Главные вкладки

    Логопедическое занятие с детьми 6-7 лет с нарушением зрения и речи "Заяц Коська и Родничок" (интеграция нейропсихологической и логопедической коррекции)
    план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Горлова Наталья Викторовна

    В основе занятия сказка А.Грибачева "Заяц Коська и Родничок". Решаются образовательные задачи (знакомство с круговоротом воды в природе в сказочной форме) и коррекционные,основанные на интеграции неропсихологического и логопедического подхода (программа "Дельфины" А.Семенович, Т.Ланина). При проведении занятия использованы также рекомендации программы Н.Погосовой "Погружение в сказку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zayats_i_rodnichok.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия

    по интеграции психомоторной и логопедической коррекции

    в подготовительной группе МДОУ № 67

    Составитель: Горлова Н.В., учитель-логопед

            Тема: «Заяц Коська и родничок (по сказке А. Грибачева).

            Задачи:

            Образовательные: 

    1.Закрепление представлений о воде, ее свойствах и состояниях, круговороте воды в природе.

    2.Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза, навыков чтения.

            Коррекционные:

     1. Повышение уровня психической активности. Стабилизация межполушарных взаимодействий, слухомоторной координации (глазодвигательные и артикуляционные упражнения).

            2. Оптимизация тонуса тела (упражнения-растяжки).

            3.Развитие произвольного внимания и самоконтроля.

    4.Развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации.

    5.Расширение и активизация словарного запаса по теме (знакомство с родственными словами и омонимами, образованием слов с помощью сложения).

            6. Автоматизация звука «Л» в связной речи.

            Воспитательные:

             Развитие навыков позитивного социального поведения, чувства эмпатии.

            

            Материал: презентация по сказке с аудиозаписью, бутылка воды, чашки, голубой шнур, родничок из камней, грецкие орехи, таблицы для разгадывания слов, газовые шарфы.

    Ход занятия

            1. Вступление.

    Сегодня мы отправимся в сказку, где речь пойдет о …(логопед показывает бутылочку питьевой воды). Кто хочет попить чистой воды?  (дети пьют воду).

    Напились воды, а что вы можете рассказать о ней.

    Что мы знаем о свойствах воды?

    А бывает твердая вода? Когда такое случается?

    Бывает ли вода легче воздуха? Когда?

    Подберите к слову ВОДА слова-родственники (дети подбирают слова к картинкам на мониторе компьютера).

    Где вода встречается в природе? В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется место, где начинается ручей? (Родник, ключ). Какие еще предметы называются словом «ключ».

    Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия нам нужна волшебная сила. Эту силу нам даст волшебный ручеек.

            2. Вхождение в сказку.

     Логопед показывает изображение родничков на экране, включает запись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по голубому шнуру (по ручью), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой».

    Пройдя по ручью, садятся в позу расслабления.

    -Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?

    Сказка

    Живет в нашем лесу Заяц-Коська – шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во се стороны косит, все на свете разузнать хочет.

    Упражнение 1. Гимнастика для глаз, координация движений глаз и рук.

    Дети выполняют движения глазами.

                    Вверх ладошки подними

                    И на них ты посмотри.

                    Вниз ладошки опусти,

                    Только глазками смотри.

                    Вверх и вниз, и вправо-влево.

                    Ай-да, заинька умелый!

                    Глазками моргает.

                    Глазки закрывает.

    Упражнение 2 Массаж ушей.

    Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.

    - Ты кто такая?

    - Я белка.

    -А я Коська. Пойдем икать где-нибудь, чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.

    - Да некогда мне, - отвечает белка. – К зиме готовлюсь.

    Упражнение 3. Орешки.

    Массаж рук грецкими орехами под песенку из аудиозаписи.

    Диалоги белки и зайца(разыгрывание по ролям) – «Заяц, заяц белый», «Заяц, заяц, чем ты занят?)

