Конспект занятия для детей ФФН "Дифференциация звуков Т-Д"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Стародубова Юлия Борисовна

Подгрупповое занятие для детей ФФНР в старшей группе.  

Тема: звуки Д-Т

Цель: Учить дифференцировать звуки [Т] и [Д] на слух и в произношении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_detey_ffnr.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие для детей ФФНР в старшей группе.  

Тема: звуки Д-Т

Цель: Учить дифференцировать звуки [Т] и [Д] на слух и в произношении

Задачи:

  • Учить выделять звук и слог из ряда других звуков и слогов.
  • Учить находить в ряду слово, отличающееся от остальных по звуковому составу.
  • Учить дифференцировать  звуки [Т] и [Д] на слух в слогах и в словах.
  • Развивать фонематический слух и восприятие.
  • Продолжать учить составлять предложения из предложенных слов.
  • Развивать  зрительное и слуховое внимание и память
  • Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
  • Развивать координацию движений.
  • Познакомить с географической картой

Материалы и оборудование: Портрет Даны и Тома, конверт с письмом, графическое обозначение букв, наглядные картинки, предметные картинки, подсказки-символы, диск с аудиозаписью детей, магнитофон,  географическая карта.

 Лексический материал: Дания, Том, Дана, тыква, дыня, добро, куст,  вода, кот, кит, дорога, антенна, ткань,  дыра,  дуб, тупик, бант, дом, дым, творог, душ, тушь, нитки,  бинт, удочка, уточка,  дочка, точка, плоты, плоды, дачка, тачка,  кадушка, катушка,  винт, молоток, танк, мотоцикл,

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята!  Я сегодня получила письмо от Даны и Тома из Дании. Посмотрите на карту, эта старинная маленькая страна находится рядом с северным морем. (Логопед показывает на карте расположение страны).  Том и Дана  прислали нам загадки (на доске портреты мальчика и девочки). Послушайте загадку, которую загадала Дана:

Желтокожая девица
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая,
Мякоть сладкая такая!
Хорошо под солнцем ныне

На бахче живётся ...

Дети: Дыне (логопед помещает картинку дыни рядом с портретом Даны)

Логопед: А теперь  послушайте  загадку, которую прислал Том:

В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена

Дети: Тыква. (логопед выставляет картинку тыквы рядом с портретом Тома).

II. Основная часть.

  1. Подведение к теме занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите, Дана выбрала себе загадку про дыню, потому, что Дыня начинается на тот же звук, что и  имя у Даны. Какой это звук?

Дети: Это звук [Д]

Логопед: Правильно. Это твёрдый звук [Д] «живёт» в  букве Д. (Логопед помещает на доску графическое изображение буквы Д). А какой ещё звук «живёт» в буке Д?

Дети: Мягкий звук [Дь].

Логопед: Том  выбрал загадку про тыкву. Догадались почему?

Дети: Потому? что тыква начинается на звук [Т] и  имя Тома тоже на звук [Т]. (Логопед выставляет графическое изображение буквы Т)

Логопед: А твёрдый звук [Т] в какой букве «живёт»?

Дети: В букве [Т], а ещё в ней «живёт» мягкий звук [Ть].

Логопед: Помните, мы уже говорили с вами про звуки [Ть] и [Дь]? А сегодня Мы с вами будем работать с твёрдыми звуками [Т] и [Д]. Звук [Д] –этот звук звонкий или глухой?-  глухой. А звук [Т] какой?

Дети: Д- звонкий, а Т – глухой ( под буквами логопед выставляет символы-подсказки: колокольчик и наушники).

Логопед: Верно. Звонкий звук [Д] мы будем изображать колокольчиком, а глухой звук [Т] – наушниками. А теперь попробуйте услышать эти звуки. Когда услышите [Д] – топните, а когда услышите [Т]- хлопните.

  1. Игра «поймай звук»

Логопед: О, С, Т, П, Т, К, Д, М, В, Т, Н, Д, У, Б, Д…

  1. Игра «поймай слог»

Логопед: Теперь поймайте слоги, в которых есть звуки [Т] и [Д]. Если услышите слоги со звуком [Д] – поднимите левую руку, а если услышите слоги со звуком [Т] - поднимите правую руку.

