Ребёнок в XXI веке: человек познающий и играющий. Проектная деятельность в детском саду
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Балашова Галина Владимировна

Цель данной статьи – поделиться с коллегами-педагогами опытом работы, направленной на  всестороннее развитие детей с речевыми нарушениями, через театрализованную и познавательную деятельность. Главная задача статьи – повысить престиж профессий учителя-логопеда, педагога-психолога. В статье описаны шаги по реализации проекта, который состоял из двух частей: творческой и познавательной. Творческий коллектив педагогов и старших дошкольников создал сказочную историю, герои которой ничего не боятся, преодолевают трудности и стремятся познавать новое! Познавательно-творческий проект, подготовленный учителем–логопедом, педагогом-психологом и музыкальным руководителем детского сада, интересен тем, что в ходе его реализации был снят фильм «Приключения любознательного гнома».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребёнок в XXI веке: человек познающий и играющий.

Проектная деятельность в детском саду.

Балашова Г. В., учитель-логопед ГБОУ СОШ № 285 им. Молодцова,

структурное подразделение № 4, г. Москва.

Галушко Е.Ю., воспитатель ГБОУ СОШ № 285 им. Молодцова,

структурное подразделение № 4, г. Москва.

Савиных Ольга Сергеевна, музыкальный руководитель ГБОУ д/с 2588, г. Москва.

 

«Подвигая учащихся к истинным знаниям, добрым нравам ...,

 можно помочь им научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».

Коменский Я.С.

 Великая дидактика// Педагогическое наследие. М: Педагогика,

1989, с.11-12.

Список ключевых слов. В силу разных причин члены семьи  не всегда могут найти ответы на  вопросы наших «почемучек». Источником получения новых знаний для них является, в основном, непосредственная образовательная деятельность. Исследовательско-творческий проект. Для многих педагогов, идущих в ногу со временем, эти слова знакомы, стали привычными. Суть их состоит в том, что мы реализуем свои креативный потенциал и помогаем эмоционально раскрыться нашим воспитанникам. Развивая сюжетную линию, описывая поступки персонажей в борьбе за обладание волшебным предметом, участники проекта совместными усилиями разрешают конфликт в пользу добра, познания нового.

Краткая аннотация.

Цель данной статьи – поделиться с коллегами-педагогами опытом работы, направленной на  всестороннее развитие детей с речевыми нарушениями, через театрализованную и познавательную деятельность. Главная задача статьи – повысить престиж профессий учителя-логопеда, педагога-психолога. В статье описаны шаги по реализации проекта, который состоял из двух частей: творческой и познавательной. Творческий коллектив педагогов и старших дошкольников создал сказочную историю, герои которой ничего не боятся, преодолевают трудности и стремятся познавать новое! Познавательно-творческий проект, подготовленный учителем–логопедом, педагогом-психологом и музыкальным руководителем детского сада, интересен тем, что в ходе его реализации был снят фильм «Приключения любознательного гнома».

«Исследовательско-творческий проект» – для многих педагогов, идущих в ногу со временем, эти слова знакомы, и кажутся новейшим открытием. Суть их состоит в том, что мы реализуем свой креативный потенциал и помогаем эмоционально раскрыться нашим воспитанникам в ходе совместной деятельности. Не кажется ли вам, дорогие коллеги, что слово «проект» -  технический термин. Моя бабушка была учителем в сельской школе и занималась со своими учениками внеклассной работой по самым разным направлениям. Одни школьники собирали вырезки из газет и журналов о героях Великой Отечественной войны, другие собирали гербарии. Я в школьные годы занималась в театральном кружке, который вела наш любимый классный руководитель и преподаватель словесности. Став учителем литературы, уже сама вела факультатив «Занимательный русский язык» для школьников, ставила спектакли со школьниками. Разве это не доказывает, что педагогика сотрудничества, индивидуальный подход к воспитанию существуют давно, только назывались по-другому!

 Методологической основой проектной деятельности в педагогике являются работы Веракса Н.Е. и Веракса А.Н. [1 ], Морозовой Л.Д. [8 ]. Ознакомлению дошкольников с неживой природой посвящены  книги Николаевой С.Н. [9, 10 ]. Вопросы использования теории решения изобретательских задач для развития речи старших дошкольников (ТРИЗ) и  применения типовых приёмов фантазирования (ТПФ) мы изучали по работам Гуткович И.Я. [2 ], Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. [12],  Проппа В.Я.  [11] .

