Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
    Конспект подгрупповой НОД в старшей группе детского сада для детей с ОНР по теме: «Путешествие в подводное царство»

     Кошелева Татьяна Алексеевна

    Представлен конспект НОД учителя-логопеда по лексической теме "Рыбы" с презентацией.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект  подгрупповой НОД в старшей группе детского сада

     для детей с ОНР

    по теме: «Путешествие в подводное царство»

    Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие  лексико-грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы».

    Задачи:

    Коррекционные:

    • обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме: названия рыб (акула, щука, ёрш, рыба-молот, камбала, сом, меченосец, золотая рыбка, сельдь, карась, лещ),  названия частей тела рыб (туловище, голова, плавники, хвост, жабры, чешуя);  обобщающие понятия: «морские рыбы», «пресноводные рыбы», «аквариумные рыбы»),  деятельность рыб (плавают, ныряют, кусают, плескаются).
    • развивать связную речь: составление предложений, исправление допущенных ошибок;
    • развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух;
    • развивать наблюдательность, мышление;
    • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
    • активизировать познавательную деятельность:

    Образовательные:

    • учить выделять признаки различия и сходства между рыбами;
    • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
    • упражнять в образовании родственных слов; относительных прилагательных, употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
    • закреплять падежные окончания и формировать предложно – падежные конструкции
    • совершенствовать естественно-научные представления

    Воспитательные:

    • повышать  активность, сознательность, интерес к логопедической НОД;
    • воспитывать чувство любви к природе, заботливое отношение и желание помочь, экологическую грамотность у детей.

    Предварительная работа: знакомство детей с видами  рыб, с их названиями. Чтение сказки А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке».

    Рассматривание иллюстраций с изображением рыб и морских обитателей.

    Разучивание игры на развитие  мелкой моторики пальцев рук «Рыбка».

    Материал и оборудование: компьютер с презентацией о рыбах (картинки, загадки, игры),  мяч;

     раздаточный материал - картинки для игры «Прятки», цветные карандаши.

    Организация образовательной деятельности:

    I. Организационный момент

    Логопед: - Здравствуйте, ребята. Ребята, а вы знаете, что при встрече здороваются друг с другом не только люди, а и животные и даже рыбы.

    Оказывается, при встрече рыбы соприкасаются плавниками и, открывая рот произносят «па-па». И я предлагаю вам поздороваться сегодня по-рыбьему. Встаем в два ряда, один ряд навстречу  другому, так и поздороваемся. (Здороваются).

    II. Основная часть

    Логопед: Ребята, мы уже побывали в гостях у человека, у домашних и диких животных и поняли, что дома бывают разные. Я бы еще куда – нибудь в гости сходила. Вы хотите,  погостить еще у кого- то?

    Сегодня я предлагаю всем отправиться в гости к рыбам.

    - Как вы думаете, на чем можно отправиться в это путешествие?  (дети перечисляют)

    Логопед: Совершенно верно, тогда в путь! Занимайте места в нашей «подводной лодке». Поплыли!

    (Видеовставка моря - слайд № 2)

    На Земле — четыре океана-

    Омывают континенты, страны.

    Суши меньше в нашем мире, чем воды,

    Под водой растут волшебные сады.

    Они дивных обитателей полны

    Разных формы, цвета и величины.

    - Вот мы и в подводном царстве! Друзья, как здесь красиво! (слайд № 3)

    - А где же дома у рыб? (слайд № 4)

    Логопед:   Волны и кораллы, и песок морской

                       Для рыбешек разных милый дом родной!

    Логопед:    Вот мы и в гостях. Когда приходят в гости и в компании есть незнакомцы — нужно обязательно познакомиться. Мы одновременно шепотом произнесем свои имена рыбам — они услышат нас,  а они прошепчут нам свои, так и познакомимся. (Дети знакомятся с рыбами). Познакомились? А кто услышал, как зовут этих рыб?  Разговаривают рыбы почти беззвучно. Но, вы сможете узнать, как их зовут, если внимательно послушаете и отгадаете мои загадки. (Показ слайдов  с загадками № 5-12)

    Дети отгадывают название рыбы.

