Образовательная кинезиология в ДОУ
статья на тему

Середюк Ирина Игоревна

Сообщение для педагогов - музыкальных руководителей ДОУ о роли образовательной кинезиологии в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_kineziologiya_v_dou_2.docx60.09 КБ

Предварительный просмотр:

        C:\Users\solnishko1\Desktop\671c917d3728622179e90ab9120a0acc--rainbow-theme-borders-free.jpg

МДОУ ДСКВ № 6 «СОЛНЫШКО»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ В ДОУ –

сообщение

на районном методическом объединении

 музыкальных руководителей

                                                             

                                                          2017 год

                  Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию краткий обзор моего опыта работы по применению здоровьесберегающей технологии – образовательная кинезиология.

Знаете ли вы, что существуют специальные упражнения для того, чтобы можно было соединить две части интеллекта: левое и правое полушарие? Левое отвечает за слова - там ребенок поёт названиями нот — это слова, это вербальность, правое - когда он чувствует музыкальное оформление и представляет его, то есть воображает и чувствует. Между полушариями, благодаря этим упражнениям, можно сделать такой мостик, когда соединяются нейроны одной части головного мозга с другой. И, в результате, мозг становится постепенно совершенно другим!

Музыка - это совершенно уникальный язык. С одной стороны, он очень близок к математике и другим точным наукам. С другой - это чрезвычайно эмоциональный язык, непосредственно воздействующий на деятельность правого, эмоционального, полушария головного мозга. Музыка способна проникнуть ненавязчиво в человека и установить прочные связи с функционированием обоих наших полушарий, которые полностью изменяют отношение человека к окружающему его миру. 

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев (В. Сухомлинский)

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. (И.Кант)

Данная методика разработана психологом Полом Дэннисоном еще в 60-х годах. Пол Дэннисон не просто психолог, а педагог по образованию. Отсюда и методика «Гимнастика мозга». Он очень много практиковал с детками, которым в обычных школах ставили диагноз «слабоумие».  И практиковал успешно, доказав что любого ребенка можно «включить». Да, кто-то включится на полную мощь, а кто-то только учится осваивать физические движения и задействовать два полушария мозга. Но! Никто не остается на месте. При всей своей простоте методика дает удивительные результаты.

Дети познают окружающий мир через личные ощущения и движения. Впрочем, и взрослые новые знания получают через органы восприятия. Мыслеформы, тело и чувства тесно связаны между собой. Всё движется эмоциями – работа мозга,  внимание, фокусировка, память, восприятие, усердие, собранность и прочее. Поэтому и  процесс обучения дошкольников и школьников подвластен эмоциям и движется по спирали.

Кинезиология - это наука, которая помогает восстановить баланс ребенку, т.е. равновесие между мышлением, телом и эмоциями, где каждая часть вносит свой вклад в развитие. В условиях дисбаланса (стресса) приток крови к коре головного мозга либо блокируется, либо ухудшается, что приводит к плохой взаимосвязи между собой двух полушарий и к  непроизвольному отключению некоторых органов чувств. В результате ребенку тяжело думать и действовать одновременно.

Для восстановления равновесия «мозг – тело» нужно разблокировать доступ к двум полушариям, высвободить застоявшуюся энергию, чтобы привести к восстановлению каналов взаимосвязи.

Кинезиология –  это учение о развитии умственных способностей и  улучшению всего здоровья через физические  упражнения.

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.

На основе «Прикладной кинезиологии», была сформулирована  «Образовательная кинезиология» и составлены упражнения  «Гимнастики мозга». Эти упражнения  помогают снизить стрессовый прессинг и улучшить процесс обучения, улучшить сообразительность, память и внимание, навыки письма, счета и чтения, раскрыть творческие способности и внутренний потенциал.

Гимнастика мозга – это уникальный метод, при котором развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Нас раньше учили нужно вначале подумать, а потом сделать. Так вот, можно иначе, если речь идет о методах в кинезиологии. Начните вначале работать руками, ногами и телом, как умные мысли сами начнут посещать голову. Многочисленные исследования в этой области доказали стопроцентную правоту этих слов. Как следствие - кинезиология прочно внедряется в педагогическую практику.

