Слоговая структура и развитие речи.
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Кувшинова Екатерина Юрьевна

Особенности развития слоговой структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura_rabota_s_roditelyami.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Слоговая структура и развитие речи.

Слоговая структура является необходимым элементом для овладения грамматическим строем речи. При правильном развитии речи формируется к 3 годам.При нарушении слоговой структуры у детей отмечается:

Искажение порядка слогов ( капет, вместо пакет).

Сокращение количества слогов (кадаш, вместо карандаш).

Отмечаются ошибки в воспроизведении  стечений согласных  (бат, вместо бант, кука, вместо кукла).

Частичное уподобление одного звука другому в пределах слова (дыдя, вместо дыня).

Искажение сложных слов (атобиль, вместо  автомобиль).

Появление лишних букв в слове (бандан, вместо банан).

Работа  по преодолению данного нарушения  необходимо начинать с формирования предпосылок развития слоговой структуры слова:

Развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение. Ребёнок сидит на стуле, глаза завязаны платком. Логопед гремит погремушкой, держа её перед ребёнком, за ним, слева и справа, под и над стулом. Нужно дать правильный ответ, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).  При затруднении добавить зрительный контроль, открытые глаза.

Развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение. Ребёнок самостоятельно показывает на себе, а при усложнении на взрослом (зеркальное отражение) левый мизинец, правую пятку, правое плечо, мочку левого уха и т.д.

Развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги).

Графические диктанты .

Упражнение с карточками. Подготовить альбомный лист, 5 карточек с изображением любых предметов. Ребёнок по заданию логопеда (середина, наверху, внизу, справа, слева) раскладывает карточки на листе бумаги.

Развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение. Логопед задаёт ребёнку ряд последовательных движений, после выполнения, задаются вопросы: Что ты сделал вначале, в конце? Что ты делал перед тем как похлопать в ладоши? После того как присел? И т.д.

Развитие динамической и ритмической организации движений.

Упражнения состоят в самостоятельном повторении ребёнком действий после зрительного предъявления  инструкции логопедом.

Одновременно с развитием предпосылок проводится работа с гласными по уточнению правильной артикуляции  для предупреждения замещения гласных и перестановку слогов.                  

Упражнения состоят в  повторении одинарных звуков, пар, троек и большего количества звуков с тренировкой  высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.

Следующим этапом идёт работа со слогами по плану: открытый слог (ма, по, ту), обратный слог (ан, оп, ит), закрытый слог (нак, пок, тим), стечение согласных (пто–тпо,хту–тху).                                                                                                                                        Упражнения заключаются в повторении слоговых рядов, счёте количества слогов, составлении слогов по образцу и т.д. Очень хорошо включить ритмическое  упражнение: отхлопывать или отстукивать каждый слог.

И наконец, переходим к самому интересному: к работе над словом. Этот вид работы самый продолжительный и насыщен разнообразными упражнениями. Нельзя забывать об определённой структуре работы:

Упражнения на различение длинных и коротких слов.

Упражнения на объяснение значений малознакомых слов.

Упражнения на отражённое скандированное повторение слов изучаемого типа.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнения на оценку нормативности. Необходимо подготовить сигнальные карточки (красный и зелёный круг). Логопед произносит ряд слов, если слово звучит правильно, то ребёнок показывает зелёный круг, а если не правильно, то красный круг. Необходима зрительная поддержка, изображения, называемых предметов. Приблизительный речевой материал: павук   паук   вутка   утка   бекал    белка  клуба  клумба   тица   птица   талбетки   таблетки   куруза   кукуруза   смот   мост и т.д.

Упражнения на переход к слитному произнесению. Дополнить слог до слова. Логопед произносит первый слог какого-либо слова, а ребёнок заканчивает слово.

Упражнения на образование словосочетаний. Подбор прилагательных к именам существительным; изменение прилагательных по родам (зелёная кофта, зелёное яблоко, зелёные листья, зелёный мяч), образование родительного падежа множественного числа с помощью слова много ( мяч……….много мячей).

Упражнения на составление коротких предложений с изученными словами.

Подбор к предметам действий.

двусложные слова из открытых слогов (вода);

трехсложные слова из открытых слогов (кабина);

односложные слова, представляющие собой закрытый слог (кит);

двусложные слова с закрытым слогом (веник);

двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кофта);

двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (поднос);

трехсложные слова с закрытым слогом (петушок);

трехсложные слова со стечением согласных  (конфета);

трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (маятник)

трехсложные слова с двумя стечениями согласных (избушка);

односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова (зонт, шкаф);

двусложные слова с двумя стечениями согласных (штанга);

четырехсложные слова из открытых слогов (пианино);

четырёхсложные слова со стечением согласных (автомобиль).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...