    Хвостом виляет,
    Зубастая, а не лает. (Щука.)

     

    На дне, где тихо и темно,

    Лежит усатое бревно. (Сом)

    Колюч, да не ёж

    Кто же эта рыба? (Ёрш)

    Меня все и всегда узнают без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь-краснопёрка)

    Ну а братец мой морской

    Ходит красный день - деньской. (Морской окунь)

    Логопед: - Ребята, а как одним словом назвать всех рыб, которые живут в пресной воде? (пресноводные)

    - А тех,  которые живут в море? (Морские) Отгадайте, кто это.

     На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

    Живу глубоко, плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    - А еще в море живут рыбы, которые похожи на зверей. Они так и называются рыба-жаба, рыба-собака, рыба-попугай...

    Посмотрите, какие необычные рыбы встречаются в море. Вы их знаете?  (рыба-пила, рыба-игла, рыба-зебра) (слайды № 13-16) 

    - Как вы думаете, почему их так назвали?

    Отгадайте, о ком эта загадка:

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицей была.

    Это рыбка не простая.

    Эта рыбка... (золотая)

     

    Ярко – красный или черный,

    Очень резвый и проворный,

    Длинный острый меч он носит

    И зовется ... (меченосец)

    Логопед: - Ребята, как назвать одним общим словом рыб, которые живут в аквариуме? (аквариумные) - Каких аквариумных рыбок вы ещё знаете?

    - Ребята, существует очень много видов рыб, но всех их объединяет что-то общее.

    Игра «Назови части рыб» (показ слайда № 17)

    Загадка про рыбью чешую:

    Логопед: У родителей и деток

                    Вся одежда из монеток.

                    Помогите отгадать,

                    Как одежду ту назвать? (рыбья чешуя)  (слайд №  18 )

    - Ребята, а откуда берутся рыбы? (слайд №  19) 

    - Правильно. Самки рыб мечут икру, из икринок выводятся мальки, которые вырастают во взрослую рыбу. Но есть рыбы, у которых  сразу рождаются детёныши - мальки.  Например, акула и некоторые аквариумные рыбки: гуппи, меченосцы и др. 

    - А без чего не могут жить  все рыбы?  (Без воды)  - И все они как перемещаются? (плавают) Давайте встанем и покажем, как плавают рыбки.

    Пальчиковая гимнастика «Рыбка»:

    Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями

    Рыбке весело играть.              дети изображают, как плывет рыбка.)
    Рыбка, рыбка, озорница,        
    (Грозят пальчиком.)
    Мы хотим тебя поймать.       (Медленно сближают ладони.)
    Рыбка спинку изогнула,        (Снова изображают, как плывет рыбка.)
    Крошку хлебную взяла.     (Делают хватательное движение обеими руками.)
    Рыбка хвостиком махнула,   (Изображают хвостик)
    Рыбка быстро уплыла.       
    (Снова «плывут».)

     Артикуляционные упражнения:

    1. «Рыбка» — вытянуть сомкнутые губы вперед. Продержать 10 секунд.

    2. «Рыбки разговаривают» — дети делятся на пары, смотрят друг на друга и пытаются «разговаривать», как рыбки: сомкнутые и вытянутые вперед губы дети размыкают и смыкают.

    Открывает рыбка рот,

    Но не слышно, что поёт.

    3. «Щука» — показать зубы, оскалиться.

    Щука - хищная, зубастая,

    Для лещей, плотвы опасная.

    Дыхательное упражнение «Большой и маленький».

    Исходное положение — стоя.

    Взрослый: - В водоёмах водятся разные рыбы, большие и маленькие. Представим, что мы рыбки. Глубоко вдохнём, встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и  на выдохе произносим: «Какая я большая рыбка!». Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какая я маленькая рыбка!»

    Мимические упражнения: 

    1.Испугаться при виде акулы.

    2.Обрадоваться золотой рыбке.

    3.Огорчиться уплывшей рыбке.

    Игры с мячом: «Семейка слов» 

    Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. - Как можно назвать маленькую рыбу?

    1-й ребенок. Рыбка.

    Логопед: Как еще?

