Культура речи педагога
консультация по логопедии

Унгефуг Евгения Николаевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_pedagoga.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ «Культура речи педагога».

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Речь человека свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для детей.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в режимные моменты, в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности, воспитатель организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Культурой речи называют ее правильность, т. е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, установленным традицией для литературного языка.    

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому педагоги должны иметь представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят:

человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, в частной жизни, и тогда его речь — разговорного стиля;

в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями — научной, публицистической, поэтической, деловой речью.

 Типы языковых культур педагогов:

Носители элитарной речевой культуры

Представители «среднелитературной» культуры

Педагоги с литературно-разговорным типом речевого поведения.

Элитарная речевая культура. Это идеальный тип речевого поведения педагога. Носители элитарной речевой культуры владеют всей системой литературного языка и каждый функциональный стиль используют в соответствии с ситуацией. В их речи нет нарушения норм литературного языка в произношении, ударении, образовании грамматических форм, словоупотреблении. Они пользуются языком творчески, их речь обычно индивидуальна, в ней нет привычной заштампованности, а в разговорной речи – стремления к книжности.

Гораздо чаще встречаются педагоги, которые являются носителями «среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает  невозможность творческого использования крылатых выражений, художественных образцов классической литературы. Нарушения произносительных норм у них не единичны, а образуют систему. Их речевое поведение  характеризуется:

скупостью на синонимы, сравнения, эпитеты;

частой повторяемостью одного и того же слова в процессе объяснения;

монотонностью в голосе, отсутствием эмоциональности;

недостаточным уважением к адресату.

Далекой от норм публичной речи является речь представителей с литературно-разговорным типом речевого поведения. Сегодня немало носителей языка, для которых разговорная система общения является фактически единственной в устной форме речи. Многие педагоги, считая, что с детьми необходимо говорить понятным им языком, стараются, подражать молодежной речевой культуре и некоторым сленговым оборотам и выражениям.

Речь педагога должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания детей, а значит, к ней, помимо общекультурных, должны предъявляться и профессиональные педагогические требования.  

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

качество языкового оформления речи;

ценностно-личностные установки педагога;

коммуникативная компетентность;

четкий отбор информации для создания высказывания;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

 «Прежде чем приступить к ответственному делу развития речи своих воспитанников, … следует позаботиться о развитии, упорядочении своей речи», - напоминает педагогам Е.И. Тихеева, видный педагог и общественный деятель в области дошкольного воспитания.

Признаки культурной речи.

Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные орфоэпические нормы русского языка - правила литературного произношения.

Отсутствие культуры речи проявляется, например, в том, что:
человек неправильно произносит звуки в словах, произносит слова так, как они пишутся: вместо [што] говорит [что], вместо [вада] говорит [вода].

В русской речи очень важен вопрос о правильном ударении, так как ударение может находиться на любом слоге. Педагогам  необходимо выучить основные нормы произношения и знать, как ими пользоваться. Если нет уверенности  в правильном произношении или употреблении какого-либо слова, лучше обратиться к словарю. В методическом кабинете детского сада должны иметься словари орфографический, словарь ударений небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика).

Грамматическая правильность речи - норма образования и изменения слов - для воспитателя обязательна: неправильное построение словосочетаний: например, «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях); «возьми со старшей группы» (предлог «из»заменяется «со»), «не ложь сюда» (вместо «не клади»).

Точность речи, то есть ее соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Ошибки: неправильный смысл слов (слово сокрушенно (печально) употребляется в значении «сокрушительно» («сильно»), слову причудливый (вычурный) придается значение «чудесный».

Помощь в уточнении лексического значения слова окажет толковый словарь.

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него образность речи. Воспитатель должен уметь осознанно анализировать языковые средства, это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка:

лексической (жилище — дом — квартира — жилплощадь — пристанище — приют — угол — гнездо — крыша над головой — обитель — кров — жилье — берлога — логово — нора — гнездышко);

грамматической (идти полем — по полю— через поле).

