Образовательная кинезиология: история и проблематика
статья на тему

Савватеева Татьяна Алексеевна

Статья посвящена анализу истории возникновения и развития образовательной кинезиологии как части  учения о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направление предлагает специально организованные движения, оптимизирующие и гармонизирующие взаимодействие деятельности мозга и тела. Такие специально организованные движения, «кинезиологические упражнения»,  могут быть использованы и в коррекционной работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaja_kinesiologia.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная кинезиология: история и проблематика

Савватеева Татьяна Алексеевна, учитель-логопед ГБДОУ детский сад №76

 Приморского района Санкт-Петербурга

          Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis – «движение» и logos – «наука, слово». Это направление возникло на стыке разных практик и дисциплин: телесно-ориентированной психотерапии,  психологии личности, общей психологии, психосоматической медицины, нейропсихологии, нейрофизиологии и физиологии движения. Кроме того,  используется опыт некоторых древних восточных практик (йога,  китайская медицина). В пространстве психотерапии кинезиология находится ближе всего к телесно-ориентированной психотерапии и психодинамическим направлениям. Цель кинезиологии – оздоровление и гармонизация, что достигается коррекцией любых обнаруженных нарушений с помощью как стандартных терапевтических техник, например, заимствованных из акупунктуры, так и кинезиологических подходов. Этот подход рассчитан на помощь здоровым и больным людям разных возрастов.

     Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения  речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы,  двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется   незрелость определенных функций головного мозга, дисгармония его созревания, нарушение межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Как показывают современные  исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных (« кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.д. То есть кинезиология  направлена на развитие  умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Г.Лурия, Н.С.Лейтеса доказали взаимосвязь манипуляций рук и движений вообще с высшей нервной деятельностью и развитием речи.  Так, многим людям легче думать  при повторяющихся физических действиях, например ходьбе.  Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность,  способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют  формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание.

     Одно из определений этого направления, сформулированное Федерацией Кинезиологии в Великобритании, звучит следующим образом.  Кинезиология (буквально «изучение движений тела») – это целостный подход к сбалансированию движения и взаимодействий человеческих энергетических систем. Мягкое использование мышечного тестирования помогает определить те зоны, где блок или дисбаланс нарушает физическое, эмоциональное или энергетическое благополучие человека. Этот же метод помогает определить факторы, влияющие на появление подобного дисбаланса.

     Существуют различные виды кинезиологии: прикладная, психотерапевтическая, образовательная, целебное прикосновение, клиническая и т. д. Так, в 1964 году  Джордж Гудхарт, хиропрактик, разработал свой метод диагностики под названием «прикладная кинезиология» на основе труда «Мышцы: Тестирование и Функция», написанного двумя физиотерапевтами братьями Кенделлами.  Впоследствии Джордж Гудхарт начал преподавать свой метод другим хиропрактикам. В 1973 году была создана неформальная организация Goodheart Study Group Leaders, которая в 1974 году стала называться  «Международный колледж прикладной кинезиологии», На современном этапе прикладная кинезиология используется прежде всего хиропрактиками, а также входит в состав многих других практик. В 2003 году она была 10-й из наиболее часто используемых техник хиропрактики в США. Кроме того, она использовалась натуропатами,  диетологами, физиотерапевтами, массажистами,  профессиональными медсестрами и другими специалистами. В XXI век прикладная кинезиология вошла, имея уже около 200 различных школ, систем и ответвлений.
    Прикладная кинезиология представляется ее сторонниками как система, которая оценивает структурные, химические и умственные аспекты здоровья с использованием метода, называемого «мануальным мышечным тестированием».  В представлении своих сторонников прикладная кинезиология — это холистическая (целостная) система оказания человеку физической, психической, моральной и духовной поддержки немедикаментозными методами путем перевода его в положительное эмоциональное состояние с помощью специфического мануально-вербально-невербального общения. Это общение основано на поддержании постоянной мышечной связи между корректором и корректируемым с помощью неосознанно контролируемого с обеих взаимодействующих сторон и взаимно изменяемого динамического мышечного тонуса. Мышечный тонус при этом является индикатором как осознанного, так и неосознаваемого эмоционального состояния корректируемого. «Мануальный мышечный тест»  проводится следующим образом. Практикующий прикладывает силу к некоторой мышце или группе мышц пациента и наблюдает реакцию на своё действие. Беспрепятственное («гладкое») сопротивление мышцы нажиму считается здоровой (сильной) реакцией, а несвойственный ответ иногда называется «больной» (слабой) реакцией. Это не грубый тест силы пациента, а скорее, субъективная оценка напряжённости мышцы и «гладкости» ответа, взятая в качестве показателя различия реакции мышечных клеток во время сокращения. Эти различия в мышечной реакции берутся в качестве признаков различных стрессов и дисбалансов в теле. «Слабая» мышечная реакция приравнивается к дисфункции, химическому или структурному дисбалансу, ментальному стрессу и принимается за признак неоптимального функционирования. Это может быть неоптимальное функционирование проверяемой целевой мышцы, или обычно оптимально функционирующая мышца может использоваться в качестве индикатора для другого физиологического тестирования. Один из наиболее известных и самых базовых тестов – «опускание руки» («Дельта-тест»), где пациент сопротивляется нисходящей силе, прикладываемой к протянутой руке. Принятие надлежащей позиции является главной гарантией, что рассматриваемая мышца изолирована или является первичным показателем, минимизируя вмешательство смежных мышечных групп.