На современном этапе развития дошкольного образования, благодаря научно-техническому прогрессу, наши возможности для реализации творческих идей расширились.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют осуществлять:

•        системный и деятельностный контроль  коррекции нарушений речевого    развития;

•        интерактивность;

•        полисенсорное воздействие;

•        дифференцированный подход к обучению;

•        игровую форму обучения.

Педагогические  технологии,

использованные в ходе осуществления проекта.

        Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Этот метод позволяет ребенку усвоить  абстрактные понятия,  а также, научиться  пересказывать тексты.

Мы рисовали мнемотаблицы  и мнемодорожки для пересказа сказки, заучивания ролей.

        Игровые технологии.

 Использование данных технологий позволяет проводить занятия в нетрадиционной форме, формировать мотивационную сферу, облегчая тем самым решение учебных задач, а также развивать коммуникативные  и рефлексивные навыки, что служит гармонизации личности ребёнка.

Мы изготовили «Сказочные круги» из картона и подручных средств, собрали каталог картинок, необходимый для составления текстов сказок по методу ТРИЗ, сшили куклу, смастерили лебедей в технике оригами.

        Информационно-коммуникативные технологии.

 Мы применяли конструктор картинок, созданный на игровом портале «Мерсибо». Он помогает создавать сказочные сюжеты методом «мозгового штурма». Для совершенствования интонационной окраски речи детей мы использовали компьютерную программу «Игры для Тигры», блок «Фонетика».  Фильм, созданный в ходе проекта, мы разместили  на сайте детского сада (электронный ресурс:  http://youtu.be/MlTetNYCgvk).

О том, как мы  применяли современные методы обучения в работе над проектом, и пойдет речь в данной статье.

Взаимосвязь логопеда и психолога,  логопеда и музыкального руководителя, позволяет лучшим образом решать задачи по преодолению  нарушений звукопроизношения, развивать связную речь, обогащать эмоциональную личностную сферу наших воспитанников, развивать их художественный вкус. Они составили взрослую команду проекта.

Дети подготовительной группы нашего детского учреждения, реализующего общеобразовательные программы,  задают много вопросов о причинах  явлений и их последствиях, что является показателем развивающегося интеллекта дошкольников. В силу разных причин члены семьи  не всегда могут найти ответы на  вопросы наших «почемучек». Источником получения новых знаний для них является, в основном, непосредственная образовательная деятельность познавательного цикла, осуществляемая  воспитателями, а также занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом. Задумав проект, своеобразие которого состоит в интеграции  трех образовательных областей: коммуникация, познание и социализация, мы провели  мониторинг сформированности  уровня коммуникативных навыков воспитанников, их познавательного и социального развития. Диагностика осуществлялась по тестам Головей П.Я [4,  с. 215 - 253, приложение 11.12.1, 11.12.2]. Анализ результатов  показал, что  у некоторых детей подготовительной группы, занимавшихся на логопедическом пункте, есть проблемы в этих образовательных областях. Так например,  у Дианы К. и Ксении Б. отмечался недостаточно высокий уровень речевой коммуникации, познавательный уровень был немного выше среднего.  Арсений Ч. был достаточно  наблюдательным, а умения общаться со взрослыми, со сверстником паре, в небольшой группе детей были сформированы на 60%, что ниже максимальных показателей возрастной нормы.

Нашим кредо при разработке проекта «Почемучка или приключения любознательного гнома» были слова В.А. Сухомлинского, который  писал в своей книге «Сердце отдаю детям»: «Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонёк детской мысли и речи» [13, стр. 15].

Этапы реализации проекта отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Название проекта

 Почемучка или приключения любознательного гнома

Тематическое поле

Наблюдение за природными явлениями, одними и теми же объектами природы (деревьями, птицами, кустами) в разные времена года,  осознание зависимости внешних  изменений от особенностей сезонов, понимание важных механизмов приспособления живой природы к среде обитания (подземная, наземно-воздушная).

Вид проекта

Познавательно-творческий.

