Развитие речи детей 4 – го года жизни.
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Развитие речи детей 4 – го года жизни.

 

    Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос не только крепким и здоровым физически, но и был интеллектуальным, с чистой, развитой речью. Несомненно,   главная роль в развитии познавательных способностей и речи ребёнка принадлежит родителям.

    И хотя ваши дети ещё малыши, им по три года, но даже в этом возрасте уже можно судить об уровне развития их речи.

     Речь – это продукт высшей нервной деятельности человека. Речь начинает развиваться с момента рождения и в дошкольном возрасте проходит несколько стадий развития. Речь появляется и развивается при благоприятных для человека условиях, если он общается с другими людьми. Уровень развития речи ребёнка зависит от условий его жизни,  от уровня его воспитания и от состояния его здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_4go_goda.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей 4 – го года жизни.

    Все родители мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос не только крепким и здоровым физически, но и был интеллектуальным, с чистой, развитой речью. Несомненно,   главная роль в развитии познавательных способностей и речи ребёнка принадлежит родителям.

    И хотя ваши дети ещё малыши, им по три года, но даже в этом возрасте уже можно судить об уровне развития их речи.

     Речь – это продукт высшей нервной деятельности человека. Речь начинает развиваться с момента рождения и в дошкольном возрасте проходит несколько стадий развития. Речь появляется и развивается при благоприятных для человека условиях, если он общается с другими людьми. Уровень развития речи ребёнка зависит от условий его жизни,  от уровня его воспитания и от состояния его здоровья.

    Какие же стадии развития речи малыша можно выделить?

Первый год жизни – период предречевых голосовых реакций (гуление, лепет), начало понимания речи и возникновения первых слов.

Второй год жизни – начало собственной активной речи, накопление словарного запаса.

Третий год жизни – освоение грамматического строя речи, обогащение словаря, совершенствование звукопроизношения.

Четвёртый год жизни – начало развития связной речи, дальнейшее развитие грамматического строя речи, нормализация звукопроизношения.

Пятый год жизни – развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, владение навыками звукового анализа.

    Если к 5 годам наблюдается недоразвитие всех структурных компонентов речи, то ребёнку можно ставить диагноз Общее недоразвитие речи и ему будет необходима помощь специалистов. Поэтому каждый родитель должен знать, что можно ожидать от детей того или иного возраста в плане развития речи. Не оставляйте без внимания то, как развивается речь вашего ребёнка и сами будьте адекватны и грамотны в этом вопросе.

Какие же показатели речевого развития детей 4 – го года жизни?

    Четвёртый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии речи ребёнка.

Дети свободно пользуются речью, легко вступают в контакт не только со знакомыми, но и с посторонними людьми. Если ребёнок развивается нормально, то это ему позволяет осуществлять и достаточный уровень словарного запаса, и умение строить предложения, и чёткое проговаривание звуков. Потребность в общении побуждает малышей к проявлению инициативы, они сами начинают разговор, задают много вопросов, их познавательные потребности увеличиваются, они не стоят на одном уровне, они развиваются ежедневно. Детей интересует весь окружающий их мир. И взрослым нужно поддерживать этот интерес.

    В этом возрасте активно увеличивается словарный запас ребёнка. Словарь обогащается не только существительными и глаголами, но и наречиями (далеко, близко, рано, поздно и т. д.). Появляются обобщающие понятия (игрушки, одежда, посуда, фрукты, овощи). Запоминают цвет предметов (снег белый, трава зелёная, небо голубое). Грамматический строй речи и связная речь находятся ещё на стадии развития. Но в речи детей всё меньше ошибок. В этом возрасте дети ещё не умеют составлять рассказы, но они хорошо запоминают стихотворные произведения наизусть, которые им читают часто родители, а так же прочитанные ими или рассказанные сказки.

    Старайтесь, чтобы вашего ребёнка окружала полноценная речевая среда, т.е. сопровождайте вашу повседневную деятельность правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, пользуйтесь правильным языком, не переходите на «детский» язык сами и не разрешайте делать этого другим взрослым.

Общайтесь с ребёнком, уделяйте ему как можно больше времени.

Каждый день читайте малышу, ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас почитать, не раздражайтесь, если придётся много раз читать одну и ту же книжку, которую особенно полюбил ваш малыш.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого не отмахивайтесь от ребёнка , а отвечайте на каждый детский вопрос. Если он задаёт вопросы, то он мыслит.

Как же можно помочь своему ребёнку в развитии речи?

    Конечно, обогащение словарного запаса у детей происходит во время свободной игры с различными игрушками. Дети с удовольствием играют с наборами детской посуды, парикмахерской, больницы. При этом они копируют взрослых, употребляют в речи слова – названия предметов.

 

Очень хороший развивающий эффект дают настольные игры. Играя в такие игры («Лото»), дети запоминают названия животных, кто как передвигается, кто как голос подаёт, различают группы домашних и диких животных.

 

Можно придумывать описательные загадки. С помощью такой игры расширяется словарь прилагательных. А так же одновременно развивается мышление.

Постепенно совместно с взрослыми дети запоминают названия частей предметов. Такое аналитическое восприятие предмета очень важно, т.к. ребёнок учится обращать внимание на существенные части целого. Например, у стула есть ножки и сиденье, у гриба ножка и шляпка, у слона хобот. Чтобы ребёнок запоминал эти названия, нужно обращать его внимание в повседневной жизни на все эти «мелочи».

Для усвоения правильного произношения прислушивайтесь, как говорит ваш ребёнок. Если вы хотите закрепить в речи появившийся правильный звук, можно тоже поиграть в различные игры, подобрать стишки, чистоговорки.  

Для усвоения основных словообразовательных моделей языка с ребёнком можно поиграть в игру «Подбери пару», во время которой называются большие предметы и маленькие (с применением нужного уменьшительного суффикса). На четвёртом году жизни в ходе игр с игрушками – образами животных дети учатся правильно называть детёнышей животных. Для закрепления данной темы можно применять картинки, альбомы с изображением животных и их детёнышей, иллюстрации к сказкам. С помощью игр дети учатся правильно согласовывать прилагательные с существительными, одновременно происходит обогащение словарного запаса, развитие мышления.

Для развития связной речи больше читайте. К четырём годам ребёнок уже способен пересказать знакомую сказку близко к тексту, конечно, в том случае, если ему с раннего детства систематически рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы. Затем можно пробовать совместный пересказ, когда взрослый, рассказывая сказку, побуждает ребёнка произносить отдельные слова и предложения. Взрослому нужно проявить внимание и терпение, включиться в игру, не отказываться. Такие игры – мощный стимул к развитию речи. При выборе книг для чтения родителям нужно понять одно очень важное правило: своевременность той или иной сказки. Каждой сказке – свой возраст.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

"Я люблю поговорить".Развитие речи детей второго года жизни

Развитие речи - одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Психологи и лингвисты доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значи...

Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"

Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...

Развитие речи детей первого года жизни

Презентация предназначена для практических работников ДОУ, студентов дошкольных отделений, а так же молодых родителей, стремящихся с самого рождения видеть своих детишек умными и развитымиПотому что р...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Игры по развитию речи в средней группе...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...