Знание синонимии родного языка даст педагогу очень эффективный прием обучения речи детей: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно предложить соответствующий синоним, чтобы он все понял. Например, в стихотворении А. Прокофьева «На улице лужа» есть слова: «на воду спускают флот, оснащенный парусами»; встречающаяся здесь грамматическая форма причастного оборота трудна для понимания ребенка. Вместо нее воспитатель предлагает знакомую уже форму спрягаемого глагола: оснащенный парусами — значит «флот, который оснастили (оборудовали) парусами».

Помощь в подборе синонимических рядов окажет словарь синонимов.

Ясность и логичность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего, соответствие законам логики. Так, Квинтилиан, римский учитель красноречия, писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».  Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания.

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. Умение выражать свои мысли точно и убедительно — важнейшее качество воспитателя. Особенно распространённой ошибкой является многословие, употребление непонятных слов.

Пример. Занятие по рисованию в старшей группе проводит. Воспитатель: «Сегодня вы будете рисовать две девочки (вместо двух девочек) с санями. Вы все уже знаете, так как недавно рисовали мальчиков. А сейчас мы все повторим, с чего надо начинать». Ребёнок повторяет. Воспитатель подтверждает сказанное ребёнком: «Совершенно правильно, надо рисовать с головы, а потом с плеч, ни в коем случае нельзя рисовать без плеч...» Затем воспитательница продолжает: «Совершенно верно, туловище надо, а то девочки упадут. Давайте договоримся, какие шубки мы будем рисовать у девочек».

На занятии по пересказу воспитатель говорит: «Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?», «Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?» Подобное многословие, словесное нагромождение утомляет внимание и слух, затемняет смысл вопроса, и дети молчат или отвечают неправильно.  

Другая крайность - излишняя краткость, которая делает вопрос непонятным. Пример, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: «Куда шёл Женя?» Ответ ребенка: «Женя шёл в школу». Воспитатель: «Ну и что?» Девочка молчит, не понимая, о чём её спрашивают.

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов.

Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их».

Для русской речи наиболее естественным является чередование согласных и гласных звуков, причем сочетание согласных чаще всего бывает двух- и трехчленным. Если же между гласными встречается сочетание четырех и более согласных, это может нарушать благозвучие речи и вызывать некоторые затруднения при произношении (синхрофазотрон). На благозвучие речи оказывает влияние также чередование ударных и безударных слогов. Оптимальный вариант - короткие слова должны чередоваться с длинными. Нарушение этого правила делает речь рубленой (Дед был стар), или, напротив, монотонной (Свидетельства поименованных авансодержателей запротоколированы).

Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (художественная образность, интонация, темп речи, сила и высота голоса) способствует более полному осознанию ребенком содержания речи взрослого.

 Академик В.О. Ключевский, считавшийся блестящим и остроумнейшим оратором, в полной мере обладавшим искусством слова, писал: «Я не имел бы права называться воспитателем, если бы на каждом шагу не раскрывал красоту, поэтическую силу, аромат, тончайшие оттенки, музыку слова».

Образ как средство общения представляет собой специфическую форму отражения действительности. Образность речи - чувственное воспроизведение мысли, которое может быть выражено в примере, метафоре, сравнении, аналогии, символе. Об одном явлении сказать по-разному. Вместо слов: «Над горами больше не дует ветер» Гёте предпочел написать: «Горные вершины спят во тьме ночной».

В методическом кабинете детского сада должны иметься сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы.

Наши чувства в речи передаются не только при помощи слов, но и посредством разнообразных интонаций. Иногда именно в интонации кроется истинный смысл сказанного.

Интонация - звуковая форма высказывания, система изменений высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится.

В соответствии с этикетными правилами интонация не должна указывать на агрессию и вызов, на пренебрежительное или покровительственное отношение, намерение поучать собеседника.

Одну и ту же фразу «Здравствуйте!» - можно произнести по-разному: радостно, с улыбкой на устах - и равнодушно, высокомерно. «Садитесь!» -  можно произнести, выразив этим свое отношение к собеседнику: проявить к нему уважение или, напротив, обидеть его уничижением. Это свойство интонации отражено в  пословице: «То же слово, да не так бы молвить!»

Искусство находить в любой ситуации нужную тональность относится к числу важнейших коммуникативных умений говорящего. Неверно взятый тон может привести к коммуникативной неудаче.

Повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счет интонационного разнообразия речи педагога. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая детям. Психологи насчитали больше 20 интонаций, выражающих различные чувства: радости, удивления, страха, сомнения, негодования, восхищения, злобы и т.п..  А.С. Макаренко стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить «Иди сюда» с двадцатью оттенками. Педагог должен стремиться выразить голосом то чувство, которое соответствует содержанию его речи. О грустном надо говорить печальным голосом, о веселом — радостным.

Наблюдения за речью педагогов показали, что педагоги часто говорят на повышенных тонах, их интонации агрессивны:

«Так //успокоились //»

«Закрой свой рот //» (замечание ребенку)

«Никита сегодня умный //» -(ироничная реакция педагога на ответ ребенка).

«Вова, я тебя сейчас выгоню из группы».

Этими замечаниями педагог не воспитывает ребёнка, не учит его овладевать нужными навыками поведения.

Во время обеда в младшей группе воспитатель обращается к детям, которые медленно едят: «Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам». И это сухое, монотонное обращение к детям повторяется много раз, дети не реагируют.
В этой же группе другой воспитатель совсем по-иному вызывает у детей положительное отношение к еде: «Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, берите его скорей на ложку. Вот так. Вкусно!» Дети соглашаются. Или: «Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно». «И я умею быстро», — раздаются голоса детей. Дети улыбаются и быстро справляются с обедом.

О.М. Казарцева предлагает ввести «систему запретов» в педагогической речи: запреты на тон - обидный, презрительный, пренебрежительный, крикливый, злой, сюсюкающий; запреты на слова и выражения - грубые, оскорбляющие, насмешливые; запреты на голос - бубнящий, неразборчивый, заискивающий, сиплый. Главный этический принцип речевого общения - уважительное отношение к любому собеседнику - должен находить свое выражение, начиная с приветствия и кончая прощанием, на протяжении всего разговора.

Для речи педагога большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, координация дыхания и голоса, четкость дикции, умение держать паузу.

О впечатлении, которое производит на слушателей плохая дикция, образно говорил К.С. Станиславский: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами...»

При работе над дикцией дать положительные результаты может использование неудобопроизносимых звукосочетаний, слов и фраз. Чем большую нагрузку испытывают при тренировке органы речи, тем больше получаемый эффект. Примером может служить древнегреческий оратор Демосфен, который избавился от косноязычия, упражняясь в отчетливом произношении звукосочетаний, слов и фраз с камешками во рту.

- Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кшта, кштэ, кшту, кшто.

- Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее: бодрствовать, мудрствовать, взбадривать, трансплантация, контрпрорыв, сверхвстревоженный, горазд всхрапнуть.

- Потренируйтесь в произношении долгих согласных: отдаленный, ввязаться, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить.

- Произнесите фразы, состоящие из одних ударных слогов, сначала медленно, затем быстро: В тот час тут пел дрозд. В тот год тут был град. Дуб был стар. Всем люб был Петр.  Мох скрыл гриб.  Волн всплеск — брызг блеск! 

- Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова посреди двора. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои. 

Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу».

Часто воспринимать смысл устного рассуждения мешают произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание. Пауза для вдоха может использоваться между отдельными элементами мысли - фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями. Пауза, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше.

Паузы в речи говорящего не несущие смысловую нагрузку могут возникать из-за того, что он затрудняется в поисках слова, которое наилучшим образом выразило бы его мысль. Если случаев прерывистости в речи говорящего немного, и они отражают поиски необходимого средства выражения мысли, их наличие не мешает аудитории. Однако, когда прерывистость речи очень сильна, это свидетельствует либо о незнании оратором предмета речи, либо о его чрезмерном волнении, либо о плохом владении словом.

Интенсивность речи характеризуется посредством изменения темпа подачи информации педагогом. Скорость речи зависит от особенностей самого говорящего и характера содержания его речи.

Торопливость речи — один из наиболее распространенных и серьезных недостатков, слишком быстрый темп затрудняет постижение смысла сказанного, утомляет слушающего и разрушает внимание.

Вялая же речь — порок флегматичных и ленивых людей. Такие ораторы долго раскачиваются, прежде чем вымолвят слово, а когда, наконец, добираются до конца высказывания, слушатель уже теряет способность следить за нитью их мысли.

