Использование зрительных гимнастик на логопедических занятиях со слабовидящими детьми.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рахматулина Марина Шамильевна

Рекомендации для учителя- логопеда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование зрительных гимнастик на                           логопедических занятиях со слабовидящими детьми.

Восстановлению зрительной работоспособности способствуют  некоторые виды зрительных гимнастик. Данный вид деятельности является неотъемлемой частью в работе  учителя- логопеда с детьми с нарушениями зрения. Вот несколько вариантов проведения зрительных гимнастик в непосредственно- образовательной деятельности специалиста специализированного учреждения:

              1. Гимнастика без использования наглядности

а) поморгать быстро глазами (15 сек)

б) подвигать глазами влево- вправо (дать зрительный ориентир), вверх- вниз  (2-3 раза)

в) подвигать глазами по часовой стрелке, против часовой стрелке (2-3 раза)

2. Гимнастика с использованием предметов (демонстрационно)

Предмет находится у педагога. ( это может быть бабочка, медведь, солнышко, цветные круги)  Использовать следует предметы яркие: зелёных, красных, оранжевых цветов, которые рекомендуются по зрительной нагрузке. Предмет не должен сливаться с одеждой педагога и окружающей обстановкой. Демонстрируется чуть выше глаз впередисидящих детей.

Учитывая размер помещения, лучше делать по рядам. Дети с низкой остротой зрения- ближе к педагогу.                       (Дети следят глазами за предметом влево- вправо, вверх- вниз, по кругу).

3. Гимнастика с использованием картинок на ковролине (доске).

Изображения могут быть цветные, силуэтные. В зависимости от цвета ковролина и доски, добиваясь контрастности при демонстрации, силуэты должны быть либо тёмные, либо белые.

Инструкция педагога: «Следите глазами за огоньком и называйте предметы, на которые он показывает».

Проговаривание даёт возможность проконтролировать: действительно ли ребёнок выполняет движения глазами.

4. Гимнастика с использованием раздаточного материала.

Каждому ребёнку предлагается маленькая игрушка. Лучше её надеть на палец.

Сначала следует вытянуть руку вперёд. Затем нужно смотреть только на игрушку, не поворачивая головы. Движения те же (вверх- вниз, влево- вправо, по кругу), (3р.- вверх- вниз, 3- влево- вправо, 2р. –по часовой стрелке, 2р.- против часовой стрелке).

Или: 3-5 сек. смотреть на игрушку, на палец вытянутой правой руки. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 сек., а правую руку в это время сгибать и разгибать. То же самое выполняем, закрывая правой рукой правый глаз.

5. Гимнастика с использованием воздушного пространства.

Это могут быть и объёмные геометрические формы, игрушки и плоскостные изображения. Эти изображения могут быть представлены в разных геометрических формах, в контурах геометрических форм разной модальности и величины. Как правило, висят в ряд на разной высоте.

Инструкция педагога: «Покажи лазерной указкой тот или иной предмет; переведи огонёк на другой предмет; переведи огонёк на предмет, висящий выше всех (ниже всех). Какой предмет между… Какой лишний…?»

6.   «Метка на стекле» 

Данный вид зрительной гимнастики может восприниматься как динамическая пауза. Дети должны стоять на расстоянии 30-35 см от окна. На стекле педагог приклеивает круг красного цвета диаметром 3-5 мм. Детям рекомендуется посмотреть на метку 2-3 сек. ( под счёт до 3-х), а затем- вдаль, выбрав предварительно на уровне метки какой- либо объект. Упражнение выполняется 2-3 сек.  и повторяется 10-15 раз.

Самое главное условие всех зрительных гимнастик- это фиксация головы!

Очень целесообразным в работе со слабовидящими детьми считается использование лазерной указки. Простые же указки должны быть  с цветным наконечником (это может быть цветная изолента, лак для ногтей). Использование представленных видов зрительных гимнастик рекомендуется для детей с нарушением зрения, но также данный вид деятельности  полезен и  для нормальновидящих ребят. Сочетание зрительной гимнастики и логопедической коррекции даёт видимую положительную динамику в работе со слабовидящими детьми.

        Список литературы:

1.      Степанова О. С. Журнал «Физическое воспитание детей в детском саду и начальной школе» №8, 2007, с. 31.;

 

2.      Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2004, с. 52.;

 

3.      Чевычелова Е. А.  Зрительная гимнастика для детей  2-7 лет.- Волгоград: Учитель, 2012. - 123 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми с нарушением зрения

Материал об  использовании зрительных тренажеров в работе с детьми, имеющими нарушения зрения...

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Обязательным компонентом коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначе¬ние: - она обеспечивает...

Использование зрительной гимнастики в работе с детьми.

Презентация была подготовлена к круглому столу "Здоровьесберегающие технологии на занятиях для детей с ОВЗ"1 слайд2-3 слайдЗрение - основной источник знаний о внешнем мире,поэтому глаза ребё...

Консультация учителя-логопеда для родителей."Зрительная гимнастика на логопедических занятиях"

Уважаемые родители!!Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у ...

Мастер-класс для воспитателей старших и подготовительных групп: «Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях» (для детей с нарушениями речи)

Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.Приоритетным направлением нашего детского сада является оздоровление детей. Наши воспитанники имеют различные нарушения опорно-двигательного ...

Использование фитбол-гимнастики на логопедических занятиях.

Актуальность  обусловлена потребностью современного общества в новых подходах к подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Применение фитбол-гимнастики позволяет сделать процесс об...