     Таким образом, прикладная кинезиология – это наука определения состояния организма и воздействия на все его функции при помощи мышечного тестирования, которое позволяет  обнаружить дисбаланс в организме и привести все жизненно важные функции организма в норму. В 30-ые годы хиропрактик Теренс Беннет обнаружил точки на голове, воздействуя на которые можно влиять на приток крови к некоторым органам. Эти и некоторые другие наблюдения также послужили основой для развития прикладной кинезиологии.

     В то время как прикладная кинезиология занимается телесными проблемами (в основном, коррекцией суставов, мышц, позвоночника, костей черепа), существует и её психо-ориентированная разновидность, авторами которой являются Г.Стокс, Д.Уайтсайд и К.Кэллвэй. В рамках этой разновидности предполагается, что когда стресс потери кого-либо или чего-либо блокирует системы жизнеобеспечения организма, в таком организме нарушаются системы гомеостаза, он перестаёт бороться и начинает сопротивляться всему хорошему, что человек на сознательном уровне хотел бы сделать (практикующие называют этот эффект «нежеланием получать пользу»). С таким человеком тяжело взаимодействовать, его трудно лечить, обучать; у него «всё валится из рук», «во всём не везёт» и т. д. Предполагается, что психоэмоциональная разновидность кинезиологии осуществляет психокоррекцию и позволяет освободить организм от старых негативных эмоциональных «вибраций». Диагностика проводится тем же методом мышечного тестирования, что и в прикладной  кинезиологии. Работа с пациентом ведётся как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. В России в 2006 году Профессиональной психотерапевтической лигой «психотерапевтическая кинезиология», созданная на основе направления прикладной кинезиологии под названием «Единый Мозг / Концепция Три в Одном», была официально признана модальностью, то есть направлением психотерапии. Метод «психотерапевтическая кинезиология» в 2007 году был запатентован в Федеральной Службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

     «Образовательная кинезиология» в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения.  Она оказывает помощь как детям, так и взрослым в ситуациях, требующих ясного мышления или связанных с проблемными областями. В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга. Еще в 1960-ые годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями. Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушарие работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними, осуществляемое через мозолистое тело, а это своеобразный мост между правым и левым полушариями, – улучшается. Для улучшения обучаемости используются и другие различные упражнения. В программе «Гимнастика для мозга» эти упражнения собраны в комплекс, рекомендуемый для выполнения детям.

     Основателями Образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990-х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга». «Гимнастика Мозга» посвящена естественному развитию личности человека и, в частности, изложению методики «оживления» и активизации природных механизмов работы мозга через естественные физические движения тела. Одним из лучших решений по снижению стрессового состояния в процессе нашей жизни является соблюдение законов естественного развития. Пол и Гейл Деннисоны обнаружили огромные возможности физических движений, которые могут быть использованы для успешного развития и обучения как ребенка, так и взрослого. Их выдающееся открытие в области движения и механизмов интеграции мысли и движения состоит в выявлении двух принципиальных типов движений.