Проблемы

- недостаточное умение дошкольников общаться со взрослыми,  контактировать в паре, в небольшой группе детей, обсуждать совместные действия;

- необходимость  развития творческого воображения у некоторых детей;

- выбор путей социализации воспитанников подготовительной группы;

I этап. Определение цели и задач проекта.

Цель: всестороннее развитие детей с речевыми нарушениями, через театрализованную и познавательную деятельность.

Задачи:

- стимулировать интеллектуальное  развитие и познавательную активность старших дошкольников;

- совершенствовать игровые и творческие способности;

- развивать коммуникативные навыки.

II этап. Направления проекта.

1. Творческое.

2. Познавательное.

III этап. Обработка полученной в ходе проектной деятельности продукции, её оформление.

 - оформление  текста сказки иллюстрациями, в котором принимали участие дети подготовительной группы,

 - презентация опыта проведения проекта на сайте детского сада, создание фильма-сказки «Приключения любознательного гнома»

Подготовка  включала в себя выбор методов и приёмов, повышающих познавательную активность дошкольников, обсуждение текста сказочной истории, которая была составлена детьми и учителем-логопедом, организация соответствующей предметно-развивающей среды. Одним из важных моментов был  экспериментально-познавательный раздел проектной деятельности. Для успешной реализации данной части проекта была изучена литература по детскому экспериментированию, отобран развивающий  видеоматериал для занятий с детьми старшего дошкольного возраста.  Заведующая и старшие воспитатели  не только осуществляли руководство проектом, но и оказывали содействие на протяжении всего времени осуществления нашего начинания.

Шаги по реализации проекта.

В творческую часть проекта входили:

1. Подготовка к драматизации.

 Обучение детей умению создавать образ, передавать эмоции персонажа.

2. Психогимнастика.

3. Упражнения на развитие воображения.

4. Работа с пиктограммами.

5. Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.

 К познавательной части проекта мы относили:

1. Знакомство с видеоматериалами для занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Двенадцать месяцев»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

2. Создание видео презентации: «Почему желтеют листья».

3. Наблюдения и опыты.

 Расскажем подробнее о творческих упражнениях.

1 шаг. Подготовка к драматизации.

•        Разбор ситуаций в текстах сказочного содержания, анализ поступков  окружающих и своих собственных.

•        Передача эмоционального состояния героев посредством мимики, пантомимики и жестов. В этом нам помогало разыгрывание этюдов «Заколдованный мальчик», «Вот он какой!» В первом упражнении  просим ребенка представить себе, что он заколдован: не может разговаривать и на все вопросы вынужден отвечать жестами. Указательным пальцем водящий указывает на предметы, а другие дети угадывают, говорят, как они поняли эти жесты. Во втором случае дети без слов описывают предмет с помощью жестов (длинный, тонкий, большой, маленький, квадратный).

•        Игровое упражнение «Сломанный телевизор». Просматриваем мультипликационный фильм, например, «Завистливый гусь» и анализируем его: выделяем сюжетные звенья, осуществляем детальный разбор мимики, поз, жестов персонажей мультфильмов. Сначала просмотр осуществляется  при выключенном звуке. Педагог комментировал действия персонажей, просил дошкольников повторить их. Затем дети смотрели мультфильм ещё раз с включенным звуком и концентрировали  внимание на соответствии слов и невербальных средств (мимики, жестов, пантомимики).

•        Читая и пересказывая историю про маленького гнома Почемучку, педагог подкреплял свои слова соответствующими движениями, мимикой, интонацией, стимулируя  детей  не только копировать своё поведение, но и творчески создавать образ героя сказки. Например, просит показать, как Почемучка испугался дневного света, выбравшись из подземелья; или гноминка умоляет своего друга подождать до весны, прежде чем отправиться в путь.

•        Для совершенствования интонационной окраски речи детей мы использовали детские стихи, насыщенные эмоциональной лексикой, компьютерную программу «Игры для Тигры», блок «Фонетика»;

2 шаг. Психогимнастика.

 Обыгрывание отдельных сюжетных звеньев. Взрослый описывает действие, ощущение – дети воспроизводят поведение людей или животных, отражают эмоции, оречевляют  персонажей.