Педагогу следует искать «золотую середину», не зацикливаться на одном темпе, взятом в начале занятия, а изменять его, кроме этого во время занятия постепенно и плавно то повышайте, то понижайте голос, делайте его то громким, то тихим.

Использование вспомогательных паралингвистических средств: жестов, мимики.

Жесты - несущие информацию движения, которые человек в процессе речи делает руками и головой. Жест либо сопровождает слово, дополняя или подчеркивая его смысл, либо замещает какой-то элемент высказывания. Он служит выразителем недоумения, утверждения, вопроса, намека, огорчения, радости, насмешки и других человеческих чувств. Этим речевые жесты отличаются от жестов действия: протянул руку к лежащему на столе яблоку; вскинул локоть, защищаясь от удара, - в этих и подобных им жестах не содержится никакого сообщения, то есть они не выражают ни смысла, ни эмоций, которые могли бы быть переданы словесно.

По мнению некоторых исследователей, в процессе говорения жест несет около 40 % информации.  К.С. Станиславский подчеркивал: «Руки высказывают мысль». Многие педагоги задаются вопросами «Что делать с руками?», «Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?» Вопрос целесообразнее сформулировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?»

Советы:

Не держите руки в карманах.

Помните, что ваши жесты должны быть свободные и упругие, а не небрежные или вызывающие.

Жестикуляция должна сопутствовать ходу мыслей, с помощью рук можно пояснить нюансы:

- показать размеры предмета, (изобразительные жесты): Малюсенький такой пузырек, - жест указательным и большим пальцами на уровне лица: расстояние между ними обозначает высоту пузырька. Вот такой арбузище купил вчера, килограммов на 10! – при этом говорящий как бы обнимает руками нечто круглое и большое.

- руками можно попросить ребят сесть,

- указать на что-либо, подчеркнуть важность сказанного, попросить  приготовиться внимательно слушать.

Жест, уместный в одной ситуации общения, не используется в других. Жест «чесания в затылке» как символ недоумения, поиска решения, загадки и т.п., допустимый в общении друзей, воспринимается как признак невоспитанности или чудачества в поведении педагога.

Как выступать красиво.

  • Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть, заключение.
  • Избегайте лишних подробностей — берите для речи только самое существенное.
  • Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.
  • Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.
  • Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный. Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.
  • Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.
  • Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.

Требования к  формулировке вопроса.

На всех занятиях в детском саду воспитатели широко пользуются вопросами как приёмом обучения детей.

Неправильно поставленный вопрос уводит внимание детей в сторону, не учит сосредоточивать его на основном.

Первое требование вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасова «Грачи прилетели», воспитатель спрашивает: «Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?»

Второе требование к вопросу точность и конкретность. Вопрос «Что нарисовано на этой картине?» направляет внимание детей в равной мере на всё, что нарисовано на картине: и на основное, и на детали, и поэтому совершенно естественно, что дети начинают перечислять всё, что они видят. Нужно, чтобы первый вопрос сразу заставил детей обратить внимание на главное, на то, что надо выяснить при рассматривании картины, а затем задавать вопросы о подробностях, деталях, уточняющих основную идею.

Примеры общих вопросов. В итоговой беседе о весне воспитатель спрашивает: «Дети, вспомните, чем была интересна весна в своём начале?»; «Какие изменения произошли весной с растениями?» У этих вопросов общая расплывчатая формулировка, неясно, и о каких растениях спрашивает воспитатель (о деревьях или цветах), и о каких изменениях. Точнее и потому доступнее детям будет вопрос: «Что появляется весной на деревьях?»

Воспитатели мало внимания уделяют умению детей точно слышать вопрос и точно на него отвечать. Например, в беседе о школе воспитатель спрашивает: «Кого учит учитель?» Боря: «Учитель учит читать и писать». Воспитатель (не обращая внимания на ответ, данный не по существу заданного вопроса) не исправляет ошибку Бори и говорит: «А ещё чему учит детей учитель?»

Доступность вопроса зависит также и от его формулировки. Неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Например: «Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?» Этот вопрос следовало бы разделить на два: «При каком свете светофора машины могут ехать?» и «Кто следит, чтобы машины ехали правильно?»

Важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. Вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, а об основном, главном. Целенаправленность вопросов обусловит их и последовательность.

Примеры из конспектов занятий по картине «В школе».

Первое занятие. Воспитатель задавала вопросы в такой последовательности: «Где находятся эти девочки?», «Что они делают?», «Что видно за окном?», «Что делает девочка у доски?» Порядок этих вопросов показывает, как мечется мысль воспитательницы по картине: от девочки к дереву за окном, от окна к девочке, решающей задачи, и т. д.

Второе занятие. Соблюдена строгая последовательность, приучающая детей к логическому мышлению. Вопросы: «Где находятся эти девочки?», «Как можно назвать девочек, которые учатся в школе?», «Кто учит школьниц?», «Чем сейчас занимаются ученицы?», «Что делает ученица у доски?», «Почему две ученицы подняли руку?»

Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Между тем в практике работы можно часто слышать, как воспитатель, задав вопрос, тут же повторяет его, меняя формулировку. Например, воспитатель задаёт вопрос:  «В какой стране мы живём? Как называется наша Родина? Вспомните, наша страна как называется?»

Таким образом, основные требования к вопросу как приёму обучения сводятся к следующему: внимание к смысловому значению вопроса, к точности, краткости и правильности формулировки; вопрос должен быть доступным пониманию детей, целенаправленным; необходимо соблюдать последовательность в постановке вопросов. Вопросы должны заставлять детей не только припоминать уже известное, но и думать, отыскивая простейшие причины и следствия, делая элементарные выводы и обобщения.

Анализ речи педагога.

При анализе речи воспитателя следует оценивать ее с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам).

При оценке речи воспитателя, оценивается, как истолковывает поступки и действия детей, окружающих людей, какова направленность его оценок, суждений (моральных, интеллектуальных, эстетических). Особое внимание уделяется  речи педагога в обыденной обстановке: во время отдыха, на прогулке, в раздевальной, в трудовой деятельности и т. д., так как зачастую в это время содержание его речи становится бедным, ограниченным организационными, дисциплинарными обращениями.

Оценка словаря воспитателя: точность, частое употребление слов, которые медленно усваиваются детьми, точное обозначение оттенков цвета, материала, формы, величины предметов и др., использование художественного слова, фразеологических оборотов, безупречность грамматики, использование разнообразных синтаксических конструкций. Речь воспитателя должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.

Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. В оценке речи воспитателя учитывается ее возрастная направленность: в первую очередь доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса.

Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной, необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон,  вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения - поза, жест, отношение к собеседникам –должны служить образцом.

Актуальные методические требования к речи воспитателя (по Тихеевой Е.И.):

  • речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
  • по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
  • структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
  • содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
  • речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.
  • речь должна быть уверенной, для чего необходимо знание материала, и подготовленной: должны быть продуманы любые случаи незапланированного развития беседы.

Таким образом, традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу. Все это непроизвольно и незаметно будет копироваться детьми. Специального внимания требует грамматическая сторона речи сотрудников, борьба с элементами просторечия и местного говора. Речь педагога должна быть эталоном для детей.

Источники:

  1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Голованова Д.А. Краткий курс: Русский язык и культура речи, Окей-Книга, 2013
  3. Десяева Н.Д. Культура речи педагога. Уч. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений – М.; Издательский центр «Академия», 2006.
  4. Ильин Е.П. «Психология для педагогов» СПб., Питер, 2012.
  5. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие, М.: Флинта : Наука , 2003
  6. Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева, М.: Издательство НОРМА, 2000.
  7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (ранний и дошкольный возраст), М., 1972.
  8. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., 1977.
  9. Ширяев Е. Н. Культура русской речи и эффективность общения М.: Дрофа,1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультирование для педагогов "Культура речи педагога".

Развитие грамотной речи и повышение её культуры в педагогическом коллективе....

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"

Семинар - практикум для педагогов "Культура речи педагога"...

Рекомендации для педагогов "Культура речи педагога"

В данных рекомендациях определены требования, предъявляемые к речи педагога, предложены основные "правила" слушания собеседника, а так же советы психологов Р.С. Немова, А.И. Новикова по овла...

консультация для педагогов "Культура речи педагога"

          Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в пов...