     Первый тип – это движения, пересекающие некую среднюю линию тела (образованную его левой и правой сторонами). Так, это происходит при работе глаз – при чтении, письме, рисовании; органов слуха; рук в процессе выполнения какого-либо действия и прочее. Эти движения лучше, чем другие, интегрируют мысль и движение (П. Деннисон). Они активизируют действие естественных механизмов, и в силу этого в десятки, раз ускоряют передачу информации, открывают путь для непосредственности, непроизвольности психофизических функций, обеспечивая оптимальную работу нервной системы, а также легкость и спонтанность учения. Этот механизм задан в нас от природы.

     Второй тип – это односторонние движения тела, задействующие механизм «разъединения мысли и движения» (П. Деннисон). Данный механизм составляет основу произвольных процессов, знаково-символического опосредования деятельности. Он требует напряженной работы ума, усилий и значительной энергии мозга и тела. Он как бы «замораживает» движения и ведет к «статическому» поведению, необходимому для сосредоточения сознания в ситуации нового учения, а также стресса. Этот тип движений включает в себя движения и навыки «первого этапа» учения – этапа знакомства и сознательной отработки операций и действий.

     Оба типа движений необходимы, ибо обеспечивают два вида механизма, являющегося основой познавательной и иной деятельности нашего мозга. Механизм «разъединения мысли и движения» (как основа второго типа движений) необходим на самом начальном этапе формирования любого учебного навыка. На этапе апробирования и автоматизации навыка он уступает место механизму «интеграции мысли и движения», (а ведь это очень важно как раз для нашей работы с детьми по коррекции речевых нарушений, которые требуют весьма значительных усилий по автоматизации полученных ребенком новых навыков!). К сожалению,  в практике обучения, ориентированного на обездвиженность и линейную абстрактную логику, дети и взрослые «забывают» о природных возможностях формирования навыков и в своем учении «обращаются» преимущественно к механизму «разъединения мысли и движения».

     Исследования привели авторов к созданию целостной Программы по использованию различных движений тела. В своей программе «Гимнастика Мозга» они предложили различные упражнения, направленные на оживление механизма «интеграции мысли и движения». Каждое из упражнений Гимнастики Мозга направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым, спонтанным и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения». Упражнения Гимнастики Мозга направлены также на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании,  общении.

     Упражнения собраны в 4 группы. Первая группа включает движения, пересекающие среднюю линию тела, (образованную его левой и правой половинами); они стимулируют работу как крупной, так и тонкой моторики. Ведущий механизм «единства мысли и движения», лежащий в основе этих упражнений, способствует совершенствованию и интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения.

     Вторая группа  – это упражнения, растягивающие мышцы тела. Эти упражнения снимают напряжение с сухожилий и мышц нашего тела. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно-обусловливающие, через лимбическую систему, являющейся «воротами», которые пропускают учение (опыт) в высшие отделы мозга.

     Третья группа представляет собой упражнения, энергетизирующие тело, или, иными словами, обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического» функционирования тела.

     Четвертая группа упражнений – это позовые упражнения, которые способствуют углублению позитивного отношения, ибо влияют на эмоциональную и лимбическую систему мозга, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «Я» личности. Они стабилизируют и ритмизируют нервные процессы организма, также способствуя спокойному, успешному учению.

     Еще одной важной характеристикой упражнений и движений, предлагаемых  в Гимнастике Мозга, является то, что они работают над оживлением «базового» опыта личности, в частности зрительного, слухового и чувственно-двигательного и поддерживают так называемые развивающие навыки. Развивающие навыки – это особая категория навыков, представляющая собой первичные элементарные схемы движений, которые лежат в основе всех других навыков.    Сущность подхода в Образовательной Кинезиологии связана с тем, что, как показывают  тестовые процедуры,  многие и многие люди (в силу незнания возможностей своего естественного развития или чрезмерного старания при достижении каких-либо целей) «отключают» механизмы интеграции мозга, необходимые для полноценного учения и личностного роста. «Гимнастика Мозга» предлагает и специальные процедуры переформирования неконструктивных, ригидных, стереотипных связей между «мыслью и телом». В действительности, все билатеральные навыки – производные функции полушарий мозга – зависят от более широкой трехмерной системы мозга, включающей средний мозг и ствол мозга. В «Гимнастике мозга» существуют три измерения: латеральность («лево-правостороннее» измерение тела и мозга), центрация (измерение «верха-низа» тела, вовлекающее в работу средний мозг) и фокус (измерение «переда-спины» тела, вовлекающее в работу ствол мозга). Когда эти три измерения работают вместе, это означает, что вся целостная система «интеллект-тело» сбалансирована для коммуникации, организации и понимания. Если одно из трех измерений находится в конфликте с другим, процесс учения оказывается «односторонним» или незавершенным.