Даже в самых простых упражнениях, которые мы даём детям на разминке, уже присутствуют элементы, способствующие включению детского внимания  к  пространству фантазии и воображения. Один из вариантов – звучит ритмичная  музыка, взрослый  находится с детьми в кругу (во второй части разминки), организует  игру «Здороваются ручки, здороваются ножки». Руки подняты вверх, кисти  согнуты в запястье и поворачиваются друг к другу как «головы», одна кисть «говорит» другой: «Привет!», и слегка шлёпает её сверху, кисть другой руки - «отвечает» подобным образом. Руки – «подружки» – такое условие. Иногда они ссорятся, в этом случае одна кисть «отворачивается», а другая «просит у неё прощение», если «поссорились серьёзно»- повороты ладоней вниз - вверх под музыку и руки разводятся в разные стороны, тянем правую руку в правую сторону, вытягивая  правую ладонь, затем левую - в левую сторону; когда они «мирятся», то возвращаются с поворотами ладоней вверх-вниз, ручки «играют вместе»  («птички-дельфины», «деревья-кусты», «лепят», «стряпают») и «радуются» - хлопают в ладоши. Для ног – аналогично: «здороваются», слегка наступая на ступню друга, «ноге больно»- сгибаем в коленке, отрываем от пола и потряхиваем, «отворачиваясь» ножка делает максимальный выворот, а когда ножки расходятся в разные стороны – «пятка - носок», педагог говорит: «Ножки соскучились и хотят помириться, возвращаются друг к другу! Радуются!» Ноги вместе - прыжки вверх.

 Обучение азбуке выражения эмоций – пластике, проводится на нескольких занятиях. На них отрабатывались несложные этюды «Ой! Ой! Живот болит!», «Старый гриб», «Страх»,  «Встреча друзей», «Рисунок на снегу» и другие.  Дети в своём воображении проецируют выполненные упражнения на действие (в ситуациях, заданных взрослым).

3 шаг. Упражнения на развитие воображения с использованием ТРИЗ и ТПФ. Ребенок произносит фразу, имеющую определённую эмоциональную окраску: выражающую радость, печаль, восторг. Остальные  участники игры-занятия, используя сказанное в качестве опоры, придумывают историю в задуманном настроении или вспоминают ситуацию из собственного жизненного опыта.

 В игре «Парад волшебников» мы учим детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы. Для неё необходим игровой модуль: круги из плотного картона диаметром 50 и 70 сантиметров, соединённые на одном стержне, вращающиеся друг относительно друга (что позволяет увеличить количество вариантов для упражнений), и часовая стрелка. На большом круге рисуем волшебников травы, огня, времени, царицу улиток и королеву земли. На круге меньшего размера – изображения предметов. Логопед предлагает ребенку раскрутить стрелку, посмотреть на какие рисунки она показывает, и представить волшебное изменение, которое могло бы произойти с этим предметом. Желательно ненавязчиво подсказывать детям ход сказочной истории, если они испытывают затруднения.

         Конструктор картинок, созданный на игровом портале «Мерсибо», помогает создавать сказочные сюжеты методом «мозгового штурма». Педагог, следуя за фантазией детей, выбирает место действия (создаёт фон на экране), размещает положительного и отрицательного героев, волшебные предметы. Затем просит наделить героя характерными чертами. Развивая сюжетную линию, описывая поступки персонажей в борьбе за обладание волшебным предметом, участники проекта совместными усилиями разрешают конфликт в пользу добра.

  Подобные задания в максимальной степени открывают свободу детскому творчеству.

  В ходе «интервью» на тему: «Кем я хочу стать», дошкольник выбирает один из предложенных предметов (кубик, ножницы, блокнот, ноутбук, лопата, расческа, фонендоскоп) и рассказывает: с какой профессией он связывает выбранный атрибут, чем ему нравится эта работа.

    Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

   В результате приобретения новых знаний и навыков на занятиях, участия в театральных сценках и спектаклях, у детей происходит накопление апперцептивной массы, которая, в свою очередь, влияет на характер поведения, отражающего степень психологического здоровья дошкольника.

4 шаг. Работа с пиктограммами.

Для того, чтобы ребенок мог последовательно изложить придуманный сюжет, необходимо научить его пересказывать небольшие литературные произведения с помощью пиктограмм.