Правое полушарие отвечает за гуманитарные науки, образное мышление, творческий подход,  координацию движений и пространственное восприятие.

Левое полушарие отвечает за математический и аналитический склад ума, речь, за восприятие слуховой информации, постановку целей и проработку четких программ.

Баланс – это работа сразу двух полушарий тесно связанных между собой системой нервных волокон, которое называют мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информации между полушариями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя и не делать. Обычно блокируется именно левое полушарие и ребенок не способен мыслить, повышать эрудицию, быстро соображать, у него не срабатывает смекалка и конструкторская мысль.

Цель упражнений «Гимнастика мозга»:

·  Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей;

·  Развитие мелкой моторики, способностей, памяти и внимания;

·  Развитие речи, навыков письма и чтения, мышления;

·  Устранение дислексии, стресса, апатии;

·  Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста.

Несколько правил по применению кинезиологических упражнений:

  1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям. 
  2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
  3.  Заниматься ежедневно.
  4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
  5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
  6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
  7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

Лучше, пусть ваш ребенок на 5-10 минут меньше посидит над выполнением задания, но выполнит эти движений. Итак, разберем несколько упражнений в системе «Гимнастика мозга».

Упражнение № 1. «Думательная шляпа»

Упражнение «включает» кратковременную память и активизирует работу мозга. Ребенок должен ухватиться за свои ушки таким образом, чтобы его большой палец оказался с тыльной стороны, а все остальные - спереди. Пусть помассируйте ушки сверху вниз, а затем чуть развернет их к затылку.

Упражнение № 2. «Кнопки мозга»

Находится она под ключицами, слева и справа от грудной клетки, между первым и вторым ребром. Ребенок должен просто помассировать эту область с одной стороны большим, а с другой — средним и указательным пальцем. Или же просто погладить всю область ладонью.

Упражнение № 3. «Восьмерки и узоры»

Знак восьмерки, это бесконечность, взаимосвязь и цикличность. Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Кстати восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.

Упражнение № 4. «Позитивные точки»

Данное упражнение помогает ребенку сосредоточиться, сконцентрироваться, вспомнить нужный ответ, ослабить эмоциональную нагрузку и найти выход из запутанной ситуации. Ребенок ставит средний и указательный палец двух рук на точки, которые находятся между бровями и волосами, т.е. посередине лба. Пальцы нужно держать до тех пор, пока ребенок почувствует тепло.

Упражнение № 5. «Перекрестные шаги»

Это основа походки, танцевальных «па» и маршировки. Перекрестные шаги помогают связать левое и правое полушария, что помогает активизироваться речевым и языковым центрам.Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.

Упражнение № 6. «Крюки Кука»

Упражнение снимает напряжение, убирает «хватку стресса» и помогает прийти к логическому мышлению и привести мысли в порядок. Ребенок садится и укладывает правую стопу на левое колено. Затем правую руку на пятку, а левой рукой обхватывает правый голеностоп. Нужно посидеть пару минут, затем опустить ножку на пол и раздвинуть стопы. Далее следует разомкнуть ручки и  соединить кончики пальцев обеих рук друг с другом, по принципу «домика». И еще посидеть пару минут. Затем поменять локти и колени.

Упражнение № 7. «Крюк Деннисона»

Упражнение помогает выйти из стресса, успокоиться, расслабиться. Для гиперактивных детей это поможет сгруппироваться и унять свои эмоции. Ребенок встает и скрещивает ножки. Затем скрещивает ручки и вытягивает их вперед таким образом, чтобы две ладошки переплелись и вышел «замочек». Сгибает локти (вывернув  кисти вовнутрь так чтобы они «смотрели» вниз) и прижимает их к груди. Глазки поднимает вверх и «цепляется» за недвижимую мишень, оставляя подбородок опущенным.

Упражнение № 8. «Растяжение»

Упражнение улучшает память, помогает сконцентрироваться и развивает усидчивость. Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая  - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку  и повторить упражнение.