     Первым шагом коррекции становится определение нерешенных эмоциональных проблем и отрицательных убеждений, которые мешают людям проявить весь свой потенциал. Основным методом обследования при этом  является мышечное тестирование, о котором уже говорилось ранее. Мышечное тестирование позволяет моментально по бессознательному телесному ответу определить реакцию на эмоциональные стимулы, тем самым прояснить внутренние конфликты, скрытые негативные убеждения и отношения, которые обнаруживаются у людей, когда они неосознанно препятствуют собственному выздоровлению, хотя на сознательном уровне желают его. Таким образом, считается, что с помощью кинезиологии можно избавиться от самых разнообразных проблем, в том числе и психологических, таких, как острый стресс при несчастных случаях, разводе, других проблемах; сложности в общении с другим полом, внутри семьи, между супругами, с детьми и со старшим поколением; проблемы на работе, конфликтные отношения с начальством, коллегами или подчиненными, неумение отстаивать свою точку зрения, неудовлетворенность работой; хронически плохое настроение, депрессия, бессонница, раздражительность, плаксивость, апатия; различные  проблемы со здоровьем, хронические боли в спине, частые простуды, аллергии; у детей – сложности с обучением, недостаточность концентрации произвольного внимания, гиперактивность, нарушения эмоционально-волевой сферы и другие.

     Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяющийся на протяжении последующей жизни. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоций, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус. Кинезиология призвана сыграть здесь значительную роль, она позволяет создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга. Применение  на практике всего комплекса   упражнений, заданий в игровой форме делает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста. Применение данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю. Данная методика позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающийся эффект. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в обучении, а также в управлении своими эмоциями.

     Кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей и профилактику отклонений в их развитии. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

     Образовательная кинезиология является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека. Она работает на уровне ясного сознания человека, и любые способы интервенции в него типа внушения, гипноза и т.п., строжайше запрещены. В кинезиологии даже убраны слова «психотерапевт» и «пациент». Здесь говорят: «тренер» и «клиент». С клиентами проводят тренинги. Во многих ситуациях человек должен помочь себе сам. И образовательная кинезиология дает ему такую возможность. Существует довольно много хорошо разработанных мотивированных упражнений, получивших собирательное название «Гимнастика мозга». Это очень надежный и удобный материал не только для снятия уже случившихся стрессов, но и для профилактики возможных неудач. Кинезиологический тренинг подготавливает человека к избежанию стресса в будущем. В беседе тренера с клиентом постепенно формулируется мысль или описание ситуации, вызывающие тревогу у человека, осознаются его опасения и проблемы. И в этот момент подсознание и мышечный аппарат включают слабые места, где наверняка случился бы сбой, если бы возникла та ситуация, которой человек хочет избежать или к которой стремится. После переобучения эти части тела (ранее как бы выключенные) будут включены и запомнят новую модель поведения на будущее.

     Упражнения кинезиологии универсальны. Они помогают и взрослым и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимется усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Основным требованием является точное выполнение движений и приемов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты, что не требует много времени. Их можно выполнять в различном порядке и сочетании. Упражнения могут практиковать как дети, так и их родители.     Комплексы упражнений  включают в себя различные естественные движения, растяжки (нормализуют мышечный тонус, снижают гипертонус и гипотонус), дыхательные упражнения, глазодвигательные, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