 Цепочка изображений-пиктограмм лица, схематично передающих эмоции, позволяет создавать графическую модель эмоционального ряда. Применение метода наглядного моделирования при драматизации, обучении составлению рассказов даёт зрительную опору нашим маленьким артистам. Вместе с детьми мы составляем план придуманной сказки или рассказа, где действия изображаются стрелками, а сами герои – схематичными картинками, которые традиционно используются в мнемотехнике.

5 шаг. Составление рассказов по картине и серии сюжетных картин.

 Искусство расширяет эмоциональный опыт человека. Для понимания ребятам ближе  репродукции картин, где изображены их сверстники, поэтому мы рассматривали «Алёнушку» В. Васнецова, «Детей, бегущих от дождя» К. Маковского. А еще,  использовали прием «оживления картин», когда дети имитируют жест, позу, мимику персонажа, домысливая продолжение сюжета. Для этого лучше выбирать сюжетные изображения, имеющие ярко выраженную социальную и эмоциональную окраску, но соответствующие возрасту дошкольников. Картины подбирались таким образом, чтобы динамика событий была связана с изменением эмоционального состояния персонажей.

Познавательная часть проекта вызвала большой интерес у всех дошкольников.

Дети знакомились с видеоматериалами для занятий со старшими дошкольниками из серии «Двенадцать месяцев», видео презентацией  с музыкальным сопровождением «Почему желтеют листья».

Наблюдать за ростом растений и составом почвы нам помог экологический модуль с прозрачной передней стенкой: сквозь стекло, дети видели корни луковицы в толще земли, камешки. Дошкольники проводили опыты по переходу вещества из одного состояния в другое: таяние снега под воздействием тепла и образование льда после замораживания воды в холодильнике. С помощью глобуса и направленного света настольной лампы  мы воспроизвели смену дня и ночи на разных континентах земного шара.

Итак, проанализировав проведенную работу на заключительном этапе,  приходим к выводу, что

  • интеграция трех образовательных областей: «познавательная», «коммуникативная» и «социализация» позволила детям приобрести новые знания, повысить самооценку, овладеть  инструментами социальной адаптации.

  • Дошкольники научились общению и взаимодействию со сверстниками, как с партнёрами по сценической площадке;
  •  с коллективом, как  носителем общей творческой направленности;
  •  единству, но не единообразию, и,
  •  главное, через освоение драматургического материала в действии – различным моделям конфликтных ситуаций и способам их разрешения.
  • А мы, педагоги,  порадовались, что завершили полезное дело,  нужное детям.

 Жюри Всероссийского конкурса «Лучший специалист 2013/14 учебного года в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», организованного гильдией логопедов и дефектологов «Логомаг»,  за проект о любознательном гноме присудило нам 1 место в номинации «Лучший опыт в инклюзии и интеграции». 

Сценарий фильма – сказки.

«Почемучка или приключения любознательного гнома».

Оборудование. Куклы би – ба - бо; птицы, выполненные в технике оригами;  пейзажи: «Осень», «Зима»,  «Весна»; муляж дома из природных материалов, кукольная мебель, аудиозаписи произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Гноминка Малышка – авторская кукла.

Действующие лица и исполнители.

Автор – педагог.

Ведущая, гном Почемучка, гноминка Малышка – исполняют дети.

Действие первое.

  Видеозаставка приглашает зрителей в мир сказки.

 Подземное царство гномов.

 Звучит музыка. Голос ведущей из-за кадра.

Ведущая. – Давным-давно в маленькой пещерке, которая находилась глубоко под землёй, родился маленький гномик. Дом казался ему уютным и достаточно большим. Мальчик – гном рос быстро, был очень любопытным. Задавал много вопросов и потому, прозвали его Почемучкой. Вскоре малыш познакомился со всеми, кто жил рядом.

 Смена декораций. Комната гнома. Почемучка лежит в постели.

Ведущая. - Однажды утром гномик открыл глаза и подумал.

Гном Почемучка. - А что там, дальше, за потолком. Как же туда попасть?

Ведущая. - Он взял кайло и ударил несколько раз. Посыпался песок и камни. Когда углубление расширилось, Почемучка решил заменить кайло лопатой и начал копать землю.  Он вырыл длинный тоннель, устал и лёг отдохнуть. Почемучке было очень трудно одному, особенно в том месте, где встретилось много глины. Но упорство и огромное желание узнавать новое заставляли гнома продолжать свою работу.