    2-й ребенок. Рыбешка.

    Логопед: Как называют человека, который ловит рыбу?

    3-й ребенок. Рыболов.

    Логопед: А еще как?

    4-й ребенок. Рыбак.

    Логопед: Что делает рыбак?

    1-й ребенок. Рыбачит.

    Логопед. Куда ходит рыбак?

    2-й ребенок. На рыбалку.

    Логопед: Какой суп варят из рыбы?

    3-й ребенок. Рыбный.

    Логопед: Как можно назвать большую рыбу?

    4-й ребенок. Рыбина.

    Логопед: Чей хвост у рыбы?

    5- ребёнок. Рыбий.

    Логопед. Отлично! Вы подобрали столько слов из одной семейки.

      А сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

    - Я буду бросать вам мяч и называть рыб, а вы будете ловить мяч и называть эту рыбку ласково.

    Сельдь - селёдочка; окунь - окунёк; щука - щучка; ёрш - ёршик; сом – сомик ; сазан – сазаньчик, лещ- лещик и т.д.

    Логопед  предлагает детям занять свои места и продолжить путешествие. (Слайд № 20)

    - Посмотрите, ребята, на море поднялся сильный ветер, начался шторм и перемешал всех жителей своего подводного царства. Помогите, навести там порядок.

    Игра «Четвертый лишний»  (слайды №  21-23 )

    Логопед показывает слайды с предметными картинками, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка и др. Логопед просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

      Игра «Нелепицы»: (Слайд № 24)

    - Ребята, а вы знаете, как называются морские камушки? (галька)  Посмотрите на наших морских камушках что-то написано. Но морские волны перемешали все камушки.(Слайд № 25) Я попробовала собрать гальку одинакового цвета и прочитать.  И вот что у меня получилось. Послушайте предложения и  помогите исправить допущенные ошибки. (слайды № 26-31)

    Рыбка поймала золотая старик. (Старик поймал золотую рыбку)

    Лещ охотится за щукой. (Щука охотится за лещом)

    Аквариум живёт в сомик. (Сомик живёт  в аквариуме).

    Логопед:  Молодцы, ребята. Как хорошо у вас получается.  А сейчас я предлагаю вам помочь рыбаку разобрать его рыболовные принадлежности. (слайд № 32)

    Упражнение «Прятки» (раздаточный материал)

    Посмотрите на картинки, найдите их и обведите по контуру цветными карандашами. Расскажите, как рыболов использует эти предметы.

    III. Итог: Вы помогли мне навести порядок в подводном царстве.

    Логопед: Друзья, нам тоже пора отправляться домой. 

    В гостях хорошо, а дома лучше! А какие у нас были сегодня приключения!

    Где же мы были?

    Дети: Мы были в подводном царстве! (слайд № 33)

    Логопед: Что в морском царстве с вами произошло?

    Дети рассказывают, что было на занятии: каких рыб видели и т.п.

    Логопед: На занятии вы меня порадовали своими знаниями о рыбах. Мне очень понравилось. Всем спасибо за приятно проведенное с вами время.

    Используемая  и рекомендуемая литература:

    1.  Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно!» (М.: Гном и Д, 2000) 
    2. Нищева Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». (СПб. «Детство – Пресс» 2012)

    3. Смирнова  Л. Н. «Логопедия в детском саду» (М. «Мозаика Синтез» ТЦ Сфера 2009)

    4. Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей с ОНР» -альбом № 4 (М. «Гном» 2014)

    5. Т. А. Шорыгина «Рыбы. Какие они?» (М.: Мозаика-Синтез, 2002)

    Электронные ресурсы:

    http://nsportal.ru/;

    http://rebenok16.ru/razvitie/razvitie-rechi-doshkolnikov.html и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

    Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

    Конспект НОД в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Путешествие в страну гласных звуков"

    Цель:Учить правильно артикулировать гласные звуки (а, о, и, у); научить определять место гласного звука в словах;Упражнять в придумывании слов с гласными звуками;Учить составлять предложения по картин...

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группа для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Конспект фронтального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме "Осень, признаки осени"

    Конспект фронтального занятия по теме "Осень" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

    Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

    Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...