     Таким образом, с помощью естественных физических движений тела эта программа  активизирует природные механизмы мозга. Можно привести в качестве примера одно из важнейших упражнений – «Перекрестные шаги». Выполнять это упражнение лучше физически, но можно  проделать это упражнение и  мысленно. Смысл этого упражнения – в интеграции правого и левого полушарий головного мозга, когда  включается логический (левое полушарие) и образный, интуитивный (правое полушарие) способ мышления. Мысленно проведем линию ото лба к носу, подбородку и ниже – она разделяет тело на правую и левую половины.  Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.  Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.  Повторяется это упражнение от 4 до 8 раз. Упражнение можно делать под музыку и без нее.    Это может быть и обычный шаг, но в такт движению левой ногой нужно коснуться ее правой рукой и, наоборот, при движении правой ногой нужно коснуться ее левой рукой. Это может быть «маршировка», которую лучше выполнять  под ритмичную музыку, шагая  на месте. Упражнение улучшает внимание и координацию движений, синхронизирует работу обоих полушарий мозга.  Максимально эффективно это упражнение  действует в комплексе с другими при ежедневном выполнении. Для выполнения базовых упражнений достаточно всего лишь 5-6 минут.

     «Перекрестные движения». Выполняем перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем делаем то же самое  левой рукой и правой ногой.

     Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот.
    «Медвежьи покачивания». Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет. (Особенно хорошо это упражнение, выполняемое в игровой форме,  подходит детям).

     Упражнение «Кнопки мозга» готовит  глаза к напряженной работе. Левую руку положить на пупок, правой нащупать  две точки под ключицами слева и справа от грудины. Точки могут быть слегка болезненными. Помассировать  их большим и средним пальцами 30-40 секунд.

     Сбалансировать состояние поможет упражнение  «Крюки». Стоя  скрестить  ноги и руки. Язык прижать к небу. Постоять так немного. Сидя, можно класть ногу на ногу и перекрещенными руками держать икроножную мышцу у щиколотки и под коленкой.

     Следующее упражнение – «Ленивые восьмерки». Делать его нужно медленно, плавно,  описывая движение по большой траектории. Вытянуть правую руку вперед и большим пальцем описывать  в поле зрения горизонтально расположенную восьмерку (как знак «бесконечность»). Начинать с центра лежащей восьмерки и двигаться влево-вверх. Описав левую часть, перейти к правой. Закончить на подъеме, снизу подойдя к точке, откуда начинали. Проделать три раза. Глазами непрерывно следить за пальцем. Затем то же самое проделать большим пальцем левой руки, начиная так же влево-вверх, тоже три раза. После этого сцепить руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют перекрестие. Сосредоточившись на центре перекрестия, проделать движение теперь уже двумя руками (три раза). Это упражнение хорошо выполнять  после работы на компьютере. Оно снимает не только усталость глаз, но и напряжение в мышцах шеи, боль в спине.

    « Качание головой». Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

      «Позитивные точки» – поможет  снять эмоциональное напряжение. Тремя пальцами каждой руки легко коснуться точек на лбу над глазными яблоками между линией роста волос и бровей. Посидеть в этой позе секунд 40. Напряжение начнет спадать.

     Мини-программа для каждого. Эта программа, разработанная на основе опыта кинезиологии, не займет  много времени, но пользы принесет много. Десять минут ежедневных занятий - и у человека значительно увеличивается жизненная энергия, он становится устойчивее к стрессам. Кроме того, программа может служить как терапия мгновенного реагирования при болях в спине, головных болях, распространенных недомоганиях системы пищеварения, психологических проблемах, связанных с переутомлением, трудностью сконцентрироваться на конкретном деле, перепадах настроения. Предлагаются следующие упражнения.

     «Постукивание по щитовидной железе». Щитовидная железа расположена под подбородком, на середине шеи. В кинезиологии она считается как бы центральным пультом управления жизненной энергией человека. Сложите руку в слегка расслабленный кулак, и осторожно постукивайте  по шее в направления к грудине 10 раз, потом сделайте глубокий вдох. Повторите упражнение несколько раз. (Выполнять с осторожностью!)

     «Касание лба».  Дотроньтесь пальцами обеих рук до  выступов лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки, пока не ощутите учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения. Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течение дня, так же, как и следующее: положите одну ладонь себе на лоб, другую - на шею сзади, ближе к затылку. И держите так, слегка сжимая голову, 1-2 минуты. При эмоциональных нагрузках постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу.

     «Массаж ушей». Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не ощутите легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный - спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. Повторите несколько раз. Это упражнение способствует развитию памяти, помогает вспомнить нужную информацию. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. В ушной раковине расположены 148 точек, которые соответствуют различным частям тела. Ноги соответствуют точкам на верхушке уха, голова - на мочке, поскольку ушная раковина напоминает эмбрион человека

     «Энергетические зевки». Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Этот сустав соединяет верхнюю и нижнюю челюсти. Когда мы находимся в состоянии стресса, наши челюсти часто сжимаются, и передача импульсов через эту область снижается. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно.

