Как проектная деятельность в детском саду влияет на обучение и развитие ребёнка?
статья

Никанорова Ирина Васильевна

Принципы и особенности современного воспитания

Дошкольное образование меняется, разрабатываются новые современные программы обучения, советская программа уходит, а родители выбирают то, что сами хотят для своего чада. Тем не менее, любая программа обучения должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, раскрытие индивидуальных особенностей, расширение кругозора и мышления, навыков самостоятельности. 

ФГОС ДО определили основные принципы образования, соблюдаться которые должны в любой схеме работы дошкольного учреждения:

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка (здоровья, благополучия в семье, выбор содержания образования);
  • возможность усвоения программы обучения;
  • адекватность обучающей программы (с учётом возраста);
  • уважение к малышу, как к полноправному члену общества, сотрудничество детей и взрослых;
  • поддержка начинаний и инициативы детей, учёт мнения дошкольника, уважение его человеческого достоинства;
  • повышение самооценки;
  • знакомство и приобщение к социальным и культурным правилам общества;
  • развитие интересов во всех сферах деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_proekt_deyat-t_vliyaet_na_rebenka.docx395.17 КБ

Предварительный просмотр:

Как проектная деятельность в детском саду

влияет на обучение и развитие ребёнка?

Принципы и особенности современного воспитания

Дошкольное образование меняется, разрабатываются новые современные программы обучения, советская программа уходит, а родители выбирают то, что сами хотят для своего чада. Тем не менее, любая программа обучения должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, раскрытие индивидуальных особенностей, расширение кругозора и мышления, навыков самостоятельности. 

ФГОС ДО определили основные принципы образования, соблюдаться которые должны в любой схеме работы дошкольного учреждения:

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка (здоровья, благополучия в семье, выбор содержания образования);
  • возможность усвоения программы обучения;
  • адекватность обучающей программы (с учётом возраста);
  • уважение к малышу, как к полноправному члену общества, сотрудничество детей и взрослых;
  • поддержка начинаний и инициативы детей, учёт мнения дошкольника, уважение его человеческого достоинства;
  • повышение самооценки;
  • знакомство и приобщение к социальным и культурным правилам общества;
  • развитие интересов во всех сферах деятельности;
  • совместное развитие детей разных этнических групп. 

Для регулирования вопросов воспитания, познавательного развития в дошкольных учреждениях принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Первостепенной программой по ФГОС является укрепление здоровья подрастающего поколения. По мнению Д. Б. Эльконина, изложенного в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте», дети с 3 до 9 лет должны развиваться в одинаковом образовательном пространстве. Это наиболее уязвимый и сложный возраст. Развитие личности ребёнка дошкольного возраста должно обеспечиваться разными видами деятельности. 

Этапы развития дошкольника 

  1. Любопытство. Внешний интерес к предмету, к его яркости. Малыш 2-3 лет обращает внимание на вид предмета, а не его сущность.
  2. Любознательность. Этап проявления эмоций, удивления, радости. Стремление разгадывать загадки, изучать мир, задавать вопросы, например, «Почему трава зелёная?», «Почему вода мокрая?», «Для чего собаке хвост?».
  3. Познавательный интерес. Проявление интереса к сущности, закономерности, связи предметов и вещей, экспериментирование. Малыш сам отвечает на поставленные вопросы.
  4. Познавательная активность. Потребность в познании окружающего мира, удовлетворение от открытия неизвестного, усвоение информации.

У ребёнка есть:

  • заинтересованность;
  • паузы для раздумываний;
  • волнение;
  • действия, направленные на изучение свойств и строения предмета; притяжение к исследуемому предмету.

Знакомство на примере

ребенок учебники

Смена программ организации дошкольного образования привела к тому, что планирование образовательного процесса должно теперь соответствовать индивидуальным особенностям дошкольника. От педагога дошкольного учреждения требуются навыки владения современными образовательными технологиями. Наиболее подходящей технологией считается технология проектной деятельности.

Проектная деятельность в детском саду — это коллективная и самостоятельная работа, завершённый творческий процесс, представляющий очевидный результат для развития дошкольников. 

Проектная деятельность направлена на следующие аспекты воспитания детей:

  • приобретение исследовательского опыта;
  • осознание дошкольником своих интересов и развитие навыков их реализации;
  • формирование целеустремлённости, активности, самостоятельности и дружелюбия. 

Проектная деятельность в ДОУ ориентирована на результат, который достигается совместной работой малыша и взрослого (или со сверстниками) над практической задачей. В процессе сотрудничества дети развивают умение договариваться, учатся работать в коллективе, приходить к общему решению и делать выводы. Проектная деятельность раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, формирует его характер, раскрывает интересы и потребности. 

Во время проектной деятельности обязательно нужно прибегать к исследованиям. По мнению А. И. Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-то заранее планируемого объекта. 

Исследование — процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний (Психологические основы подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «ось-89», 2006. С.300). 

Дошкольник не обязан ограничиваться шаблонами, рамками и результатами, обучение должно быть гибким и свободным, в игровой форме. В процессе работы нужно стремиться не только к конечному результату, а видеть процесс и варианты. 

Проектная деятельность в ДОУ презентация

Дети играют 

Работа разделяется на несколько этапов:

  • постановка задач: цель и замысел проекта, название темы;
  • планирование: отбор средств и направление работы для получения цели;
  • практическая часть: реализация проекта;
  • подведение итогов: анализ и презентация полученного продукта, постановка новой цели (проектов). 

Главная роль в обучении принадлежит педагогу, который мотивирует детей на создание творческого проекта. В процессе работы открываются не только индивидуальные особенности детей, но и повышается коллективная сплочённость, что особенно важно в дошкольном возрасте. 

Подводя итоги

Программа обучения в детском саду, принцип уважения личности, развитие самостоятельности (в бытовых навыках, мышлении, выражении себя) играют первостепенную роль. Помощь педагога и построение обучения в ДОУ должны быть ориентированы на развитие личности и открытие индивидуальности каждого малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...

Проектная деятельность в детском саду. «Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»

«Развитие выразительности речи средствами театрализованной деятельности у детей четвертого года жизни»...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...