    Прыгнула белочка, и нет ее. Что осталось под деревом вместо белки, догадайтесь.

                            Преобразование слов: БЕЛКА-БУЛКА-БАЛКА-ПАЛКА.

    А кого встретил Коська дальше, если разгадаете названия птиц. Они спрятаны среди других слов. Найдите и подчеркните карандашом. (дети работают с таблицами разного размера в зависимости от остроты зрения).

    Упражнение 4 «Сова» (из гимнастики мозга П. Денисон)

    Бежал, бежал Заяц по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.

    - Ты кто?- спрашивает Коська.

    -Я - Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.

    - Вот, здорово,- обрадовался Заяц.

    -Побежали наперегонки.

    - Побежали, - согласился Родничок.

    Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди Зайца.

    Прибежали Родничок и Заяц Коська на берег реки.

    Логопед демонстрирует следующий слайд «Река»

    -Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, - забеспокоился Зайка .

    -Эй, Родничок, где ты?

    - А тут я, - ответил Родничок из реки. – Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорей!

     Упражнение 5 «Рыбки разговаривают». (координация движений языка, глаз и рук).

    Весь день и всю ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.

    Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.

    - Эй, Родничок, где ты?

    - А тут я! Посмотри наверх, -отозвался Родничок.

    Поднял глаза Коська, и видит, в небе облачко покачивается.

    - Да как ты туда попал? – удивился Коська.

    - Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело – я в облачко превратился.

    Логопед показывает слайд «Облако».

            Упражнение 6. «Кораблик» (дети выполняют упражнение с музыкальным сопровождением «Белые кораблики»).

            Дети сидят на пяточках, руки за спиной в замок. Ветер надувает парус – спина прогибается, голова поднимается вверх, руки в замке поднимаются. Штиль – расслабление – голова опускается на грудь, лопатки развести.

    Затем дети свободно двигаются по залу с газовыми шарфами.

            Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался, Заяц. Слышит – шумит что-то.

            -Эй, кто там? – закричал Коська.

            -Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.

            Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, А Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.

            Упражнение 7. «Снеговики и солнышко».

    Один ребенок солнышко. Остальные превращаются в снеговиков и застывают в статичной позе. «Солнышко» мягкими и нежными прикосновениями помогает снеговикам «растаять». «Растаявшие снеговики» опускаются на пол и слушают вновь песню ручейка, слушают ощущения в теле.

    Итоговая беседа.

    Логопед демонстрирует слайд «Круговорот воды в природе».

    -Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка.

    Дети рассказывают о превращениях Родничка.

            -Вам понравилась сказка? Кто из героев сказки больше всего понравился?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект логопедического занятия "По следам зимы" для детей с нарушением зрения старшей дошкольной группы.

    Логопедическое занятие для подгруппы детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста. В ходе занятия  используется  показ слайдов созданый с помощью программы PowerРоint. Основная за...

    Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»

    Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен  конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...

    Алгоритм проведения комплексного логопедического занятия с детьми (5-6 лет) с нарушением звукопроизношения (автоматизация звука)

    Методическая разработка будет полезна начинающим логопедам, помогая улучшить качество подготовки логопедических занятий....

    Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.

    Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...

    Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».

    Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

    Конспект группового логопедического занятия с детьми раннего возраста с двигательными нарушениями «Еж готовится в зиме»

    Тема: «Ежик готовится к зиме».Цель: закрепление звуков (ф) в слогах и простых словах; развитие сенсорных и коммуникативных навыков у ребенка раннего возраста.Обучающие задачи:- учить выпол...

    "Комплексное логопедическое занятие с детьми (5-6 лет) с нарушением звукопроизношения, автоматизация звука [P]"

    Методическая разработка представляет собой краткое содержание занятия с детьми 5-6 лет с нарушением звукопроизношения. Задания и упражнения направлены на автоматизацию звука [Р] с использованием презе...