Хотите, чтобы ваши детки стали вундеркиндами? Даже если нет, то научить их быстро воспринимать информацию, обрабатывать её и выдавать в нужное время – очень полезный навык для детей. А раскрытие потенциала, творческой жилки и лидерских качеств – безусловно, поможет вашему ребенку в будущем.

Внедрение и использование кинезиологии - это инструмент, значительно повышающий интерес к процессу обучения, делающий его более плодотворным и разнообразным.

Я подготовила для вас небольшую памятку - буклетик с кинезиологическими упражнениями, а также пример занятия. Возможно, вам пригодится в вашей работе.

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии.


Упражнение для развития памяти
Открывайся, третий глаз,
Научи скорее нас -  массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память.
Вы проверьте это сами - массажируем точки на висках
Предлагается несколько слов или цифр, дети повторяют.


Пальчиковая гимнастика
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке.


Точечный массаж
На полянке стоит дом.
В этом доме умный гном - массажируем точку между бровей
Он в окошечки глядит,
Что увидит — говорит - массажируем точки на висках.

Психомышечное расслабление

Цветные краски
Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке.

В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и красочки взялись за дело, стали рисовать: желтое солнце, синий мячик, красный помидор, зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то. Даже маленькие красочки знали это, а уже дети, конечно, помнят, что очень важно быть добрым, ласковым, щедрым. Наши дети сами добрые и ласковые. Они помнят об этом и обязательно расскажут другим.


Мишка
Мишка ложкой кушал мед.
Набрал он меда полный рот,
На пенечке он сидит
И тихонько говорит:
«Я мишутка косолапый,
Не хочу сосать я лапу,
В гости лучше я пойду,
Друга я себе найду».
Это будет ………
Катя, глазки закрывай:
Кто перед тобой — узнай. ( задания подбираются в зависимости от цели и темы занятия)

Массаж ладоней
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.

Использование кинезиологических упражнений                                                                                    на коррекционно - развивающих занятиях с детьми с ОВЗ.                                                                                                    "Медвежонок Тимка и зимние виды спорта".

Цель: коррекция и развитие общей и мелкой моторики, зрительно- двигательной координации.                                                                                                                                 

Задачи:                                                                                                                                         1.Обучение элементарным навыкам самоконтроля.                                                          2.Формирование произвольности движений.                                                                              3.Создание эмоционально положительного настроя.                                                                      

Муз.рук: Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу вам представить нашего гостя. Это белый медвежонок Тимка. Он приехал к нам в гости в наш снежный город, чтобы успеть до того как растает снег и лед, позаниматься с зимними видами спорта.      

Выбрать есть из чего: можно покататься на лыжах (картинка)                                                        

- «Мы новые лыжи с тобою возьмем, и горку покруче сейчас же найдем, и палки лыжные мелькают - быстрее ехать помогают".                                                                                                 А можно скатиться с горки на санках (картинка)                                                                                  - "Санки ждут нас всех зимой, солнце, снег искрится. Хорошо с горы крутой с ветерком скатиться".                                                                                                                                                                  А еще, на ледяном катке, замечательно покататься на коньках (коньки)                                                - "Быстроходны и легки серебристые коньки".                                                                         

 Трудно выбрать: с чего начать?

"Кулак-ребро-ладонь".  "Санки, коньки, лыжи".  Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами ("Санки, коньки, лыжи "), произносимыми вслух или про себя.    

Тимка мне сказал, что очень хочет скатиться сначала с горы на санках. Ну, Тимка, бери санки за веревочку-цепочку и поднимайся на горку! Ой,  цепочка у Тимки порвалась, надо помочь починить. Цепочка состоит из колечек, сейчас мы нашими пальчиками соединим колечки и починим цепочку.                                                                                                    

"Колечко". 
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Молодцы, спасибо, говорит нам Тимка! Взял он санки и стал забираться на высокую- высокую гору, и так устал и запыхался. Давайте поможем Тимке отдышаться. Встаньте так, чтобы друг - другу не мешать.                                                                              

Дыхательное упражнение. Стоя, опустите руки, сделайте быстрый вдох, подтягивая руки к подмышкам, ладонями вверх. Затем, медленно выдыхая, опустите руки вдоль тела ладонями вниз.                                                                                                                        