 Смена декораций. Торшер включаем, чтобы имитировать солнечный свет.

Ведущая. - Вдруг земля осыпалась, и гном увидел яркий свет. Почемучка зажмурился, подумал:

 Звучит запись шумов леса.

Гном Почемучка. – Откуда столько света! И почему-то стало легче дышать!

 Автор. - Маленький гном не знал, что чистый воздух наполнил его грудь. Он никогда не видел солнца, потому и был так удивлен. Выбрался гном на поверхность земли и стал осматриваться. Всё вокруг казалось огромным: кусты, деревья, цветы.

Действие второе.

Действие происходит летом на лесной поляне.

 Ведущая. - Неожиданно раздался треск, шум и послышался плач.

Гном Почемучка. – Кому – то нужна помощь!

Ведущая. - Плач доносился из кустов. Наш друг поспешил узнать, что же случилось. Увидел он девочку – гноминку, которая разбили коленку в кровь. А девочка увидела его! От удивления она даже перестала плакать.

Гноминка Малышка. – Кто ты?

Гном Почемучка. – А ты кто?

Гноминка Малышка. - Гноминка Малышка. В нашей семье я самая маленькая.

Ведущая. - Наземные гномы были выше и стройнее жителей подземного царства, вот гном и не догадался, что стоявшая перед ним девочка тоже из семейства гномов.

Гном Почемучка. – Я гном Почемучка. Раньше жил в пещере под землей. А теперь мне понравилось здесь. Хочешь, помогу тебе добраться домой? Где ты живешь?

Гноминка Малышка. - Живу я на дереве. Но сейчас колено побаливает, не могу идти. Давай лучше поговорим.

 Гном Почемучка.  – Хорошо. Скажи, что это так слепит глаза?

Гноминка Малышка - Ты что, впервые видишь солнце? Оно встаёт утром на востоке, весь день освещает землю, а ночью садится на западе. Поэтому утром и днем светло, а ночью темно.

Гном Почемучка.  - Этот зеленый ковер, он живой?

Гноминка Малышка. – Нет. Это трава, она относится к растениям.

Гном Почемучка.   - Откуда же она взялась?

Гноминка Малышка. – Солнце согревает землю, и ростки начинают всходить. Потом их поливают дожди, трава тянется к солнышку ещё быстрее, а корни крепко удерживают растения в земле и питают их. Цветов у вас в подземелье тоже нет?

Ведущая.- Она протянула гномику подснежник. Понюхал Почемучка  цветы, и восхитился. Он подружился с другими гномами и построил себе просторный дом, пахнущий цветами.

 Крупным планом показываем макет дома, выполненный из природного материала.

Ведущая.  -   Однажды гуляли Малышка и Почемучка по лесу.

Гномик спросил:  - Почему так легко дышится в лесу?

Гноминка Малышка. - Трава, деревья и кусты вырабатывают кислород.

Гном Почемучка.   - Теперь я понял: у вас на земле есть вода, теплое солнце, кислород. Без них не было бы жизни на земле.

Ведущая.   -  Тут его что-то испугало.

Гном Почемучка.   - Кто-то идет за мной!

Гноминка Малышка. - Не бойся. Это  тень.

Гном Почемучка.  - А она меня не укусит?

Гноминка Малышка. - Это твой силуэт. Его можно увидеть на стене или на земле, когда на нас попадает свет.

Гном Почемучка.   - А в подземном царстве такого нет.

 Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года», «Лето».

Ведущая. - Он прыгал с одного дерева на другое, с ветки на ветку вместе с гноминкой  Малышкой. Подруга научила его собирать грибы, орехи и даже яблоки.

 Смена декораций. Осенний пейзаж, опавшие листья разбросаны по «земле».

Ведущая. - Дни становились короче. На деревьях листья пожелтели и стали опадать. Будто чья- то невидимая рука подняла их и взметнула вверх. Гному стало страшновато. Он обратился к Малышке с вопросом:

 Гном Почемучка.  - Что происходит?

Ведущая. - Листья пожелтели от того, что солнце светит мало, хлорофил – вещество, которое придает им зеленый цвет, деревья оттягивают в ствол. Пигменты желтого и красного оттенка проявляются сильнее, и мы видим их осенью.