     «Энергетизатор». Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. Чтобы выполнить это упражнение, положите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. Это еще одно незаменимое упражнение при работе за компьютером.

       «Солдат и тряпичная кукла». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямьтесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянувшегося в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно становятся то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

     «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

     Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

     «Свеча». Исходное положение – сидя за партой или столом. Представьте, что перед вами  большая свеча. Сделайте глубокий вдох и выдохните на пальчики, изображающие горящую свечу. Постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте, что перед вами 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. 

     «Ветерок». Исходное положение – сидя за партой или столом. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнести протяжно звук «Ш» или «С». 

     «Дышим носом». Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

      «Ныряльщик». Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

     Глазодвигательные упражнения  позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

     «Взгляд влево вверх». Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку, и упражнение повторяется.

     «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам помещения  различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет.

     «Гимнастика для глаз». Сделайте плакат – схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т. д.). На ней с помощью специальных стрелок должны быть указаны основные направления, по которым будет двигаться взгляд  в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Упражнения выполняются  стоя.

     Упражнения для развития мелкой моторики синхронизируют работу полушарий, повышают устойчивость внимания.

     «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

      «Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно сменяя друг друга, выполняются следующие положения рук: ладонь, сжатая в кулак,  ладонь ребром на столе и ладонь на плоскости. Выполнить 8-10 раз. Упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

     «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

     «Хвалим – ругаем». Одновременно гладить себя по голове и стучать по животику.

    «Зеркальное рисование». На доске или на чистом листе бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

     «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук.

     «Горизонтальная восьмерка на бумаге». Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), затем левой рукой. А теперь правой и левой одновременно.

     «Слон».  Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от  центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. 

     Упражнения выполняются  от 5-10 минут до 20-35 минут. Очень полезны специальные кинезиологические  «физминутки». Следует помнить, что кинезиологические занятия дают как немедленный, так и накапливающийся эффект, повышая умственную работоспособность и оптимизируя психоэмоциональное состояние.

     Важно заметить, что многие из упражнений требуют известной осторожности, особенно при работе с детьми. А между тем в интернете можно встретить иногда, к примеру, вот такую рекомендацию: «Упражнение «Ротик». Чтобы лучше нам жевать, нужно ротик открывать. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения, сначала слева направо, затем наоборот».  Следовать подобной рекомендации  опасно, так как «резкие» движения нижней челюстью могут стать причиной вывиха суставов, и не только у детей, но и у взрослых, поэтому резкие движения делать нельзя! Столь же осторожными должны быть и все движения, касающиеся шейных позвонков, например, упражнение «Качание шеей», описанное ранее.  Большие сомнения вызывает и  безопасность упражнения  «Постукивание по щитовидной железе», так как щитовидная железа является важнейшим элементом эндокринной системы, очень сложным и хрупким органом внутренней секреции, и малейшая неосторожность может спровоцировать сбой в работе всего организма. Поэтому  лучше действовать по принципу «Не навреди!».

     Но в целом, как показывает опыт, разумное использование средств образовательной кинезиологии  имеет хорошие перспективы и может внести  существенный вклад в дело гармонизации развития ребенка и преодоления имеющихся у него нарушений.

 Использованная литература.

1. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

2. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С.М. Масгутовой. – М., 1997.

3. Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С.М. Масгутовой. – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения...

Гимнастика для мозга или образовательная кинезиология

Термин «кинезиология» происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово». В соответствии с этим кинезиология...

Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...

Образовательная кинезиология в ДОУ

Применение здоровьесберегающей технологии "Образовательная кинезиология" в работе музыкального руководителя....

Образовательная кинезиология в ДОУ

Сообщение для педагогов - музыкальных руководителей ДОУ о роли образовательной кинезиологии в образовательном процессе....

Физкультурный праздник с элементами образовательной кинезиологии "В лес за ёлкой мы идём"

Цель: Создать у детей радостное настроение. Поддерживать интерес к подвижным и познавательным играм.Задачи: Упражнять в различных видах ходьбыи бега. Развивать фантазию, слаженность действий в команде...