НО, ТО, ПО, ДО, КА, ДА, ТЫ, МЫ, ПЫ, ДЫ, ТУ, ДУ,

  1. Игра «Эхо» (Логопед произносит слоги и слова, сложив ладони лодочкой перед ртом, дети повторяют в ответ, изображая тот же жест)

До-то-до

Та-та-да

Ду-ту-ду

Душ-тушь-душ

Дом-том-том

Дым-тым-дым

  1. Подвижная игра «С кочки на кочку»  (полу лежат 2 обруча «кочки», в одном  из них лежат изображения колокольчики, в другом - на наушники)

Логопед: Я буду называть слова, если в слове будет  глухой звук [Т] – надо встать на кочку с наушниками, если услышите в слове  звонкий звук [Д] – то надо встать на кочку с колокольчиком.  

Слова:  добро, куст,  вода, кот, кит, дорога, антенна, ткань,  дыра,  дуб, тупик, бант, дом, творог, душ, нитки,  бинт.

Логопед: ребята, какие слова со звуком [Д] вы запомнили, а со звуком [Т]?

Ответы детей…

  1. Упражнение  с картинками  «Найди пару»

Логопед: У нас есть картинки, давайте их назовём? А теперь я буду называть слова, которые похоже звучат, а вы используя эти картинки, подберите к словам рифмы. Например: Дом – том.

Логопед

Дети

Удочка

Дочка

Плоты

Тушь

Дачка

Кадушка

Уточка

Точка

Плоды

Душ

Тачка

Катушка

  1. Физкультминутка.

Если на улице дождик идёт,

Если метелица злая метёт,

В доме под крышей укроемся мы,

Дождик и снег нам тогда не страшны!

Взмахи руками перед собой.

Взмахи руками из стороны в сторону.

Руки домиком над головой

На месте топают ногами и пальцем показывают Отрицательный  жест.

  1. Упражнение «Что лишнее»

Логопед: Дана и Том прислали нам картинки и попросили нас помочь, найти лишние картинки. Дана прислала картинки в названиях, которых есть звук [Д]?   Посмотрите  внимательно, какая из них лишняя, в какой нет звука [Д]

Дети: дудочка, ландыши, домино, кукла, карандаши

Дети: Кукла. Там нет звука [Д]

Логопед: А вот картинки, которые прислал Том. В какой из них нет звука [Т]?

Логопед: Винт, молоток, танк, мотоцикл, пила

Дети: Пила. Потому, что там нет звука [Т].

  1. Упражнение «Составь предложение»

Логопед: А ещё Том и Дана прислали  нам ещё и аудиозапись, в которой они рассказывают немного о себе, но предложения у них получились странные, потому, что они плохо знают русский язык.  Послушайте, что у них получилось,  и исправьте их.

логопед

Дети

Страна Дания  мы жить

Пять Дина лет, а Том семь

Мы играть любить танки и домино

Кинотеатр мы ходить дни в выходные

Мы хотеть приехать в Россия очень

Мы живём в стране Дания

Дине пять лет, а Тому - семь

Мы любим играть в танки и в домино

В выходные дни мы ходим в кинотеатр

Мы очень хотим приехать в Россию.

Логопед: Ребята, а какие слова в предложениях  встретили со звуками [Т] и [Д]?

Дети:  страна, Дания, танки, домино ….

  1. Итог.  Вы сегодня молодцы. Давайте вспомним, от кого мы получили письмо?

Дети: От Даны и Тома.

Логопед:  С какими же звуками мы сегодня работали?

Дети: Со звуками Д и Т.

Логопед: Какой из них звук звонкий, а какой глухой?

Дети: [T] – глухой, а  звук [Д] – звонкий.

Логопед: А что вам лучше всего запомнилось?

Ответы детей:…..



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОНР "Приключение Чиполлино" дифференциация звуков Д-Дь. Т-Ть (звуковая культура речи)

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ОНР по звуковой культуре речи...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [К] [Кь] и буква К" для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет с ЗПР

В конспекте широко использованы приёмы дифференциации звуков [к] [кь], здоровьесберегающие технологии, социоигровой подход, позволяющий при взаимодействиис  детьми с ОВЗ, исключить принужден...

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия для детей с ОНР в подготовительной группе:Тема Звуки [Т] - [Д], [Т\'] - [Д\']

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в подготовительной группе...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему "Звуки [С]-[З]".

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие направлено на развитие у детей старшего дошкольного возраста умения различать звуки [с – з] в устной речи....

Тема: Звуки [а], [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня.

Грамота. Тема: Звуки [а], [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня....

Тема: Звук [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня

Грамота. Тема: Звук [у]. Конспект занятия для детей старшей группы с ОНР III уровня...