Гном Почемучка. – Так значит, сейчас осень.  

Ведущая. - Ну, конечно, наступила поздняя осень. Ночи стали холодными, выпал первый снег и гноминка рассказала своему другу о новом явлении природы. Почемучка стал ловить снег  на ладошку и снежинка растаяла.

 Гном Почемучка.  - Почему так случилось? Куда она делась?

Гноминка Малышка.  - Это просто! Твоя ладонь теплая, а снег холодный. Вот снежинка и растаяла.

Ведущая.- Гном заслушался, поскользнулся и упал.

Гном Почемучка. - Откуда взялся лед, ведь совсем недавно здесь была лужа?

Ведущая. – Капелька жила в облаке, у неё было много подружек. Когда их стало больше, они образовали тучи, пошел дождь, появились лужи. Потом похолодало, капли воды превратились в льдинки и снежинки.

Гном Почемучка. - Вот это да!

Гноминка Малышка. – Неужели ты и этого никогда не видел?

Гном Почемучка. – Нет. Но очень хотел бы  посмотреть на тучи! Жаль, кроны деревьев закрывают небо.

- Ты пойдешь со мной?

Ведущая. - Улыбнувшись, она согласилась.

Гноминка Малышка. - Да, но только давай дождемся лета, ведь зимой по деревьям лазить трудно, можно сорваться вниз.

Действие третье.

Декорации меняются. Действие продолжается на фоне весеннего пейзажа.

Ведущая. - Прошло много месяцев, гном загрустил. Уж очень долго тянулась зима.

Но вот, наконец, погода изменилась. В первый же солнечный день друзья начали карабкаться по деревьям всё выше и выше. Они преодолели путь за один день и увидели голубое небо, прекрасных лебедей.

Гноминка Малышка. – Я тоже хочу летать как они!

Гном Почемучка. – Может быть, нам помогут эти прекрасные птицы. Давай позовем их, и они нас услышат.

Гноминка Малышка. – Летите к нам.

 Автор. - Птицы опустились на самые толстые сучья. Посадили гномов на свои спины и друзья с радостью парили над лесом. Они ничего не боялись, потому, что верили в свои силы!

Гноминка Малышка. - Какой же ты любознательный!

Гном Почемучка.  - А разве это плохо?

 Гноминка Малышка. - Нет, это замечательно! Дети, задающие множество вопросов, становятся очень умными, когда взрослеют!

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Гуткович И.Я. Приёмы развития творческого воображения в обучении составлению сказок дошкольников. Региональная  научно - прaктичeскaя конференция, Челябинск, 5-6 июня 1998, ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ.

3.        Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. – М.: Альфа, 1996.

4.         Головей П.Я. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей //Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под общей редакцией  А.А. Крылова, С.А. Миничева. Издание 2. - СПб.; Питер, 2000.

5.        Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М.: Просвещение, 1994.

6.          Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в развитии дошкольников в психическом развитии дошкольников с недостатками речи. //Логопед, №5, 2008, - М.: Сфера.

7. Лень вперёд родилась. Лечимся сказкотерапией, ж. «Первоклассные родители», №5, 2011, с. 114 -117.

8. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. От теории к практике. М.: ТЦ Сфера, 2010.

9. Николаева С.Н. Юный эколог. – М.; Мозаика – Синтез, 2004.

10. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Педагогическое общество России. – М.; 2005.

11.        Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. – М.: Лабиринт, 1998.

12.Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004. Электронный ресурс. Доступ  http://www.trizminsk.org/e/260025.htm

13. Сухомлинский  В.А. Сердце отдаю детям. Киев, «Радянська школа» 1973.

14.        Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. – М.:  Эксмо, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в детском саду. «Человек-это, прежде всего проект, который переживается и развивается субъективно, а не мох, плесень и не цветная капуста» Ж.Сартр

Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного образования, развитие которой в последнее время поднялось на более высокий урове...

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Как проектная деятельность в детском саду влияет на обучение и развитие ребёнка?

Принципы и особенности современного воспитанияДошкольное образование меняется, разрабатываются новые современные программы обучения, советская программа уходит, а родители выбирают то, что сами хотят ...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...