Молодцы. Вот наш медвежонок сел на санки и собирается скатиться вниз. Давайте глазками проследим за ним.                                                                                        

Глазодвигательное упражнение. И.п. - сидя на полу или стоя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Каждое из движений производится сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребенок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит "соскальзывание" взгляда, следует уделить дополнительное внимание, "прорисовывая" их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.    Понравилось Тимке кататься на санках,  а теперь, он решил взять коньки и пойти на каток, и оставляет он на льду узор от коньков. Давайте и мы порисуем такие узоры.            

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, затем другой рукой, потом обеими руками вместе.    

Накатался, нагулялся медвежонок. И тут налетел ветер холодный и наш Тимка замерз. Давайте вместе с ним погреемся.                                                                                            

Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки.  

Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.                                                                                  

"Ухо—нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».                                                                        

Мишка наш устал и хочет отдохнуть, и мы с вами тоже отдохнем. Садитесь, расслабьтесь, слушайте музыку.

В течение двух учебных лет я совместно с логопедом, инструктором по ФК и психологом работаем над проектом «Секрет талантливых дошколят», основанный на методах образовательной кинезиологии. Это инновационный проект. Больше года мы уделили на изучение и накопление материала по этой теме.

В основе проекта лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе.

В проекте подобран материал, максимально приближенный к изучаемым темам и, учитывающий требования программ обучения, составлено подробное перспективное планирование, синхронизирующее работу специалистов. В силу того, что в логопедии и коррекционной педагогике используют следующие направления кинезиотерапии: лечебную физическую культуру, логопедическую ритмику, логопедическую (артикуляционную) 

гимнастику, пальчиковую гимнастику, дыхательные упражнения, корригирующие позы, нами был разработан план взаимодействия с педагогами по реализации инновационной деятельности.

Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в чёткой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции, которая достигается за счет опоры на индивидуально - типологические и компенсаторные возможности ребёнка.

Взаимосвязь в работе логопеда и музыкального руководителя заключается в развитии у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений.

На музыкальных занятиях используются необходимые в коррекции речи детей, следующие упражнения:

- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

-сопряженная артикуляционная гимнастика, способствующая не только координации кистей рук, но и развитию артикуляционного аппарата;

- художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

- театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры)

Использование перечисленных упражнений, способствует развитию культу-ры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

И такой сложный диагноз, как дизартрия, имеющийся у 82% детей, влекущий за собой не только нарушения лексико-грамматической и фонетической стороны речи, но и нарушения голоса, общей и мелкой моторики, парезы лицевых и артикуляционных мышц и многое другое, поддаются значительно легче.

Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Занятия по физической культуре учитывают и состояние общей моторики. Включаются и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. Образовательная кинезиология рекомендуется для каждого, кто желает улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная кинезиология: история и проблематика

Статья посвящена анализу истории возникновения и развития образовательной кинезиологии как части  учения о развитии ребенка и взрослого человека через естественные физические движения. Это направ...

Гимнастика мозга. Нейрогимнастика и Образовательная Кинезиология

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений. Этот комплекс рекомендуется использовать во время обучения детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Упражнения...

Гимнастика для мозга или образовательная кинезиология

Термин «кинезиология» происходит от греческого слова kinesis- «движение» и logos- «наука, слово». В соответствии с этим кинезиология...

Образовательная кинезиология как игровая и здоровьесберегающая технология в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ

Всем известно и не вызывает сомнений польза утреней гимнастики для организма человека, она помогает телу быстро перейти из энергосберегающего режима сна в режим активного бодрствования. Однако не толь...

Образовательная кинезиология в ДОУ

Применение здоровьесберегающей технологии "Образовательная кинезиология" в работе музыкального руководителя....

Физкультурный праздник с элементами образовательной кинезиологии "В лес за ёлкой мы идём"

Цель: Создать у детей радостное настроение. Поддерживать интерес к подвижным и познавательным играм.Задачи: Упражнять в различных видах ходьбыи бега. Развивать фантазию, слаженность действий в команде...