомнили перелетных птиц.

 «Кто лишний и почему?»

Ласточка, кукушка, попугай, соловей

Журавль, аист, цапля, курица

Игра «Кто где живет» (по картинке)

Выставляется картинка, логопед предлагает детям посмотреть на картинку, а затем расположить птиц по словесной инструкции на ней (на болото, за куст, в скворечник, около воды, под деревом и т.д.).

Составление предложений Образование приставочных глаголов.
Например: Птичка с веточки (что сделала?) слетела. Птичка к дереву (что сделала?) подлетела. Птичка с ветки на ветку (что сделала?) перелетела. И т.д. Приставочные глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела и т.д. 

Итог занятия:

 Логопед: Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
О каких новых перелетных птицах вы узнали?
Что интересного мы узнали о трясогузке?
Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
   Какое упражнение понравилось? Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей старшей группы «Зимующие птицы».

Конспект по развитию лексико- грамматических категорий речи детей сиаршей группы «Зимующие птицы».ЦЕЛЬ: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.ЗАДАЧИ:Расширение словаря существительн...

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий на тему "Семья" для подготовительной группы...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

Представлен полный  конспект  занятия с ипользованием мнемотехники, сенсорно-ориетированных и игровых технологий, используемых для детей с ОВЗ...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка на тему: «Зимующие птицы»...

Конспект по развитию лексико - грамматических категорий в старшей группе на тему «Мебель».

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи....

Конспект по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе на тему «Весна»

Цель: расширять словарный запас по данной лексической теме....